Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Акустические системы 'ProAc Response D25' /В. Зуев/ 'АудиоМагазин' №2 (55) 2004

Акустические системы под маркой 'ProAc' ('Professional Acoustic Response') выпускаются уже четверть века. Не ориентируясь на бюджетную ценовую нишу рынка, производитель — английская компания 'Celef'— формирует свое кредо так: 'Мы не изготавливаем недорогих АС и определенно не предлагаем удешевленного звучания… К счастью для нас, аудиофилы всего мира поддерживают такую идеологию'.

'ProAc' устанавливает в свои АС громкоговорители профессионального качества и размещает заказы на их производство на лучших предприятиях, указывая в спецификации параметры необходимые для конкретной модели. Соответственно, объем акустического оформления, пропорции корпуса, схема и элементы разделительного фильтра тоже выбираются исходя из представлений о желаемом звучании. Окончательное решение по всем этим вопросам, которые в совокупности и создают фирменный стиль воспроизведения музыки 'ProAc', принимаются только одним человеком — Стюартом Тайлером, президентом и главным конструктором компании. Известен случай, когда он потратил почти год на балансировку звука уже готового опытного образца.

Имея опыт длительного прослушивания практически всех предыдущих моделей 'ProAc' серии 'Response', я признаюсь, что мое позитивное отношение к моделям '2.5', '3.8', '5' и '4' имеет конкретное объяснение: воспроизводя в деталях исполнение крупных симфонических форм, эти АС позволяли легко настроиться на общую картину — на замысел композитора. Перед встречей с 'Response D25' я чувствовал определенное нетерпение, поскольку знал, что серия 'Response D' ('D'— 'Dynamic', динамичное звучание), запущенная в 2002 году (первая модель 'D15'), обеспечивает совершенно новое звучание: в ней используются громкоговорители иной конструкции, выпущенные другими производителями. Продвигая свои новшества, 'ProAc' действует осторожно, наверное, из-за большого бюджета времени и средств, традиционно выделяемого для всех ее разработок. В течение двух лет ею были выпущены 'D80' (первая трехполосная АС в этой серии), 'D100', 'D38' и тестируемая 'D25'.

В области технологии Стюарт Тайлер придерживается лабораторного подхода, подразумевающего выполнение всех операций исключительно вручную, причем хорошо образованным персоналом, а также проведение измерений всех комплектующих перед их отправкой на сборку. Применяемые корпуса — жесткие и задемпфированные, безупречно фанерованные натуральным шпоном. Поверхности отделаны деревом, текстура которого всегда имеет зеркально-идентичный рисунок для левой и правой АС, что подтверждается одним взглядом на высокочастотные динамики.

Изучая 'ProAc Response D25', я с удовольствием отметил, что на шпоне, подобранном для правой и левой АС, идентичная текстура сохранена не только на передней панели, но на боковых стенках и даже на верхнем торце. Присутствие в редакционной комнате прослушивания модели 'ProAc 2.5', на смену которой и пришла 'D25', позволило сделать интересное наблюдение: рядом с прежней новая колонка, выглядела выше и тоньше — стройнее, если хотите. Однако, по заявлению производителя, размеры корпуса остались такими же! Феномен объясняется наличием у новой модели крупных и высоких конусов-ножек, прибавляющих 'D25' несколько сантиметров росту. Ножки эти выполняют не только эстетическую функцию — высокие конусы 'D25' появились вследствие того, что отверстие трубы фазоинвертора перенесено в дно корпуса.

Подобное решение дает некоторые преимущества: чем ближе раскрыв трубы фазоинвертора находится к динамику, тем эффективнее его работа; когда труба не направлена непосредственно на слушателя, шум воздушного потока заметно снижается; наконец, по заявлению компании 'ProAc', упростилась задача оптимального расположения 'D25' в помещениях различного типа.

Последнее утверждение — не рекламный ход, оно имеет вполне логичное обоснование. АС, работающие в жилом помещении, возбуждают множество резонансов, частота которых определяется расстоянием от динамиков до стен, пола, потолка и других поверхностей. Не все из резонансов вредны; зачастую в поисках удачного расположения АС мы останавливаемся на таком, при котором не создается горб АЧХ на мид-басе или нижних СЧ и одновременно возникают резонансы, препятствующие неизбежному спаду на НЧ (по сути, он тоже является неравномерностью АЧХ). Вот почему, говоря о размещении АС в комнате, аудиофилы используют выражение 'ловить бас', имея в виду отражения стоячих волн НЧ от внешних поверхностей. 'D25' имеет два естественных регулятора АЧХ: расстояние от раскрыва трубы фазоинвертора до пола (фактически это высота ножек-конусов) и расстояния от НЧ-головки до стен (поставив АС в углу, получим две горизонтальных стоячих волны). Остроумность решения, примененного в 'D25', заключается в возможности устанавливать эти геометрические параметры независимо друг от друга! Естественно, резьба на конусах позволяет менять высоту в относительно малых пределах и предназначена в большей степени для компенсации неровностей пола, но дополнительные шайбы высотой 2 см уже дают более заметный на слух результат. Опыты показали: нижний НЧ-диапазон при использовании шайб увеличивается. Улучшит ли это тональный баланс, будет зависеть от геометрии конкретного помещения, от наличия в нем заглушающих и отражающих поверхностей и, конечно же, от состава аудиотракта включая кабели. Особенно заметно эти возможности проявляются благодаря использованию в 'D25' НЧ-головки с удивительно низкой границей басового диапазона — заявленная изготовителем АЧХ начинается от 20 Гц.

НЧ-динамик 'D25' наиболее полно демонстрирует новшества, нашедшие применение в серии 'D'. Как правило, чувствительность АС определяется чувствительностью НЧ-динамика — из-за его большого и тяжелого диффузора; легкие подвижные системы ВЧ-головок позволяют им иметь значительно бо’льшую характеристическую чувствительность, 'избыток' которой гасится резистивными делителями в фильтре. Таким образом, отношение жесткости к массе у материала диафрагмы является одним из важных факторов, определяющих чувствительность НЧ-громкоговорителя. Отсюда и интерес производителей АС к новым материалам. В 'D25' материалом для диффузора вместо бумаги послужил полипропилен, что отразило желание производителей создать АС, приспособленные к росту динамического диапазона, характерному для новых форматов цифровой записи. В качестве технологической меры по борьбе с 'синтетической' окраской, привносимой ненатуральными материалами, выступает толстый слой незасыхающей демпфирующей мастики, нанесенный на внешнюю поверхность диффузора. Это излюбленный технологический прием 'ProAc'; мастикой секретного состава был пропитан и бумажный диффузор НЧ-головки 'Scanspeak' в модели '2.5'. НЧ-головка для 'D25', разработанная 'ProAc' и изготавливаемая английской фирмой 'Volt', имеет литой диффузородержатель и магнитоэкранирована.

ВЧ-головка, также разработанная 'ProAc', изготовлена фирмой 'Vifa'. Диаметр купола увеличен до 25 мм (у модели '2,5' диаметр составлял 19 мм). Новый подвес и внутреннее демпфирование собственного резонанса позволили добиться более ровного импеданса, в результате чего 'D25' стали более легкой нагрузкой для усилителя. Это достоинство не является прерогативой исключительно ламповых моделей: у транзисторного усилителя, даже не вошедшего в режим перегрузки, импульсы тока, возникающие на реактивной нагрузке, будут способствовать возникновению интермодуляционных искажений и высших гармоник. Купол ВЧ-головки более жесткий, чем у модели '2.5'; вместо шелка было использовано стекловолокно, что повлекло за собой изменение характера передачи тембров, зато воспроизводимый диапазон частот расширился до 30 кГц.

Прослушивание

Первый вариант тракта был составлен путем подключения 'D25' к усилителю 'Gryphon Calisto 2100'. По-видимому, такая идея возникла благодаря одинаково высокому качеству сборки компонентов, изысканности их дизайна и принадлежности к одной ценовой категории.

Чтобы оценить низкие частоты, ставлю диск 'Songs In A Minor' чернокожей исполнительницы музыки soul Алиши Киз. Записи этого жанра традиционно отличаются высоким качеством благодаря использованию компьютерных технологий при работе над музыкальным материалом, но это отнюдь не препятствует душевности конечного результата. Действительно, на композиции 'Why Do I Feel So Sad' (№ 14) ясный, искренне звучащий вокал обернут в несущие пространственную информацию басы. Постоянная отработка массивных басов не мешает двухполосным 'D25' озвучивать все разнообразие вокальных приемов стиля soul. В тракте с 'D25' музыка обретает дыхание. Радостное удивление возникает не просто из-за наличия глубоких басов, а благодаря свободной динамике и прекрасной ее отработке во всем частотном диапазоне. Да, детальность у динамиков полноценная, и они не грешат 'окнами прозрачности', которые выделяют в основном присутствующие в записи посторонние шумы (шаги, скрипы, шепот) — широкополосные по своей природе, и, в отличие от точной по музыкальному тону ноты, не упускают возможности проникнуть в эти узкие всплески АЧХ. 'D25' создают натуральную по масштабу пространственную картину, что эффектно подчеркивается их негромоздкими габаритами и организацией пространственных образов, не привязанных к местоположению самих АС.

Следующая запись — концерт Моцарта № 17. Клаудио Аббадо дирижирует Лондонским симфоническим оркестром, за роялем — Рудольф Серкин. Обращает на себя внимание способность тракта фантастически сфокусировать звучание рояля, передать интонационное богатство, которым владеет пианист, и выразительную игру скрипок… Но более всего поражают паузы: они столь значимы, что обретают бездонную глубину тонко продуманной режиссуры. Слушать интересно, но на беду выявляются признаки нарушения тонального баланса: симфонический оркестр принимает вид камерного и яркость флейты безудержно нарастает с повышением громкости.

Я невольно перевожу внимание с АС на комнату прослушивания: при ее большом объеме НЧ-звено АС на нижнем басовом диапазоне не получает поддержки со стороны помещения — а это тоже фактор, привносящий сухость в звук! Благо, в редакции есть вторая комната прослушивания, объем которой поменьше, и можно переместить туда 'D25'. Вероятно, собственные резонансы в этом помещении приходятся на область неизбежного спада АЧХ громкоговорителя на частотах ниже его резонанса в акустическом оформлении, потому что после выбора оптимального расположения АС динамика басов возрастает, заметно снижается и сухость.

Теперь о работе трубы фазоинвертора. Строго говоря, любой узкополосный резонансный процесс воздействует на АЧХ, проявляясь как окраска звучания фазоинверсных АС. Что касается фазоинверсных АС, то среди факторов, влияющих на добротность Q этого резонансного процесса (а значит, и на окраску), здесь есть один неконтролируемый — в виде подключенного к их клеммам усилителя мощности. Я имею в виду выходное сопротивление УНЧ, причем не паспортные данные (часто одинаковые), а реально происходящие процессы: например, при передаче в нагрузку музыкального сигнала (импульсного по своей природе) 'Pass Labs Aleph 30', имеющий отрицательную обратную связь, и 'Gryphon Callisto 2100'— без петли ООС, создают разную добротность Q (и разную функцию ее зависимости от амплитуды и длительности импульса). Вот здесь-то и приносят пользу высокие ножки 'D25'— слегка изменяя частоту резонанса трубы (рис. 1), можно существенно воздействовать на форму кривой АЧХ в этой области, а значит, управлять звучанием. Практика показала, что установка 'D25' на уже упомянутые шайбы не просто смещает тональный баланс в сторону НЧ, но способствует и дальнейшему росту детальности на НЧ и даже СЧ.

На пиках громкости, создаваемых ударными и щипковыми, достигается такая синхронизация, что невольно вспоминается, с каким качеством эти звуки отрабатывались однополосными АС на базе динамиков 'Fostex' или 'Lowther'. Теперь концепция АС, выработанная С. Тайлером предстала во всей красе: слитность звука — почти как у однополосной конструкции, но без свойственных ей неравномерности АЧХ и ограниченности по диапазону.

Сначала следует определить положение АС относительно стен, чтобы добиться желаемого тонального баланса НЧ/ВЧ. Назовем это грубой настройкой. Затем следует настройка более тонкая — можно подрегулировать высоту ножек, здесь критерием будет служить детальность, отслеживать которую легко по струнным инструментам — арфе или гитаре: богатство динамики должно обрести широчайшую палитру — от взрывного звукоизвлечения при рождении аккорда до максимально долгого растворения звука в тишине паузы; и, конечно, нельзя обойтись без бархатных гармонических переходов между ними. Из современной музыки для этого подойдут композиции наподобие 'Put Your Lights On' Карлоса Сантаны из альбома 'Supernatural', а из классической — 'Королевские концерты' Ф. Куперена в аутентичном исполнении Брюггена, Шафтлейна, Конена и братьев Кёйкен. Рондо Forlane из Четвертого концерта позволило контролировать детальность на высоких уровнях и в микродинамике в то время, как уточнялось месторасположение АС.

Подключаю 'D25' к 30-ваттному усилителю класса А 'Pass Labs Aleph 30'. Динамики 'D25' расположены недалеко друг от друга, и можно сесть поближе — классический козырь мониторов ближнего поля, дающий повышение динамики. Стремление 'Aleph 30' подчеркивать басы тоже способствует такому положению слушателя (СЧ- и ВЧ-диапазоны получают в таком случае преимущество из-за уменьшения длины волны, укладывающейся между динамиком и ухом, но балансируются запасом НЧ у 'Aleph 30'). Примером записи, которая получила аудиофильскую трактовку на новом комплекте, оказалась композиция Джесси Кука 'Nomad' c одноименного альбома: центр тяжести переместился к самым нижним регистрам клавишного баса Саймона Масси (сопродюсера альбома), и 'D25' со всей свойственной им содержательностью озвучили и мастерство исполнителей, и тщательный подбор инструментов по тембрам, и высокое качество самой записи — словом, все достоинства, заложенные в фонограмме.

Тракт с 'ProAс D25' неизменно проявлял бережное отношение к вокалу, этому зачастую единственному натуральному инструменту, участвующему в сплошь электромузыкальных составах современных жанров. Но несмотря на это, 'D25' демонстрировали безукоризненное звучание именно на современном материале, а не на классической музыке: например, флейта не всегда звучала так, как хотелось бы. Возникало интуитивное ощущение, что потенциал АС раскрыт не полностью, а это располагало к дальнейшему поиску усилителя для 'D25'. Простой способ проверить наличие собственной окраски динамика — подключить его к ламповому усилителю без обратной связи (внешнее демпфирование минимально). Таким образом, настало время прислушаться к рекомендации 'ProAс' относительно хорошего лампового усилителя, тем более что на своих демонстрациях фирма часто пользуется ламповой техникой. Подходящим оказался предусилитель 'Audio Note М2' с моноблоками 'AN Ankoru'1, дающими в нагрузку (с параллельно включенных 845-х ламп) мощность до 70 Вт и работающими в бескомпромисcном однотактном классе А. Благодаря высокому качеству элементов и трем прекрасным трансформаторам, использованным в аудиотракте, моноблоки 'Ankoru' служат прозрачным инструментом для изучения свойств AC. Прибегаю к экспресс-контролю, чтобы выбрать клеммы обмоток выходного трансформатора (их две — 4 и 8 Ом). Ставлю запись 1973 года, энергично эксплуатирующую весь диапазон, как частотный, так и динамический,— композицию 'Everybody Needs A Friend' с альбома 'Four' группы Wishbone Ash . Тракт мгновенно перехватывает инициативу, приковывая внимание к воспроизведению музыки и демонстрируя великолепную гомогенность и глубину сцены; певучесть аранжировки приобретает художественную убедительность. С ламповым УНЧ глубокий бас 'D25' становится еще глубже, бас и мид-бас на всем диапазоне звучат сочно и прозрачно. Правдивостью динамических переходов исполнение напоминает живое. Хлесткие ударные, долгоживущие гармонические аккорды гитары, в превосходной степени свободные от напряжения верхние регистры (одно из самых сильных достоинств 'Ankoru' наряду с глубокими басами), бесконечные оттенки форте, шелковый голос вокалиста… АС определенно обрели более возвышенный имидж. Переход к симфонической музыке уже не внушает ни малейших опасений. Бетховен, Четвертая, Adagio–Allegro vivace, исполнение SWF-Sinfonieorchester Baden-Baden под управлением Микаэла Гилена: очень высокая тональная и тембральная чистота (смычки не превалируют над струнами), интервалы длительности нот и пауз все больше вовлекают вглубь действия по мере разворачивания музыкальной темы с ее богатой ритмической структурой и многокрасочной симфонической палитрой. В отношении 'D25' важно отметить, что никаких артефактов, связанных с материалом диафрагмы, ни у одного из динамиков замечено не было. Выходная мощность однотактных 'Ankoru' выдавала могучее звучание с двухполосными АС во всем слышимом диапазоне частот — просто на зависть большинству однотактных усилителей и АС, сама конструкция которых служит причиной 'оправданных' ограничений. И еще одно наблюдение: этот на редкость удачный комплект был свободен от заметных на слух нелинейных искажений.

Перед нами предстали АС 'ProAC Response D25', под традиционно строгим и благородным дизайном которых обнаружилось содержание, соответствующее XXI веку, созданное на основе интенсивного внедрения новых материалов и высоких технологий. 'D25' оказались очень необычными АС — последовательная в своей оригинальности, продуманная техническая политика принесла плоды: у одной модели — две манеры звучания. С большинством транзисторных усилителей вы получите полное драйва и ударной динамики воспроизведение, актуальное для любых произведений, исполняемых на электромузыкальных инструментах, звучание, которому есть чем заинтересовать и поклонников современной музыки, и любителей домашнего кинотеатра.

В комплекте же с хорошим ламповым усилителем 'D25' разительно меняются и проявляют аудиофильскую деликатность в передаче акустических инструментов и правдивой динамики живого музицирования. Заменив 'ProAc 2.5' на 'D25', фирме удалось расширить не только диапазон частот, но и область применения одной из своих самых удачных моделей. А требование проявлять повышенную тщательность, комплектуя аудиотракт, вовсе не помеха — для продажи 'ProAc' всегда отправляет свои АС в специализированные салоны.

Технические параметры (по данным производителя)

Акустические системы 'ProAc Response D25' (Є4500)
Номинальное сопротивление

Рекомендуемая мощность усилителя

Диапазон воспроизводимых частот

Уровень чувствительности

Габаритные размеры

Масса

Варианты отделки
8 Ом

10–150 Вт

20–30000 Гц

88 дБ/Вт/м

1066 х 222 х 254 мм

26 кг

шпон черного ясеня, клена, красного дерева, вишни, тиса, черного дерева, клен 'птичий глаз'

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх