Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

ЧТО ТАКОЕ HIGH-END-AUDIO?

Источник:
Энциклопедия High-End Audio
Роберт Харли

 

High-end-audio — это увлечение самой музыкой и ее воспроизведением с наилучшим качеством, это воссоздание в домашних условиях слушателя музыкальной идеи композитора или исполнителя с максимальной естественностью, эмоциональностью и силой. Поскольку важна сама музыка, необходимо обеспечить максимально возможную, безукоризненную точность ее воспроизведения.

Звуковые high-end-компоненты — это уникальные образцы аппаратуры звуко¬воспроизведения, которые имеют лишь весьма отдаленное сходство со всеми "стереосистемами", продаваемыми в универмагах. Звуковоспроизводящие системы — это не домашние бытовые приборы вроде стиральных машин или тостеров, это средство выражения безбрежного эмоционального и интеллектуального потенциала музыки, закодированной на наших кассетах и компакт-дисках. Чем выше качество воспроизведения, тем глубже наше погружение в музыку.

Основная идея high-end'a, выраженная в high-end-аппаратуры: музыка и качество ее воспроизведения превыше всего. Энтузиасты вкладывают техническое мастерство и музыкальную восприимчивость в создание компонентов, шаг за шагом приближающих нас к оригинальному музыкальному событию. High-end- аппаратуру разрабатывают при помощи слуха, конструируют вручную и используют для углубленного восприятия музыки.

Общее заблуждение среди потребителей hi-fi-товаров состоит в том, что high- end-аудио — это обязательно что-то дорогостоящее, а по сути — не более чем усовершенствованная стереоаппаратура с причудливыми функциями и ценниками, расчитанными на миллионеров. Несомненно, ее характеристики могут быть намного лучше, чем у hi-fi-аппаратуры, продаваемой в местном магазине радиотоваров, но кто может себе это позволить?.. Аппаратура high-end-аудио представляется чем-то, созданным только для тренированных, разборчивых слушателей — снобов или фанатов технических новинок, но не для среднего человека с улицы.

Нет, high-end-аудио — нечто совсем другое.

Во-первых, термин „high-end" относится к техническим характеристикам изделия, но не к его цене. Многие настоящие high-end-системы не дороже, а зачастую и дешевле, чем продаваемые в магазинах музыкальные центры, сконструированные по принципу "все в одном". Я прослушал множество недорогих, легко вписывающихся в бюджет среднего потребителя систем, в которых воплощена самая сущность высококачественного воспроизведения музыки. Хотя многие компоненты high-end-систем могут стоить дорого, это не означает, что для приобретения высококачественной аппаратуры вы должны брать кредит в банке. Системы с великолепным звучанием иногда бывают значительно дешевле, чем можно себе представить. Во-вторых, звуковая high-end-аппаратура служит для передачи музыкального переживания, и не нуждается в дополнительных усложнениях, затрудняющих ее использование.

Фактически, high-end-системы значительно проще в эксплуатации, чем бытовые системы среднего качества. Этика проектирования аппаратуры класса high-end заключается в отказе от бесполезных функций и вложении сэкономленных средств в совершенствование качества звучания. Эта аппаратура — для поклонников музыки, а не для любителей электронных эффектов.

В-третьих, любой, кто увлекается музыкой, может сразу оценить значение высококачественного воспроизведения звука. Не нужно иметь абсолютный слух, чтобы определить, какое звучание лучше. Разница между хорошим и посредственным воспроизведением музыки ощущается сразу. Обычная реакция любого, кто впервые слушает истинные high-end-системы — радость и удивление, а это доказывает, что high-end-аудио может оценить каждый. Если вы любите музыку, то благодаря high-end-системе получите от нее еще большее удовольствие. Это так просто!..

В заключение, нужно отметить, что целью high-end-аудио является эффект "исчезновения" аппаратуры. Когда это происходит, достигается высочайшая степень взаимопонимания музыканта и слушателя. По большому счету, high-end- аудио скорее относится к музыке, чем к аппаратуре.

Кредо high-end'a состоит в следующем: чем меньше сигнал обрабатывается, тем лучше. Любая электронная схема, провод, регулятор тембра или переключатель искажают сигнал, а следовательно, и музыкальное восприятие. Вот почему вы не найдете в high-end-аппаратуре графических эквалайзеров, "расширителей стереоэффекта", "синтезаторов субгармоник" и других хитроумных приспособлений. Эти устройства не только уводят от музыкальной реальности, — они добавляют к тракту передачи сигнала ненужные схемы. Минимизируя количество электроники между вами и музыкантами, high-end-аппаратура может максимально усилить непосредственность музыкального восприятия. Здесь "меньше" означает "больше".

Представьте, что вы стоите на краю Большого Каньона, ошеломленные его великолепием. Вы испытываете не только бездонность этого гигантского ущелья, уходящего глубоко под землю, но и видите все мельчайшие подробности рельефа, яркие и живые. Вы можете различать тонкие градации оттенков в наслоениях горных пород — нюансы красного хорошо заметны. Тонкие детали громадных образований становятся более отчетливыми, стоит только вглядеться в них, и это углубляет ваши ощущения. Контраст света и тени выделяет бесконечность лабиринта трещин и расселин. Чем дольше и пристальнее вы смотрите, тем больше замечаете. Изобилие ощущений удерживает вас на краю обрыва в благоговейном трепете перед непостижимой красотой природы.

Теперь вообразите себя рассматривающими Большой Каньон через окно, сделанное из многослойного стекла, каждый слой которого снижает отчетливость изображения. Первый слой немного дымчатый, он приглушает яркие тона и исключает тонкие различия между оттенками цветов. Тонкая гранулированная структура следующего слоя уменьшает вашу способность созерцать подробности каменного рельефа. Еще один слой снижает контрастность света и тени, превращая необъятность глубины и ширины Каньона в плоскую картину. В довершение, оконная рама ограничивает ваше поле зрения и окончательно уничтожает образ Каньона. Вместо непосредственного и прямого ощущения того, что вы стоите на краю Большого Каньона, перед вами предстает серый, ненатуральный и, в сущности, мертвый пейзаж. Такое можно увидеть и по телевидению, особенно, если "картинка" неважная...

Прослушивание музыки на посредственной звуковой аппаратуре похоже на осмотр Большого Каньона через многослойное стекло. Каждое устройство в тракте воспроизведения — CD-плейер, предусилитель, усилитель мощности, громкоговорители и кабели, которые их соединяют, некоторым образом искажают проходящий через них сигнал. Один компонент может придавать грубый, зернистый характер фактурам инструментов, другой - снижать динамические контрасты между громкими и тихими пассажами, искажая замысел композитора или экспрессию исполнителя. Такая система "набрасывает плотную, темную пелену" поверх музыки, уничтожая ее тонкие тональные оттенки и делая тембры всех инструментов неразличимыми. В довершение ко всему, "оконная рама", роль которой играют электронные и механические узлы системы воспроизведения, сжимают пространство, созданное художественным замыслом музыкантов.

High-end-аудио стремится убрать из системы как можно больше "слоев стекла", а те, что останутся, сделать максимально прозрачными. Чем меньше "слоев" и чем слабее каждый из них воздействует на проходящую через него информацию, тем ближе мы подходим к непосредственному восприятию, тем теснее наш контакт с музыкальным произведением. Почему high-end-компоненты являются более прозрачными "окнами" в мир музыки, чем массовые "стереосистемы"? Они разработаны для того, чтобы хорошо звучать, — в идеале, подобно "живой" музыке, а не для достижения "хороших" оценок в соответствии с некоторыми произвольными техническими критериями. Настоящий разработчик high-end-аппаратуры "прислушивается" к компонент)- в процессе его проектирования, изменяя детали и пробуя различные методы получения максимально естественного звучания. Он использует как свои технические навыки, так и музыкальную восприимчивость, создавая изделие, наилучшим образом способствующее восприятию музыки. Эта самоотверженность часто становится манией, заставляющей тратить многие сотни часов на прослушивание и кропотливый анализ каждого фактора, влияющего на звук. Часто в аппарате используют более дорогие детали, чтобы улучшить звучание, сохраняя розничную цену изделия неизменной. Почему? Потому что истинный разработчик high-end-аппаратуры прежде всего увлечен музыкой и проблемами ее воспроизведения.

Напротив, массовые аудиокомпоненты часто разрабатывают в расчете на то, чтобы они хорошо выглядели "на бумаге" — в таблице технических параметров, — иногда жертвуя качеством звука. Хороший пример этого: "THD-войны" 1970-х и 80-х годов. THD — это Total Harmonic Distortion (полный коэффициент гармонических искажений), технический параметр, широко используемый необразованными потребителями в качестве критерия качества усилителя. Если вы тоже так поступали, то не огорчайтесь. До того, как мне удалось больше узнать о звуке, я тоже принимал в расчет значения THD. Считалось, что чем они ниже, тем лучше усилитель. Это побуждало гигантов электронной промышленности выпускать аппаратуру с предельно низкими значениями THD. Развернулось соревнование за то, чья аппаратура имеет наибольшее количество нулей после запятой в коэффициенте гармоник (например, 0,001%).

Многие покупают приемники или усилители, ориентируясь исключительно на этот технический параметр. Хотя низкий THD — достойная цель разработки, существо вопроса заключается в том, за счет чего были получены такие чрезвычайно низкие значения искажений. Для снижения искажений в усилителях используют "обратную связь" — это означает, что часть выходного сигнала подается обратно на вход усилителя. Большие значения сигнала обратной связи уменьшают THD, но создают различные другие проблемы, которые плохо влияют на качество звучания усилителя. Заботило ли гигантов электронной промышленности то, что увеличение глубины отрицательной обратной связи для снижения THD ухудшает звучание их аппаратуры? Ни в малейшей степени! Единственное, что их волновало — производство предмета потребления, который можно продавать в больших количествах. Они поступались музыкальным качеством ради малосущественных технических параметров, преподносимых публике как очень важные. Покупатели, выбирающие компоненты на основе таблицы технических параметров, а не по результатам прослушивания, приобретали в итоге системы с посредственным звуком. Любопытно, что усилители, имеющие самые маленькие значения THD. как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.

Этот пример иллюстрирует существенную разницу между взглядами фирм- изготовителей массовой продукции и high-end-компаний на то, какими должны быть аудиокомпоненты. Фирмы, производящие high-end-аппаратуру, заботятся больше о том, как звучит их продукция, нежели о параметрах, какие она показывает на испытательном стенде. Они знают, что их аудитория музыкально восприимчивых слушателей будет делать покупки, учитывая качество звука и не обращая внимания на технические параметры.

High-end-аппаратура не только разрабатывается с помощью слуха, но и часто вручную изготавливается высококвалифицированными мастерами, гордящимися своей работой. Сборщики часто сами являются аудиофилами. Они изготавливают аппаратуру с такой тщательностью, словно делают ее для себя лично. Такое дотошное внимание к мелочам дает в результате более высокое качество разработки и изготовления. Особая тщательность разработки способствует не только улучшению звука изделия, но и увеличивает надежность аппаратуры. Более того, красивые, выполненные вручную компоненты могут возбудить в их обладателях гордость, которой производителям массовых изделий нечего противопоставить.

High-end-системы часто обеспечиваются лучшим сервисом, чем mid-fi-изделия. Поскольку фирмы-изготовители high-end-аппаратуры больше заботятся о своей продукции и клиентах, они обычно предлагают более длительный гарантийный срок, более либеральную политику замены деталей и лучшее обслуживание. Для фирм-изготовителей нет ничего необычного в том. чтобы бесплатно починить изделие по истечении гарантийного срока. Это не означает, что вы должны рассчитывать именно на такое отношение, но подобное иногда случается только с high-end-аппаратурой и совершенно немыслимо с массовой продукцией. High-end-компании по-настоящему заботятся о своих клиентах.

Эти качества присущи и тем, кто занимается розничной торговлей. Дилер high-end-аппаратуры разделяет страсть к высококачественному воспроизведению музыки и обязательствам в обслуживании клиентов. Если вам доводилось приобретать звуковую аппаратуру в обычной торговой сети, то вы будете приятно удивлены, посетив high-end-магазин. Вместо того, чтобы любой ценой побудить вас купить первую попавшуюся аппаратуру, добросовестный дилер high- end'a будет стремиться собрать систему, которая позволит вам наслаждаться музыкой в течение длительного времени. Такой дилер поставит ваше музыкальное удовлетворение выше показателя месячной выручки. Наконец, большая часть high-end-аппаратуры разработана и изготовлена в США американскими же компаниями. Фактически, аудиокомпоненты американского производства высоко ценят во всем мире. Более 40% американской high- end-продукции экспортируется в другие государства, особенно, на Дальний Восток. И это при том, что цена high-end-аппаратуры за границей почти вдвое выше, чем в США — из-за расходов на транспортировку, ввозных пошлин и наценок импортеров. Интерес к американским high-end-товарам за границей удивителен еще и в силу популярного заблуждения американцев в том, что лучшая аудиоаппаратура — японского производства.

High-end-аппаратура существенно отличается от изделий массового производства. По своей концепции, цели, разработке, конструкции, маркетингу и тому, как они используются, компоненты high-end-аппаратуры очень не похожи на своих mid-fi-собратьев.

Что более всего отличает high-end-аппаратуру от массовой продукции, так это заботливое отношение разработчика к музыке. Он создает не товары массового спроса, а инструменты, высочайшее качество которых позволит его клиентам глубже воспринимать музыку. Компоненты high-end-системы — это вещественное доказательство глубоко прочувствованного интереса к тому, насколько хорошо воспроизводится музыка и, более того, насколько она приятна слушателям.

Разработчик аппаратуры high-end-класса создает изделия, которые он сам хотел бы слушать. Поскольку он заботится о музыке, для него имеет существенное значение, получает ли удовольствие от музыки неизвестный слушатель. Чем больше слушатель вовлечен в музыку, тем лучше разработчик выполнил свою работу.

Один мой знакомый, проектировщик цифровых процессоров — живое воплощение этих качеств. В каком-то из узлов своего нового процессора он использовал резистор экстра-класса, который стоит $1, а не несколько центов, как большинство других резисторов. В тот момент, когда надо было передавать разработку в производство, он еще раз тщательнейшим образом проверил, возможны ли еще какие-нибудь усовершенствования, способствующие повышению качества звука. Шутки ради, проектировщик применил в схеме совсем уж экзотический резистор за $10 вместо 1-долларового. Он был удивлен тем, насколько лучше зазвучало изделие после этой замены, и не захотел, чтобы начались поставки процессора в варианте с резистором за $1. Компания выпустила аппарат с деталью за $10, хотя розничная цена уже была установлена с учетом использования однодолларовых резисторов. Конструкторы high-end-аппаратуры стараются любыми путями улучшить качество, вместо того, чтобы подчинить технологию единственной цели — уменьшению стоимости.

Для high-end-разработчика проектирование электроники или механики — не просто техническая деятельность, это проявление любви и преданности. Каждый аспект работы изделия — как технический, так и музыкальный, проверяется способом, который удивил бы тех, кому непривычен такой подход. Этика воспроизведения музыки является самой сутью бытия разработчика high-end-aппаратуры; это работа, в которой он выражает себя каждодневно. И как результат: вовлеченность слушателя в музыку намного более мощная и интимная, чем в случае, когда разработкой занимаются без этой самоотверженности.

Что такое high-end-аппаратура? Что такое high-end-звук?

Это когда забываешь о системе воспроизведения, когда в комнате прослушивания ее место словно бы занимает исполнитель. Это когда вы ощущаете, что композитор или исполнитель, говорят с вами сквозь годы и расстояния. Это ощущение необычайного подъема во время музыкальных кульминаций. Это непередаваемые "американские горки" эмоций, которые композитор каким-то волшебным способом сумел закодировать в комбинации звуков. Это исчезновение материального мира, когда остаются только ваше сознание и — музыка...

Вот что такое high-end-аудио.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх