Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Еда для усилителя

Николай ЕФРЕМОВ

Английская компания Chord Electronics была основана в 1989 году инженером Джоном Фрэнксом (John Franks), который до этого разрабатывал импульсные источники питания для AT&T и Pantheon. Собственный бизнес он решил построить на знаниях, полученных за прошлые годы. И... любви к музыке. Поэтому все компоненты Chord имеют довольно редкую для домашней техники систему питания и выдающееся звучание.

Последнее обстоятельство подтвердили профессиональные звукорежиссеры — разработки Джона применяются в студиях Abbey Road, Sony, Decca, Quad Recording и многих других, не столь известных. Недавно в Москве побывал Майк Пиканза (Mike Picanza), менеджер Chord по экспорту, и мы воспользовались случаем, чтобы побольше узнать об идеологии фирмы.

Н.Е.: Скажите, Майк, почему фирма все-таки остановилась на импульсных источниках питания? Их применение в аэрокосмической промышленности или связной аппаратуре, безусловно, оправданно, но в домашней технике от них больше проблем, чем каких-либо преимуществ...

М.П.: Это очень распространенная точка зрения. Начнем с того, что многие производители используют импульсные источники в массовой аппаратуре. У них высокий кпд, малый вес и объем и, кроме того, не нужен громоздкий и дорогой силовой трансформатор. В компонентах Hi-Fi, и тем более High End, они действительно применяются реже, поскольку приходится решать массу технических задач, связанных со спецификой ВЧ-схем. Это, прежде всего, сильное электромагнитное излучение, проникновение импульсных помех в питаемые схемы. Но если уж вы их решили, то дорога к прекрасному звуку для вас открыта. В традиционном блоке питания энергия запасается в конденсаторах фильтра, которые заряжаются и разряжаются 100 раз в секунду — с двойной частотой сети. На пиках сигнала усилитель выкачивает из них энергию, и чем больше емкость, тем длительнее процесс последующего заряда Система становится инерционной, а это сказывается на динамичности звучания. Кроме того, на forte, когда выходные каскады должны отдать в нагрузку максимальный ток, неизбежно просаживается напряжение во вторичной обмотке трансформатора. В самый ответственный момент вы сажаете усилитель на голодный паек! Можно, конечно, увеличить диаметр провода, но тогда нужно брать больший сердечник, а при этом возрастает длина витка и, следовательно, его сопротивление. Получается замкнутый круг.

В импульсном источнике этих проблем нет. Поскольку он работает на частоте около 80 кГц, на выходе не требуются конденсаторы большой емкости. Усилитель в любой момент времени получает столько энергии, сколько ему надо, без всякого перезаряда, даже если пики сигнала следуют один за другим. И еще одно немаловажное обстоятельство. Как известно, в «правильном» усилителе традиционный блок питания занимает около половины внутреннего объема и составляет до 3/4 веса. А это значит, что конструктор вынужден экономить на всем остальном, что очень ограничивает его творчество. Наш же усилитель SPM-5000 способен отдать в нагрузку 2 х 900 Вт, и при этом напряжение на шинах «+» и «-» падает всего на 0,5 В! Но при всех своих преимуществах импульсное питание — очень сложная штука. Джону потребовалось 10 лет, чтобы довести его до ума.

Н.Е.: Несмотря на отсутствие силового трансформатора, усилители Chord компактными и легкими никак не назовешь. Некоторые английские журналы упрекали фирму в гигантомании. Модель SPM12000, например, весит 95 кг!

М.П.: Правильно, поскольку мы ничем себя не ограничиваем при проектировании всего остального. Примерно до половины номинальной мощности наши усилители работают в классе А, поэтому выходным транзисторам требуются большие теплоотводы. Схемы обязательно нуждаются в экранировании и защите от вибраций, особенно малосигнальные. Значит, понадобится жесткий и массивный корпус с внутренними перегородками и ребрами. Алюминиевые цилиндры по бокам — не прихоть дизайнера, а насущная необходимость. Усилитель нельзя ставить на что попало, обязательно нужна платформа или демпферы. Мы избавляем владельца от этой головной боли, т.к. конструкцией очень надежные опоры уже предусмотрены. Они идеально работают при установке компонентов Chord друг на друга.

Да и в дизайне у нас ничего лишнего нет. Например, светящееся круглое окошко в DAC 64 показывает захват сигнала схемой и его преобразование. Многие из наших конструкторов раньше работхли в аэрокосмической промышленности, поэтому всегда придерживаются принципа разумной достаточности.

Н.Е.: Насколько я знаю, Chord все изготавливает самостоятельно, и печатные платы, и корпуса...

М.П.: Мы не можем никому доверить столь ответственные операции. Джон очень внимательно относится ко всем этапам создания компонентов — от проектирования до окончательной отладки. Благодаря тому, что все производство под одной крышей, оно работает как часы, и это положительно сказывается на качестве изделий. Если кто-то хочет купить компонент Chord, он может прийти к нам на фабрику, посмотреть, как эта вещь делается, а заодно и заказать эксклюзивный вариант внешнего оформления. У нас, например, побывал Джордж Лукас, когда подбирал оборудование для Skywalker Studio. Он перепробовал огромное количество американской техники, но в результате остановился на Chord в сочетании с акустикой B&W.

Н.Е.: А какую акустику вы вообще рекомендуете для своих усилителей?

М.П.: Главное их достоинство в том, что они способны работать с любыми колонками, для них сложной нагрузки просто не существует. Но если нам задают такой вопрос, то мы рекомендуем Dynaudio. Это профессиональная фирма, и ее подход к конструированию очень похож на наш. Очень удачное сочетание получается также с JMlab, Wilson Benesch и ProAc.

http://www.alef-hifi.ru

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх