Комплект аппаратуры: Проигрыватель компакт-дисков Jadis JD-3 Luxe, Предварительный усилитель Jadis JP-30 MC, Моноусилитель мощности Jadis JA-30, Aкустические системы Supravox Grande Pavillion /В. Елбаев/ АудиоМагазин' №3 (56) 2004
Какой бы историей и репутацией ни обладала французская марка 'Jadis', ее положение в России обусловлено тремя факторами. Во-первых, на карте мира российских хай-эндщиков Франция оставалась если не белым, то загадочным пятном. Во-вторых, им крайне была нужна аппаратура 'нового уровня нейтральности' и 'баснословной бескомпромиссности'. И наконец, важнейшее и революционное обстоятельство: компакт-диск прочно занял место 'винила' в аудиофильской табели о рангах.
Немного о последнем. Невзирая на обрубленную АЧХ, неискоренимый джиттер и неаккуратный тактовый генератор проигрывателя - не говоря уже о заклейменной метуде кодирования и извлечения данных - пресловутый CD начал-таки звучать эмоционально, 'бесшовно', информативно, протяженно, линейно, и так далее. Подтверждения этого поступают с разных сторон и в разных интерпретациях, но факт налицо. Вряд ли аудиоиндустрия научилась делать диски или выстраивать электрические схемы. Скорее всего, это пользователь стал нащупывать подходы к одной Истине со стороны разных конфигураций и систем. Его просто вынудил к этому напор еще более 'маргинальных' цифровых форматов - высокой компрессии и высокого разрешения. Иными словами, адекватное и даже пугающе реалистичное звучание CD сегодня реализуемо через 'игру' с фазой, уровнем и тоном сигнала. Из всех французских брендов проигрыватели и усилители 'Jadis' оказываются незаменимыми именно по этой части. Они лишены пользовательских настроек не в силу своей классовой принадлежности к high end, а просто потому, что искомые настройки уже тактично и аккуратно выполнены самим производителем.
Почему именно Франция и почему 'Jadis'? После разочарования, а вернее после пресыщения 'Аудионотом', место правого консерватора в разноликом мире high end audio так и не было занято. Даже беглое прослушивание ближайших претендентов из разных стран выявит присущую их звучанию окраску, возможно, 'национальную': звон, глухость, сплющенность, тусклость, гулкость. Их разработчики до хрипоты спорят о путях реализации сигнала, но это спор академистов, и он не проливает света на феномен окраски. Его проливает лишь прослушивание, причем в самых различных условиях, на разном материале, а иногда и вообще мимолетное.
Правда и то, что звучание нашего комплекта 'Jadis + Supravox' обладает собственной окраской. Она настолько характерна, что, освоившись с нею, комплект безошибочно узнаешь в любом слепом прослушивании. Субъективно свойства его окраси таковы: крупная сцена, близкие и трепетные образы с прозрачными 'стенками', шарообразный фронт выпуклой звуковой волны, а также 'гуляющая' вокруг 2 кГц и 800 Гц и потому почти незаметная резонирующая частота. Я не склонен сводить характеристику к таким внятным понятиям, как быстрота отклика, укороченный путь сигнала, КНИ, частота среза и добротность АЧХ АС. Эти и другие понятия беззастенчиво эксплуатируются и посему мало что отражают. Не беда и то, что в ходе тестирования не удалось замерить АЧХ на реальной музпрограмме. Прослушиванию предшествовало общение с графическим эквалайзером и спектроанализатором в системе домашнего кинотеатра высокого качества. Этого оказалось достаточно, чтобы прийти к заключению: не надо так уж далеко ходить за пресловутыми 'кишечным' эффектом в басу и 'нюансировкой оркестровых партий' в верхнем регистре. 'Царственные' частоты лежат у самой золотой середины АЧХ, ну а 20 Гц и 20 кГц составляют лишь шлейф их величия. Судя по звучанию нашего комплекта, спад децибел на 30 наступает уже после одной трети отрезка 'от 20 до 20'. К краям АЧХ испытуемый звуковой тракт притрагивается изредка, а большего и не требуется. Комплект буквально выкладывается на СЧ, причем в такой трактовке не проявляется вечная гнусавость 1 кГц, а сам материал проявляет то разнообразие, которое внесли студийные и заводские технологии. 'Винил' 1950-х и 1960-х, пожалуй, лидирует, но сразу за ним идут современные CD (как ни странно, имеющие лейбл 'Warner Bros' и американского производства). Эти диски богато прописаны по мид-басу, и системе есть с чем работать. Несколько 'утопленнее' она воспроизводит XRCD, немного навязчивее - HDCD, плосковато и звонко - многие диски 'Sony Music', излишне напряженно и броско - диски независимых лейблов. Гибридную стереодорожку SACD комплект не взлюбил за ее 'ядовитость'. Объем и фактура - вот что объединяло всю музыку. Проигрыватель СD умудрялся представлять барабанную установку во всей ее сценической реверберации, а лидер-вокал - 'уплотнять', словно набивая пером подушку. Эти реалистичные центральные образы составлялись из двух каналов, и, скажем, инструментальное окаймление и виртуальный задний (скрипичный) план удавалось воспроизводить относительно менее эффектно, но на то был свой резон. Таким образом, наш тракт формировал сцену в виде сферы, внутри которой размещался и ваш покорный слуга. Не сочтите сие за фантасмагорию…
Конечно же, 'Jadis'- дитя цифровой эпохи и по времени создания, и по идеологии основателя бренда Эндрю Калмета. Однако серьезное производство и большой исследовательский центр (в том числе, по психоакустике), развернутые в Вильдюбере, подтверждают маститость продукции и доказывают ее востребованность, невзирая на высокую цену. А может быть, как раз именно благодаря оправданно высокой цене. Ведь все, что ищет аудиофил,- это абсолютная конструкция и предельное сближение звучания цифрового носителя с ламповым звучанием. К тому же, в качестве бонуса он получает Францию, а не тривиальную Голландию.
Проигрыватель компакт-дисков 'Jadis JD-3 Luxe' ($5900)
Технические параметры по данным производителя
Ламповый предусилитель 'Jadis JP 30MC' ($9020)
Технические параметры по данным производителя
Ламповый моноусилитель 'Jadis JA-30' ($9420)
Технические параметры по данным производителя
Акустические системы 'Supravox Grande Pavillion' (?33000)
Технические параметры по данным производителя