Мы не продаем технику -           мы дарим эмоции!
Санкт Петербург, Литейный проспект, 30
+7 (812) 6029682
  • Шоурумы
  • Услуги
  • Дизайнерам
  • Нестандартные решения
  • О компании
  • Новости
  • Доставка и оплата
  • Контакты
0 товаров

Стереофония и стереофонические акустические системы. Прежде всего следует отметить,что в настоящее время большинство фирм-производителей акустики не позиционируют свои изделия как строго стереофонические, т.е. подразумевается,что они могут использоваться также и в составе многоканальных систем домашнего кинотеатра. Относительным исключением можно считать лишь верхние линейки акустики некоторых фирм, например, линейку «Prestige» фирмы «Tannoy» , или верхние рупорные модели «Klipsch».Тем не менее,ничто не мешает построить многоканальную систему и на их основе.В то же время ряд фирм выпускает линейки акустики,предназначенные исключительно для домашнего кинотеатра. Такие колонки имеют одинаковые размеры для всех каналов и отличаются строгим сухим мониторным звучанием,что делает использование их в стереосистеме нецелесообразным. Как правило,такая акустика прямо нуждается в поддержке одного или нескольких сабвуферов,что для стереосистемы,вообще говоря,нежелательно: даже лучшие сабвуферы норовят «жить своей жизнью», из-за этого при воспроизведении музыкальных программ страдают согласованность и артикуляция баса.

Вкратце остановимся на стереофонии. Стереофоническими называются системы объемного звучания,основанные на двухканальной записи, воспроизводимой, как правило, одной парой акустических систем: правой и левой колонками, размещенными перед слушателем. Вероятно, мысль изобретателей стереофонии двигалась следующим путем: у человека два уха и с их помощью он слышит объемное звуковое пространство со всех сторон,значит, при помощи двух источников звука, воздействующих каждый на «свое» ухо, можно добиться эффекта звучания,приближенного к естественному. Впервые на эту возможность обратил внимание А.Блюмляйн в 1931 году. Стереофония основывается на способности человека определять расположение источника звука исходя из интенсивности воздействия и разницы во времени при попадании сигнала в правое и левое ухо. Представим себе слушателя перед двумя колонками.Если в обеих одновременно прозвучит одинаковый сигнал равной громкости,например,щелчок, у слушателя возникнет ощущение,что источник звука расположен строго посередине между колонками. Если в левой колонке звук будет громче, кажущийся источник звука сместится влево. Если сигнал прозвучит несколько раз ,всякий раз тише, возникнет ощущение, что его источник удаляется. Это –так называемый уровневый, или интенсивностный механизм стереолокализации ( intensivity stereo ). Именно он используется в большинстве современных многомикрофонных записей, а также в системах Блюмляйна, X/Y,M/S. Представим вторую ситуацию. В обеих колонках прозвучит одинаковый по громкости сигнал, но в правой на долю секунды раньше,чем в левой. Для слушателя кажущийся источник звука сместится вправо. В этом случае работает временной(фазовый) механизм локализации,опирающийся на различия в запаздывании сигналов. Системы стереозаписи, основанные на временных различиях сигналов (time based stereo, системы А-В, ORTF,SASS) также входят в арсенал современного звукорежиссера. ( о микрофонных техниках см. «Аудио Магазин» 4(5)95, с. 66-73) Со временем выяснилось,что стереофония имеет недостатки на которых подробно останавливаться не буду, важно, что при увеличении числа каналов эти недостатки не устраняются,а лишь усугубляются.Замечу лишь,что при наличии на одном диске, например записи концерта на DVD, многоканальной и стереодорожки большинство слушателей предпочитают стереозапись как более энергичную,плотную и артикулированную. Если принять во внимание, что первый стереодиск вышел в 1957 г.,ясно,что со стереофонией связан мощный пласт музыкальной и инженерной культуры 20 века, а профессия звукорежиссера,сводящего фонограммы, «делающего звук», стала ,подобно профессии кинорежиссера,творческой: опираясь на современный технический арсенал,он стал полноправным со-творцом музыкальных альбомов и может создавать самые фантастические звуковые полотна, сообразуясь лишь с пожеланиями исполнителей и собственным чувством меры и вкуса. Наверно,самый известный и популярный у нас звукорежиссер- Алан Парсонс, заслуги которого перечислять нет смысла.

Об акустических системах. Я уже упоминал,что строгого различия между стерео и кинотеатральной акустикой большинство фирм не делает, предпочитая из коммерческих соображений выпускать нечто универсальное. Рядовому потребителю это на руку: почти всегда можно к своей стереопаре докупить выдержанные в том же дизайне сателлиты, центральный канал и сабвуфер, интегрировать свой стереоусилитель с А/В ресивером и получить универсальный аудиокомплекс без потери «жизненного пространства» и денег. Поэтому под стереоакустикой следует понимать любые акустические системы, способные адекватно воспроизводить большую часть слышимого диапазона частот при нижней границе хотя бы в 45 герц. Этому условию формально удовлетворяют даже качественные «полочники». Но истинные меломаны предпочитают разделять стереосистему и кинотеатр, зачастую разнося их в комнате, а то и по разным помещениям. Ибо,строго говоря, назначение и способы воздействия на слушателя у стереосистемы и системы домашнего кинотеатра разные. Стереосистема должна качественно передавать музыку, многоканальная кинотеатральная-звуки. Практика показывает,что это не вполне одно и то же. Звучание настоящих стереоколонок музыкально,неутомительно,певуче, «душевно».Они как бы побуждают человека слушать музыку,сами незаметно растворяясь в пространстве. Звучание настоящих кинотеатральных колонок сухо,деловито,отчетливо, с довольно агрессивной динамикой.Они похожи на коммивояжеров,энергично продающих свой товар. В кино это оправдано: их задача- держать зрителя в постоянном напряжении. Вы хотите, слушая музыку, постоянно напрягаться?

Поэтому честный консультант в салоне,имеющий большой опыт общения с акустикой разных фирм, откровенно поделится с вами своими впечатлениями: вот эти колонки- необычайно музыкальны,сделаны меломаном для меломанов, вот эти –мониторы,рабочий инструмент но душевности не жди, эта система –сертифицирована Лукасом и на ней следует строго смотреть «Войны» и «Юрский парк»-будете дрожать от адреналина, а эти –и нашим,и вашим, всего помаленьку и стоят умеренно.

Часто задают вопрос: какая мощность у этих колонок? Следует помнить, что добросовестные производители указывают два значения мощности: номинальную, т.е.значение мощности,при котором гармонические искажения не превышают заявленных значений, и музыкальную: максимально возможную подаваемую на вход без угрозы механического повреждения колонки. Понятно,что когда колонка близка к тому,чтобы взорваться,о качестве звука речи уже не идет. Сейчас чаще указывают диапазон рекомендуемой мощности усилителя, например: 25-125 Вт. Это удобно, т.к. учитываются и свойства колонки, в частности характеристическая чувствительность,по сути дела КПД, и возможности типовых усилителей.Можно считать,что нижнее значение-минимум требований к усилителю,с которым акустика будет играть с заявленным качеством, ну а к верхнему лучше не приближаться,особенно если в доме есть любознательные дети. При этом следует знать, что колонки с чувствительностью 89-91 дБ /Вт/м громко играют уже при подаче на их вход сигнала в 3-4 Вт! Поэтому указанные 25 Вт лишь в какой-то мере характеризуют способность усилителя давать пиковые значения сигнала и «прокачивать» самую тяжелую,низкочастотную область диапазона. Если у акустики «тяжелый» характер, т.е. есть провалы в сопротивлении до 2-3 Ом,в пару к ней потребуется усилитель, способный отдавать большие значения тока в нагрузку- в шутку их называют «сварочными аппаратами», иначе провалов в басу и общей вялости динамики не избежать.

Следующий часто задаваемый вопрос: какую акустику выбрать,полочную или напольную? Начнем с того,что почти две трети стоимости современной колонки приходится на корпус. Соответственно,большие и качественно сделанные напольники стоят дороже.Возрастает не только расход материала,но и сложность изготовления: чтобы сделать корпус акустически нейтральным,требуются всевозможные распорки,стяжки,ребра жесткости и т.п. Зато больший внутренний объем позволяет «напольникам» иметь лучшую чувствительность и воспроизводить более глубокий бас даже с тем же набором динамиков. Для стерео возможность всего парой колонок воспроизводить весь диапазон частот очень важна. При прочих равных напольная акустика звучит,как правило, масштабнее, дает «большой» звук.В то же время полочники выигрывают в маленьком помещении ,т.к. при малой площади передней панели меньше демаскируют себя в пространстве и, приближаясь к идеальной «звучащей точке», создают лучший стереоэффект на близком расстоянии. Бывает и так, что колонки буквально негде разместить,кроме как на стене или на полке.

Следующий вопрос: двух-или трехполосные? Главный аргумент сторонников двухполосных (т.е. имеющих два динамика- основной средне-низкочастотный и высокочастотный ) акустических систем: можно применять простые разделительные фильтры низких порядков, без выравнивающих по сопротивлению цепочек, это позволяет применять дорогие катушки и конденсаторы и дает лучшие фазовые характеристики. Следствие- двухполосные системы в общем играют живее и естественнее. Но, возражают сторонники трехполосных систем, глубокого баса от двухполосников добиться трудно,почти невозможно: натуральный глубокий легкий бас создается короткоходным динамиком большой площади, а он плохо сочетается с маленькой «пищалкой», нужен промежуточный по частотке и геометрическим размерам, третий излучатель. А фильтры высоких порядков (разумеется, хорошо спроектированные) делают звучание чище.

Мое мнение таково: по совокупности достоинств для стерео наиболее предпочтительны трехполосные напольные акустические системы с простейшими фильтрами.Тут сложность только в одном: требуются чрезвычайно высококачественные динамики с естественным затуханием чувствительности за пределами воспроизводимого диапазона, сами-себе-фильтры. Нынче их делать как-то не очень умеют или не любят. У кого получается , например «Sonus Faber», делают превосходную акустику вне зависимости от числа полос.