Мы не продаем технику -           мы дарим эмоции!
Санкт Петербург, Литейный проспект, 30
+7 (812) 6029682
  • Шоурумы
  • Услуги
  • Дизайнерам
  • Нестандартные решения
  • О компании
  • Новости
  • Доставка и оплата
  • Контакты
Онлайн журнал

Головки звукоснимателей 'Ortofon Jubilee', 'Ortofon Kontrapunkt B' /В. Зуев/ 'АудиоМагазин' №1 (54) 2004

Дания — удивительная сказочная страна с населением всего около 6 миллионов человек. Небогатая природными ресурсами, она живет только за счет изделий, производимых из импортных материалов. Высокая культура производства и исключительное трудолюбие ее граждан обеспечивают непререкаемый международный авторитет датского экспорта. Вспомним хотя бы компанию 'Bru..el & Kjжr', в течение многих лет снабжающую весь мир прецизионной измерительной техникой. Даже на наш сравнительно скромный российский аудиорынок поступает аппаратура как минимум от 15 датских фирм — 'ArciTec', 'Audio Magic', 'Bow Technologies', 'Copland', 'Dali', 'Dantax', 'Densen', 'Dynaudio', 'Eltax', 'Gryphon', 'Jamo', 'Holfi', 'Ortofon', 'System Audio', 'TacT Audio'.

Не менее популярная, чем 'Bru..el & Kjжr, фирма 'Ortofon' была основана инженерами Акселем Петерсоном и Арнольдом Поульсеном в октябре 1918 года. Она успешно решила первую серьезную научно-техническую задачу для кинематографа тех времен — переход от немых фильмов к звуковым с синхронными фонограммами; более того, 'Ortofon' первой создала и использовала оборудование для звукозаписи вне киносъемочных павильонов.




Активная и весьма успешная разработка головок звукоснимателей и рекордеров для студийной звукозаписи началась в середине 40-х годов прошлого столетия. За время своего существования фирма 'Ortofon' выпустила более 300 моделей головок звукоснимателей различных конструкций. Первые монофонические головки МС появились в 1948 году, а в 1959-м в мире аудио уже господствовала стереофоническая серия знаменитых студийных моделей SPU, не утративших общего признания до сих пор.

В 1969 году фирма 'Ortofon' запатентовала новый принцип конструкции головки звукоснимателя + VMS (Variable Magnetic Shunt) с управляемым магнитным сопротивлением. Первой из таких головок стала популярная 'М15'. От традиционных конструкций головок ММ звукосниматели такого типа выгодно отличаются большей огибающей способностью звуковой канавки, а по сравнению с головками МС — меньшей собственной массой.

В 1984 году специально для клубов disco была выпущена 'выносливая' серия головок, способных выдержать 'артистические' потребности ди-джеев.

На протяжении 85 лет фирма 'Ortofon' радует и удивляет аудиомир инженерно-техническими успехами, новизной и оригинальностью схемных решений, совершенством производства и высокой эксплуатационной надежностью своих изделий. В каталоге нашего журнала на 2004 год ('АМ' № 6 (53) 2003, с. 213) приведены 62 модели головок 'Ortofon' предназначенных для домашнего звуковоспроизведения, дискотек и студий звукозаписи. Диапазон цен весьма широк — от 24 до 1550 евро.



Представленная на экспертизу головка 'Ortofon Jubilee' выпущена в 1998 году к 80-летнему юбилею фирмы. Руководитель проекта этой уникальной конструкции — главный инженер фирмы Пер Виндфельд — применил оригинальный технологический процесс термовакуумной формовки деталей из металлического порошка с примесью полимера. Эта технология позволила снизить массу головки до 10,5 г, сохранив при этом прочность и виброустойчивость деталей корпуса. Новая конструкция магнитной цепи из неодима с внутренним широкополосным демпфированием подвижной системы WRD (Wide Range Damping) отличается особой линейностью магнитного потока и обеспечивает достаточно высокую чувствительность головки. Эффективную динамическую массу подвижной системы удалось уменьшить за счет иглодержателя, изготовленного из бора, который обладает самым лучшим соотношением между плотностью (удельным весом) и жесткостью (модулем Юнга). Правда, высокая хрупкость бора требует весьма аккуратного обращения с головкой. Катушки намотаны тонким проводом из особо чистого серебра (99,9999%), их сопротивление постоянному току — 5 Ом. Игла профиля 'Shibata' выполнена из натурального алмаза. В комплекте поставки имеется зеркало для вертикальной юстировки головки.

Вторая головка, представленная на экспертизу, 'Kontrapunkt B' была выпущена вслед за моделью 'Kontrapunkt A' в 2000 году к 250-летнему юбилею Иоганна Себастьяна Баха. В конце 2003 года к ним добавились модели С и Н, и таким образом получилось некое подобие шарады, складывающейся в фамилию композитора (BACH).

Модель 'Kontrapunkt B' является несколько упрощенным и удешевленным вариантом модели 'Jubilee'. Катушки 'Kontrapunkt B' также изготовлены из серебра высокой чистоты, но иглодержатель сделан из тонкого рубинового стержня, а игла имеет более простой профиль.

Благодаря особенностям конструкции подвижной системы и применению новых материалов и технологий, головки 'Jubilee' и 'Kontrapunkt B'могут воспроизводить диапазон частот до 50–60 кГц, что косвенно даже способствует ощущению большей естественности и живости звучания, несмотря на то что на многих грампластинках эта область спектра частот может вообще отсутствовать.

Чтобы реализовать огибающую способность головок 'Jubilee' и 'Kontrapunkt B' в области низких частот, требуется тонарм с достаточно большой эффективной массой. Тонарм 'Thorens TP-90' с эффективной массой 17 грамм вполне подходит для этой цели.

Известно, что для достижения оптимального звучания необходима предварительная приработка иглы. Время, которое требуется для этой процедуры, как правило, указывается в инструкции (обычно это 30–50 часов), оно зависит от структуры материала, профиля и прижимной силы иглы. Изменять положение головки после приработки не рекомендуется. В инструкции к данным головкам время не указано. Учитывая это, а также ограниченный ресурс работы иглы, прослушивание происходило без предварительной приработки, предполагалось, что при соблюдении всех эксплуатационных рекомендаций качество звучания может оказаться выше, чем показала наша экспертиза.

Контрольный тракт

Проигрыватель грампластинок 'Thorens TD-320 MkIII';

головки звукоснимателя (контрольная) 'Sumiko Celebration' (МС),

(испытуемые) Ortofon 'Jubilee' (MC), 'Kontrapunkt B' (MC);

фонокорректор 'Dynaco PAS-4';

усилитель 'Holfi Megarus 928';

соединительные кабели: межблочный 'Audio Quest Python';

кабель к акустическим системам 'Harmonic Technology Pro-Silway II';

межблочные симметричные кабели 'XLO Electric Signature 2 Type 5.2';

акустические системы 'Chario Constellation Pegasus';

головные телефоны 'Stax l'.


Качество звучания Ortofon Jubilee

Начали тестирование с самой интригующей модели — 'Jubilee'. Действительно, предельно легкий и сверхжесткий иглодержатель из бора, игла с профилем 'Shibata', миниатюрные низкоомные катушки из прецизионного серебра, АЧХ с полосой частот, превышающей в три раза звуковой диапазон,— все это не оставит равнодушным ни одного аудиофила. Авторитет фирмы 'Ortofon', стимулирующий наше любопытство, был велик, и ради чистоты эксперимента сначала мы попытались определить, каково обычно вредное воздействие излучения акустических систем на проигрыватель и головку. Контроль осуществлялся с помощью электростатических наушников при разных уровнях громкости АС. Мы были приятно удивлены тем, что такой варварский эксперимент, нередко приводящий к акустической 'завязке' (за счет возникновения ПОС), практически не повлиял на качество звучания. Правда, это напоминало решение одного уравнения с двумя неизвестными, так как конструкция проигрывателя может играть здесь главную роль. Однако с другими головками, имеющими примерно такую же массу и гибкость подвижной системы, результаты оказались неутешительными. Ведь не зря щепетильные музыколюбы устанавливают проигрыватель грампластинок в другой комнате, как это обычно и делается во всех студиях.

Другим интересным свойством головки оказалась ее нечувствительность к импедансу нагрузки. Сверхнизкоомная катушка головки обеспечила стабильную АЧХ в диапазоне сопротивлений от 10 Ом до 47 кОм; емкостью кабеля проигрывателя можно пренебречь.

Я не являюсь сторонником использования самоделок в контрольном тракте, но осмелюсь сказать, что по качеству звучания авторитетный ламповый фонокорректор 'Dynaco PAS-4' заметно уступал самодельному (см. 'АМ' 2 (49) 2003).

От технических экспериментов перейдем к описанию характерных особенностей звучания головки 'Ortofon Jubilee'. Эта головка отличается от многих других редким сочетанием приятной комфортности звучания с музыкальной выразительностью. Это свойство всегда вызывает восторг и наслаждение у аудиофилов и меломанов. Даже подчеркнутая приукрашенность звука нисколько не отвлекает от восприятия музыкального выразительного звучания. Глубокий артикулированный бас, исключительная тональная чистота, умело скрадывающая даже щелчки грампластинки, открытая и свободная макродинамики, утонченная и трепетная микродинамика — все это напоминает звучание студийных магнитофонограмм золотой эры звукозаписи в 60-х годах прошлого века.

Головка 'Jubilee' доносит до нас главную прелесть грамзаписи — 'ежемгновенное дыхание' инструментальной нюансировки. Так мы воспринимали музыку до тех пор, пока нас не поразил своей бесшумностью и не огорчил своей бездушностью компакт-диск, на котором это дыхание музыки исчезло.

К счастью, в наши дни интерес к грамзаписи возрастает, поэтому фирмы продолжают выпускать новые прекрасные LP-проигрыватели и отличные головки звукоснимателей, ряды которых успешно пополнила 'Ortofon Jubilee'.



Ortofon Kontrapunkt B

Меткое название 'Kontrapunkt B' вполне соответствует особенностям характера ее звучания. В полифонических произведениях старинной музыки 'Kontrapunkt B' отчетливо разделяет инструментальные партии и голоса вокалистов. Хорошо передается строгость и эмоциональная сдержанность аутентичной манеры исполнения. Не будучи приверженцем классификации аппаратуры в соответствии с музыкальными жанрами, должен признать, что в данном случае это имело смысл. При воспроизведении строгой канонической музыки 'Jubilee' и 'Kontrapunkt B' почти равноценны, особенно на малых камерных ансамблях. Но на ярком свинговом джазе, насыщенном индивидуальными изысками звукового почерка, 'Jubilee' демонстрирует свое существенное превосходство в передаче живости звучания, прозрачности оркестровых tutti и в способности выявить талант и посредственность.

Я стремился уделить основное внимание оценке музыкальности звучания. Думаю, что в данном случае неуместны рассуждения о свойствах стереопанорамы — они уже давно стали признаком того, что речь идет о простой дешевой аппаратуре.





Tехнические параметры по данным производителя

Головки звукоснимателя'Jubilee''Kontrapunkt B'
Выходное напряжение на частоте 1 кГц

при колебательной скорости 5 см/сек, мкВ

Разбаланс каналов на частоте 1 кГц менее, дБ

Разделение каналов на частоте 1 кГц более, дБ

Разделение каналов на частоте 15 Гц более, дБ

Диапазон воспроизводимых частот

на уровне –3 дБ, Гц

Огибающая способность на частоте 315 Гц, мкм

Динамическая гибкость

преобразователя (поперечная), мкм/мН

Иглодержатель

Тип иглы

Радиусы иглы r/R, мкм

Эквивалентная масса иглы, мг

Допустимый диапазон прижимной силы, г

Рекомендуемая прижимная сила, г

Вертикальный угол воспроизведения, о

Внутренний импеданс

Рекомендуемый импеданс нагрузки, Ом

Материал корпуса головки

Цвет корпуса

Масса головки, г

Цена, евро


340

1.0

27

20



20-60000

100



16

Из рубина

Shibata

6/50

0.22

2.0-2.5

2.3

20

5 Ом

более 10

Нержавеющая сталь, Al

Пурпурный, черный

10,5

1200


470

1.5

25

18



20-50000

80



12

Из алмаза

FG 80

65/80

0.27

2.2-2.7

2.5

20

5 Ом

50-200

Нержавеющая сталь

Голубой

10,0

770


'Ortofon Jubilee'— прекрасная головка на любой вкус, но, учитывая разницу в стоимости, можно быть уверенным, что 'Ortofon Kontrapunkt B' заслуживает не меньшего внимания. Если слушать'Kontrapunkt B', не сравнивая ее с 'Jubilee', то можно подумать, что лучшего и не надо. 85-летний опыт 'Ortofon' сыграл свою роль. Этими изделиями фирма еще раз подтвердила мировой уровень своего научного и коммерческого авторитета.
Комплект аппаратуры 'Sonneteer Bronte' и АС 'Totem Acoustic Sttaf' /Р. Рудица/ АудиоМагазин №1 (54) 2004
Комплект аппаратуры 'Sonneteer Bronte' и АС 'Totem Acoustic Sttaf' /Р. Рудица/ АудиоМагазин №1 (54) 2004
К. Ишивата ['Marantz'] /С. Таранов, М. Сергеев/ АудиоМагазин №2 (55) 2004
К. Ишивата ['Marantz'] /С. Таранов, М. Сергеев/ АудиоМагазин №2 (55) 2004