Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Акустика Sonus Faber: с чего все начиналось

Во время знакомства с акустикой, изготовленной фирмой Sonus Faber, обязательно возникнут ассоциации с музыкальными инструментами. К этому ведет и название продукции, и ее дизайн, включая материал и форму. Разобраться во всем этом мы сможем далее, прогулявшись по всей истории Sonus Faber.

«Звук ручной работы» - так переводится название дословно с итальянского языка. В начале восьмидесятых годов прошлого века, Франко Серблин собственноручно изготовил первую свою модель, которую было названо «улитка». Вот что представляла из себя конструкция: сабвуфер с напрочь прикрепленными к его корпусу сателлитами, и все это выполнено, используя деревянный массив. Разработчик сказал, что основным вдохновляющим фактором для него являлись работы известного изобретателя Леонардо Да Винчи. Sonus Faber, как бренд, сформировался уже спустя три года, но уже первая модель заложила все канонические детали дизайна. Корпуса изделий прочные и изготовляются обязательно вручную из специальных сортов дерева и высокого качества динамиков. Работы над колонками создатели проводят собственными руками, потому как рассматривают абсолютно каждое устройство как отдельный инструмент, требующий к себе особого внимания. Основу успеха всего бренда на данный момент составляет несколько условий:

- очень высокие показатели качества звука;

- неповторимый дизайн;

- особое звучание, обеспечить которое в своих изделиях способны лишь итальянские мастера.

Также, Sonus Faber выделяется тем, что поддерживает старые модели, постоянно их обновляя. К тому же, под этим брендом постоянно выходят более новые, усовершенствованные модели. И даже фишки новых моделей создатели стараются постепенно переносить на устаревшие, чтоб те не теряли своей популярности. Компания заботится о покупателях, выпуская бюджетные линейки, которые имеют более доступные цены, но отличное качество исполнения. А также, не забывает о ценителях, которые готовы потратить больше, чтобы получить продукт высшего качества.

Первые амбиции



По-настоящему, Sonus Saber начал писать собственную историю, начиная с 1983 года, когда предприятие, размещенное в Монтевиале, смогло предложить заядлым меломанам собственную качественную акустику, названную Parva. Первая их модель была компактной и оборудована шелковым твитером и кевларовым динамиком. В то время, кевларовые динамики считались новаторскими, поэтому их использование было довольно смелым решением. Корпус Parva собирали из брусков дерева, что в то время было их особенностью. Вся конструкция закреплялась деревянными шкантами, так как разработчики во всю стремились избежать применения разных материалов. Все грани корпуса и углы специально закругляли. Это помогало уменьшить дифракцию до минимального уровня. Переднюю же панель всегда отделывают кожей, что избавляет акустику от паразитных излучений и помогает в интерференции. Такой подход к созданию стал визитной карточкой Sonus Faber и не меняется уже много лет. В общем, первая модель этой компании смогла привлечь внимание общественности в родившемуся бренду. После этого появилось несколько полочных моделей, которые продолжали использовать эту же концепцию. Но прорыв произошел уже в 1991 году, когда на рынок вышла новая акустика Extrema. Проект оказался весьма амбициозным, тем более, он был призван превзойти все созданное компанией ранее. Конструкция Extrema усложнилась девятью деталями. Все детали ориентировались по одной плоскости. А семь деталей из этих девяти имели вырез, нужный для формирования акустического объема.

К классической двухполосной конструкции добавили третий излучатель, имеющий овальную форму и являющийся пассивным. Расположили его на стенке сзади. К тридцатилетию компании было вновь выпущено ограниченную партию переосмысленной модели Extrema.



Лютня как вдохновение

Разработчики акустики со временем стали намного серьезнее и смелее заниматься вопросом формы. Как источник вдохновения они начали использовать музыкальные инструменты классики. Серия Homage своими выгнутыми боками сильно напоминала по форме лютню. Сейчас подобная форма корпуса считается одной из наиболее привычных, а в то время, Sonus Faber впервые ее использовали. Внутренние ребра обеспечили прибавку к жесткости, а также этому помогли многослойные стенки. Производители заявляют, что смешивание определенных сортов дерева также сокращает резонанс корпуса. Среди прочих отсылок к классике, выделяются грили, изготовленные из кожаных струн.

Если оценивать акустику с эстетической стороны, то все это действительно очень красиво выглядит. Но как же это оценить с технической стороны? Конкретным плюсом к жесткости, бесспорно, являются выгнутые бока конструкции. Так же, жесткость повышает усиление конструкции изнутри. Все это вместе помогает избегать резонансов и внутренних переотражений. Подобные корпуса являются намного инертнее и нейтральнее акустически, чем любые другие, в особенности обычные прямоугольные. Очень сложно узнать влияние сорта древесины на звучание без подробных исследований.

Но грили вызывают неоднозначное отношение к себе. Чаще всего, производители акустики стараются сделать влияние гриля на звук минимальным, используя полупрозрачную ткань или что-то в этом роде. Производители из Sonus Faber, в буквальном смысле, поставили решетку прямо перед динамиками. Из-за своего строения, решетка может резонировать из-за звука. Это, фактически, является осознанным искажением качества звука. Но и на эту проблему нужно взглянуть с другой стороны. Когда в твитерах применяют акустические линзы, это никак не портит их звук. Вообще, наблюдается даже обратный эффект – дисперсия расширяется и частотная характеристика корректируется. Грили, используемые Sonus Faber, гарантируют подобный эффект. Они расширяют зону комфортного звучания, а также смягчают его.

Классические модели


С самого начала, три модели формировали самую первую серию Homage. Это были Amati, Guarneri и Stradivari. Их вывели на рынок еще в1993, 1998 и 2003 годах, но они до сих пор производятся и продаются.



Guarneri претерпела изменения в 2011 году и теперь представляет из себя классическую модель двухполосного полочника, которая устанавливается на оригинальной подставке. В этой модели используют твитер, который устанавливается с помощью фланца, развязывающего вибрацию. Это тоже разработка инженеров, работающих в Sonus Faber. Излучатель же оснащен звуковой катушкой, на которую намотан алюминиевый провод. Каркас здесь состоит из полимера Kapton, являющегося сверхлегким.

Из сжатой целлюлозы делается диффузор для излучателя. На керн магнита устанавливается определенный элемент для избежания компрессии. Он снижает искажение, которое возникает в углублении диффузорного центра. Модель Extrema имеет очень простой кроссовер. Homega же намного сложнее по своей структуре. Его делают из конденсаторов высокого качества и индуктивных катушек.

Если заводить речь о напольной акустике, то здесь Homage будет максимально близкой к Guarneri. Корпус также выполнен в форме лютни. Чтобы исполнить басовый регистратор, использовали два излучателя с диффузорами из алюминия и магния.

Флагманом серии и даже всей линейки продуктов до недавних пор являлся Stradivari. Это напольная акустика, она довольно крупная по размерам и имеет корпус с эллиптическим сечением. Фасад модели широкий, но немного заужен ближе к центру. Его форма ассоциируется с деками, которые имеют большие струнные инструменты. Грили тут те же, струнные. Под ними скрывается ScanSpeak – твитер, среднечастотник и, также, низкочастотники с некоторыми модернизациями, вроде увеличенных диффузоров и улучшенного антикомпрессионного тела. Также, эти модели оснащены магнитными системами со звуковыми катушками в 2 дюйма, что позволяет обеспечить линейную работу при любой громкости. Модель Stradivari является завершением работ, связанных с наследованием и изучением известных мастеров скрипки прошлого. Кроме всего этого, финишная отделка поверхности была также пересмотрена более детально. Лаки, используемые при работе со скрипками, на практике оказались незаменимыми и при работах с акустикой. Причем, наносятся лаки ровно по тем же технологиям – более чем в десяток слоев.

Акустика Elipsa


С 2002 года Sonus Faber начали новое направление в своих работах. Они использовали весь свой предыдущий опыт, но на сей раз создали абсолютно новую серию. Модели серии Cremona стоили гораздо меньше и при этом были компактней. Среди моделей этой линейки были даже образцы акустики, используемой в домашних кинотеатрах. Первая модель этой серии являлась более простой конструкцией Stradivari.

В 2007 году было выведено на рынок Elipsa. Тогда же, в жизни компании случилось и другое важное событие – Sonus Faber стал первым брендом, который входил в холдинг, под названием Fine Sounds Group. Этот холдинг ставил перед собой задачу объединить передовые компании. Сюда же позже вошли бренды McIntosh и Sumiko. Уже в 2008 компания представила покупателям две серии – Toy и Liuto. Обе серии выделялись тем, что сохранили фирменное звучание и имели наиболее низкие цены.

Акустика The Sonus Faber



Компания нуждалась в новых ориентирах, чтобы с уверенностью продвигаться на рынке. По этой причине, в 2010 было создано суперакустику, которую прямо так и назвали “The Sonus Faber”. Корпусу новых моделей придали форму лиры, сделав двойной изгиб стенок на боках, что сильно повысило их жесткость. Такой корпус делался из фанеры высокого качества, которую еще используют для изготовления лодок. Устройство стенок делает их корпус инертным для акустики.

Дно на корпусе, а также верхнюю крышку, делали из алюминия, используемого в авиации. Основной задачей подобных конструкций было поглощение незначительных вибраций в корпусе. Твитер оснащен дополнительной виброразвязкой. Тыльной стороной он опирается на лабиринт для акустики с установленными элементами для антирезонансного эффекта. Конструкция динамика связана с передней панелью. Он сделан из настоящей целлюлозы, имеет больших размеров катушку и оснащен неодимовым магнитом. Также, имеются два драйвера, с трехслойными диффузорами, имеющими в своей основе пористый материал.

Сбоку на корпусе размещен еще один динамик, который воспроизводит очень низкие частоты. Он тоже оснащается трехслойным диффузором, а наружные его части выполнены с применением волокна из карбона. Здесь звуковая катушка уже имеет четыре дюйма в размере. The Sonus Faber может похвастаться впечатляющими характеристиками благодаря своей конструкции.

Уже на следующий год начали появляться более доступные интерпретации идей, заложенных в The Sonus Faber. Некоторые наработки взяли для улучшения старых моделей, уже выпущенных на рынок. А еще через год компания возьмется за расширение серии Homage.

Модель Aida


Эта модель была выполнена в форме лиры. В корпусе разместили сложную конструкцию. Там была шпилька из металла, которая стягивала все перегородки в кучу и сводила все микровибрации в единственную точку. В той же точке расположили демпфер, который принимал на себя и поглощал все приходящие вибрации. Такие конструкции использовались и ранее, когда строили небоскребы. Твитер из ткани наделен телом, выравнивающим фазы. Это тело устанавливалось на ось излучения, что позволяло комбинировать свойства обоих излучателей. Среднечастотник оснащен целлюлозовым диффузором, в который, также, добавили и другие натуральные волокна. Кроме этого, имелась звуковая катушка с алюминиевого провода и корзина для антирезонанса, вроде тех, которые использовались ранее. На панели впереди разместили два динамика низких частот. А в основании корпуса находится еще одно устройство, излучающее инфранизкие частоты. Динамики модели Aida очень схожи с динамиками The Sonus Faber, но имеют ряд модификаций.

Также, в этой модели усовершенствован фазоинвертор, который исключает появление шума и подобных звуков. Из компонентов высокого качества собран кроссовер. Он помогает выровнять частотные и фазовые характеристики, а также обеспечивает стабильность и четкость в работе усилителей.

Недорогая Venere


Серия Venere, выпущенная в 2012, нацелена на широкие массы. Она включает в себя ряд из шести моделей акустики, где присутствует и центральный канал, и особые сателлиты для крепления на стену и использования в домашних кинотеатрах.

Корпус легко узнается по характерной форме лиры, так как тоже имеет двойной изгиб на стенках. А крышка и основание сделаны из закаленного стекла вместо металла, как это было в предыдущих моделях. Используются излучатели от производителя Cury, оснащенные плетеными полипропиленовыми диффузорами и телом, выравнивающим фазу, и имеющим форму пули, которая размещена на магнитной системе. Твитер выделяется большим куполом из шелка.

Olympica в лучших традициях



Линейка Olympica стала своего рода возвращением к традициям. Ее выпустили в 2013 году и она заняла место между бюджетной Venere и передовой Homage. При создании корпуса вновь использовали дерево, как и раньше. Но реализация формы выполнена уже в более новом виде лиры. Также, модель получила фирменное акустическое оформление «Stealth reflex».

Динамики для этой модели были изготовлены лучшими инженерами Sonus Faber. Твиттер на 29 мм такой же, который использовали и в линейке Aida. Излучатель средних частот наделен диффузором на 150 мм. Диффузор сделан из целлюлозы, хлопка и некоторых других волокон, а драйвер низких частот оснащен еще одним диффузором, который сделан из целлюлозы и полимеров в три слоя. Когда делались кроссоверы, из установили согласно технологиям Paracross topology.

Новый Lilium


Сейчас на рынке самым актуальным продуктом от компании Sonus Faber является линейка Lilium. Эти модели принадлежат к серии Homage. Акустика данной линейки идет в ряду моделей сразу после ряда Aida, демонстрируя при всем этом абсолютно новые прогрессивные решения и идеи. Конструкция Lilium очень похожа на конструкцию Aida, это же относится и к визуальной части. В моделях этого ряда так же сочетается древесный композит , метал и качественная фанера. Внутри корпуса используется стяжка из стали, которую уравновешивает массивный демпфер. Диффузор излучателя сделан из бумаги и полимеров, вроде динамиков низких частот. А расположен излучатель таким же образом: на самом дне акустики. Но при всем этом, сам инфра-буфер расположен отдельно от остальных частей корпуса. По сути своей, это отдельная половина корпуса, которую присоединяют в самом конце сборки. Модель оснащается вторым пассивным излучателем, который находится наверху корпуса. На модели Lilium кроссовер наделен регулировкой низких частот, что дает значительно лучшее согласование с условиями акустики в помещении.

Все, рожденное в Италии, обречено на ряд определенных противоречий. Это касается и самого бренда Sonus Faber. Инженеры сочетают натуральные материалы с синтетикой, древние технологии смешиваются с результатами подробных научных исследований. Даже ручная работа умело комбинируется с машинным производством на автоматизированных линиях. Но, несмотря на все это, большое количество анализов и детальнейших проверок показывает, что значительнейший вклад в качество звука и в его формирование внесли не старые технологии, не деревянные корпуса, не наследование каноничных форм инструментов, а именно точные расчеты инженеров и высокие технологии материалов. И так легко понять формулу успеха бренда Sonus Faber: снаружи радует взор классика, а внутри высокотехнологичная начинка, радующая слух.


+7 (812) 602-96-82

^ Наверх