Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Акустические системы 'Neat Petite III' /Д. Зиловянский/ АудиоМагазин №3 (56) 2004

Прежде чем перейти к знакомству с акустическими системами 'Neat Petite III', я предлагаю вам познакомиться с их создателями. Действительно, high end — это же авторская вещь, авторская работа. Познакомившись с разработчиками и конструкторами, можно с довольно высокой степенью точности представить себе характер звучания АС, которые они делают.





Итак, позвольте представить: 'Neat Acoustics HQ', England. Знакомство у нас виртуальное, поскольку я располагаю только информацией с их официального сайта www.neat.co.uk.

Начинают они вкрадчиво: 'Neat Acoustics — скромная фабрика, расположенная в сельской местности на севере Англии, в Тисдейле'. На фотографии действительно скромный, неприметный коттеджик, весь в зелени, под пасмурным английским небом. 'За этой дверью скрывается маленький, но преданный своему делу коллектив,— и дальше, с размахом большого симфонического оркестра,— делу создания самых музыкальных громкоговорителей в мире!'. Вот такой у них (у 'Neat') динамический диапазон!

Боб Сардженер (Bob Surgeoner) и Дерек Гиллиган (Derek Gilligan) знакомы с живым музыкальным звуком не понаслышке. Дерек раньше работал звуковиком на самых модных концертных площадках и, говорят, особо прославился своей способностью улавливать на слух малейшие фазовые аномалии, что сделало его незаменимым специалистом в этой области. 'Музыкальные пристрастия его разнообразны и простираются от Френка Синатры до «Металлики»'. О’кей…

Боб — 'интуитивный музыкант', то есть нот не читает, но играет чуть ли не на всех инструментах включая гитару, фортепиано, банджо, аккордеон и так далее. С музыкой он связан уже 35 лет, работает во многих жанрах, иногда записывается в студиях, но в основном выступает с друзьями в маленьких пабах и клубах. То есть живая акустическая музыка у него всегда на слуху.

Вот такие ребята делают АС 'Neat Acoustics'. Между ними полное согласие и понимание: главное — музыка. Главное — слушать. Слушать и все настройки производить, ориентируясь на свое слышание музыки. Все (или почти все) остальное, то есть формулы, расчеты, измерения, для них даже не на втором, а на десятом месте. Так во всяком случае они утверждают.

'В мире, где hi-fi по большей части проектируется компьютерами для соответствия повсеместно признанным параметрам, подход «Neat» может казаться или освежающе новым или затруднительно глупым…' И после многоточия (фермата) с новой строки: '…в зависимости от того, любите вы музыку или нет!'.

Ну что ж, свои позиции нужно защищать. Тем более что точка зрения эта безусловно правильная, хотя и не без доли экстремизма. Компьютер-то все же не помешает. Да и наверняка используется, но сотни часов тестирования, прослушивания на разном музыкальном материале, осторожных пошаговых настроек — это именно то, что отличает hi-fi и high end от серийной дешевой продукции.

Фирма существует уже больше пятнадцати лет и выпустила девять моделей АС. Первыми были полочные мониторы 'Critique Pro'. Последними (по данным сайта) стали мощные напольные 'Ultimatum MF9'. Наши 'Petite III' являются третьей по счету модернизацией весьма успешных миниатюрных 'АС Petite'1, которые появились в 1991 году и получили международное признание.

Конструкция

Они действительно очень маленькие, можно сказать крохотные: 300 х х 200 х 180 мм. Внешняя отделка выполнена весьма тщательно. С первого взгляда видно — вещь дорогая. Цвет тестируемой модели — темная вишня. Система двухполосная, с портом фазоинвертора на задней стенке корпуса, в верхней части. Здесь же находятся две пары позолоченных винтовых разъемов для подключения: 'не столько для bi-wiring, сколько для bi-amping',— поясняет производитель. Для тестирования мы все же ограничились bi-wiring, держа в уме, что результаты, вероятно, можно даже улучшить, если использовать два усилителя.













Рекомендованная мощность усилителя приходится на довольно широкий диапазон 25–200 ватт. В качестве усилителя применялся один старинный ресивер, который автору хорошо известен и отличается незаурядными способностями. Кабели 'Technokabel'. Источник —'Marantz CD-54'.

Конусный диффузор СЧ/НЧ-динамика сделан из специально обработанной бумаги — и это все, что сообщает о нем производитель. На вид диффузор дополнительно покрыт тонким слоем какого-то полимерного материала. Центральный колпачок не выпуклый, а вогнутый — модная тенденция последних пяти лет. Диаметр — 168 мм. Судя по всему, это примерно та же самая НЧ-головка, что и в первой модели 'Petite'. Легкий, маленький, он обещает хорошую атаку и быстрый четкий бас. Посмотрим.

Главной задачей при разработке 'Petite III' было совместить этот низкочастотник с новой моделью 'пищалки'. В 'Petite III' используется 'ленточная' в кавычках пищалка EMIT. В кавычках потому, что на первый и на второй, и на третий взгляд это типичная купольная пищалка, разве что чуть более плоская и с какими-то золотистыми концентрическими кружочками. На самом деле высокочастотник EMIT действительно изготовлен по 'ленточному' принципу. Катушка, на которую поступает сигнал, 'отпечатана' на поверхности легкого пластикового диска, являющегося собственно диафрагмой. ВЧ-головка подобного типа уже применялась в колонках 'Mk II', но у 'Petite' катушка разложена каким-то хитрым 'радиальным' образом, то есть геометрически все же отличается от предыдущих вариантов.

Создатели считают, что благодаря новой конструкции пищалки можно добиться гораздо более открытого и натурального звучания в верхнем регистре. В связи с заменой ВЧ-головки были внесены некоторые изменения в конструкцию СЧ/НЧ-динамика (благо 'Neat' производит их самостоятельно).

Высокочастотник EMIT позволяет обойтись разделительным фильтром первого порядка. Диафрагма EMIT окружена специальной накладкой на передней панели — поролоновым 'одеялом' (их собственная терминология) — очевидно, для того, чтобы погасить отражения верхних частот от передней стенки корпуса.

Корпус изготовлен из MDF и отделан натуральным деревом. Все элементы разделительного фильтра отличаются, по словам производителя, высоким качеством и крайне низкой степенью разброса параметров. Производитель советует устанавливать 'Petite' на жестких стойках: или вблизи от стен, или на открытом пространстве.

Качество звучания

Итак, перед нами 'Neat Acoustics Petite III'— авторская работа, сделанная почти исключительно на слух. Сделанная с пристрастием. Создатели в своих предуведомлениях так упирают на субъективную оценку, что возникает соблазн померить-таки технические параметры. В зарубежных изданиях можно найти отчеты о лабораторных измерениях 'Neat Petite III'. Во всех этих отчетах, мы в свою очередь, находим недвусмысленные указания на некоторый разброс фазовых характеристик и главное — на очевидный пик высотой 5–6 дБ в районе 4 кГц.

Ясно, что на Боба Сардженера и Дерека Гиллигана этот пичок никакого отрицательного впечатления не производит. 'Чихали мы на вашу АЧХ,— ответили бы они,— нам так слышится — значит, это правильно'. У них свой резон — не станут же они делать колонки, звучание которых не нравится им самим.



Может быть, в маленьких клубах и пабах, где играет Боб, на самом деле есть небольшой резонанс около четырех килогерц и он ему очень даже симпатичен. Но я лично никаких аномалий на стыке ВЧ- и НЧ-головок не услышал. Наоборот, меня поразила именно чрезвычайная сбалансированность звучания. Мне даже кажется, они (Боб и Дерек) готовы вполне поступиться некоторыми отдельными особенностями (отдельными прелестями) звучания ради гармоничности и правильности общей картины. Изящная оптимизация — так бы я это назвал.

'Petite' разогреваются медленно. Ни в коем случае не надо ожидать какого-то сногсшибательного чуда через минуту после включения. Чудеса начнутся часа через полтора минимум, и то помаленьку. Вообще, подавляющее большинство хороших вещей не бросаются в глаза сразу. За малым исключением.

Нельзя сказать, что 'Neat Petite III' лучше слушать в небольших помещениях. У них 'большой' звук. Формально масштаб звуковой картины зависит от размеров корпуса АС и диаметра диффузора. Но это только формально. У многих современных напольных моделей диффузоры не намного больше 168 мм. Их стараются делать маленькими и легкими — для скорости. Поэтому, несмотря на крохотные размеры, 'Petite' действительно рисуют достаточно крупную детальную панораму. В масштабах довольно просторной комнаты.

Характер звучания в точности соответствует такому ставшему уже расхожим понятию, как 'английский звук'. Нейтральность, точность, сбалансированность и тембральная верность при отсутствии некоторой сочности что ли, которую одни считают излишним украшательством, а другие — э… другие любят.

'Petite' ведут себя несколько сдержанно, но никогда не врут и не фальшивят. Если это хороший вокал или гениальная скрипка, верхний регистр будет чист и музыкален и в самых сложных местах, где часто появляются всякие лишние гармоники. С понижением тона никаких научно доказанных пиков не ощущается. Все прозрачно как стекло и очень детально. Изучающие английский язык смогут наконец-то расслышать все слова в предложении. Это хороший тест на детальность звучания.

Бас. К басу никаких претензий. Когда симфонический оркестр после долгих перешептываний грянет в полную силу, вы вздрогнете и даже пол слегка вздрогнет, несмотря на подставки и шипы. Ну, положим, какая-нибудь напольная модель тряхнула бы пол сильнее. Нужно ли это, когда все составляющие и так находятся в правильной пропорции по отношению друг к другу?

Tехнические параметры по данным производителя

Акустические системы 'Neat Petite III' (Є880)
Уровень чувствительности
Номинальное сопротивление
Рекомендуемая мощность усилителя
Габаритные размеры
Масса
86 дБ
8 Ом
25–100 Вт
300 х 200 х 180 мм
6 кг


С течением времени 'Petite' все больше завораживают. Легкость передачи интонаций, какая-то мягкость и вместе с тем уверенность воспроизведения покоряют вас и… Тут обязательно зазвонит телефон или кофе убежит, в общем, что-нибудь да помешает. Бесы, не иначе. Значит, вещь стоящая. Дорого, правда, стоящая. Хотя в 'АудиоМагазине' соотношение цена/качество как-то не принято рассматривать. Вроде как 'мы выше этого'. А все-таки дороговато!

Звуковая сцена — глубина, ширина, высота — все на месте. В большинстве случаев неизвестно, кто где должен находиться и как кого записывали. Типа там скрипки справа, контрабасы — слева. Дирижера вообще не слышно. Но все парит в воздухе, все зримо и ощутимо. На монозаписях голос находится точно в центре и с понижением или повышением тона никуда не уплывает. Если наклонить голову вправо или влево, существенных перемещений кажущихся источников звука не произойдет. Сцена довольно стабильна.

В общем, в данном случае мои вкусы и вкусы Боба Сардженера и Дерека Гиллигана полностью совпадают.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх