Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Комплект аппаратуры 'Sonneteer Bronte' и АС 'Totem Acoustic Sttaf' /Р. Рудица/ АудиоМагазин №1 (54) 2004

Я, знаете ли, обожатель музыки Люлли. Долгие годы наследие французского гения было известно мне лишь в партитурах, я впервые соприкоснулся с ним акустически благодаря знаменитой записи оперы 'Атис', выполненной Вильямом Кристи и его коллективом 'Les Arts Florissants'. Это соприкосновение — когда звуки, до сих пор живущие во внутреннем слухе, вдруг возникли в области реального звучания,— многое изменило в моей музыкантской жизни. Затем я несколько лет не возвращался к этой записи; но в один прекрасный день, отправляясь на прослушивание комплекта 'Sonneteer', я положил достопамятный диск в карман.
Скажите на милость, какое отношение вся эта маргиналистика имеет к тесту? Самое прямое: испытуемый тракт проявил отнюдь не аппаратный, но вполне человеческий такт к моему воспоминанию. Комплект из проигрывателя 'Sonneteer Bronte', усилителя с тем же названием и акустических систем 'Totem Sttaf' повел себя, как деликатный собеседник, умеющий сочувствовать глубокому, сокровенному переживанию. Кажется, я разгадал секрет испытуемого тракта, узнал ту особенность, которая делает его в редкой степени гуманным.


Внешний вид

Внешность комплекта счастливо гармонирует с его звучанием; точнее сказать, концепция 'Sonneteer' последовательно проведена как в его звуковых параметрах, так и во внешнем оформлении. Строго говоря, ничего потрясающего в его дизайне нет; он чужд малейшей вычурности, даже изобретательности. Ну что, собственно, особенного в паре серебристых плоских ящиков, которой сопутствует пара строгих коричневых АС? Оформление — на грани стандарта. Цвет и форма подобраны самые традиционные — такие нередко встречаются в аппаратуре hi-fi. Да, но подбор деталей, пропорций осуществлен внимательным взглядом и заботливой рукой. Дизайн намеренно деликатно направлен на то, чтобы исключить всяческие посторонние ассоциации, чтобы при взгляде на комплект можно было сразу сказать: это домашняя аудиотехника, которая не желает своим видом намекнуть ни на историческую перспективу, ни на абстрактную пластику, ни — тем более — на какие-нибудь природные мотивы. Но тонкий — умеренный — золотистый акцент, удачно найденный серебристый тон, который, при всей своей технократичности, сохраняет некоторую теплоту, легко подчеркнутая удлиненность АС — все это придает комплекту сдержанный шик. Тот шик, который не довлеет сам себе, а напротив, призван раствориться в интерьере, облагородив его, сделав более рафинированным,— но так, чтобы не разрушился уют, не исчезла атмосфера обитаемого помещения, в котором жить легко, просто и нестеснительно.



Нередко произведения аудиотехнического гения, о которых особо позаботился гений дизайнерский, превращаются в монстров красоты, способных выжить человека из его обиталища, сколь бы вычурным это обиталище ни было. Жить с ними в одном помещении — все равно что непрерывно питаться говядиною в лакричном соусе, фаршированною миногами. Другое дело — потреблять бифштексы, искусно приготовленные. Пища в общем-то повседневная, но высокое мастерство повара делает ее предметом и удовольствия и престижа — при том, что рецепторы не страдают от повышенной пикантности. Нелегко талантливо оформить праздник жизни — еще труднее, быть может, оформить саму жизнь. Именно вторую — далеко не простую — задачу решили дизайнеры 'Sonneteer' и по воле судеб присоединившиеся к ним дизайнеры 'Totem Acoustic'.

Качество звучания

Звук комплекта в целом камерный, домашний — настолько же домашний, как и его внешний вид. Звук, лишенный всякой острой характерности, вполне обычный, по первому впечатлению — заурядный. Заурядность эта абсолютно обманчива — достаточно внимательно послушать 'Sonneteer' с АС 'Sttaf' в течение 15–20 минут, чтобы понять: перед нами аппаратура в своем роде выдающаяся. Казалось бы: правильная акустическая картинка, правильный баланс, правильная же — умеренно смягченная — атака... Что во всем этом можно найти достойного внимания аудиогурмана?



Эффект сцены. Термин сцена, такой звучный, филармонически-помпезный, с удобством применим к аппаратам, специализирующимся на большом звуке. Действительно, есть немалый шарм в этой иллюзии большого пространства, в этом ощущении зала, до размеров которого вдруг раздвигается обычная комната. Но упомянутое пространство в конечном итоге совершает над слушателем насилие: оно либо втягивает слушателя в себя, переносит его в виртуальный мир, либо попросту вытесняет его из комнаты. Тракт с 'Sonneteer' формирует четко отграниченную сценическую коробку, занимающую (условно выражаясь) известную часть комнаты. Эта коробка компактна, удобна — как малогабаритная мебель, она не нарушает комфортности, а главное, естественности самоощущения в комнатном пространстве. Эта коробка — уменьшенная копия большой сцены, своего рода волшебный фонарь. Может быть, вы помните забавный эпизод из советского фильма о старике Хоттабыче — там умильный джин демонстрирует цирковой публике небольшой поднос, на котором кувыркаются крохотные гимнасты,— точное, но уменьшенное подобие арены. Нечто подобное представляет собою это акустическое пространство — только, разумеется, уменьшение не столь значительно.

Контрольный тракт

Kабели к акустическим системам 'Audio Note AN-S', 'AudioQuest Granite';
межблочные несимметричные кабели 'Harmonic Technology Pro-Silway II','Audio Note AN-V';
стойка под аппаратуру 'Sonus Systems Elite 1350'.




Tехнические параметры по данным производителя
Проигрыватель компакт-дисков 'Sonneteer Brontё' ($1430)
Тип ЦАПа
Цифровые выходы
Габаритные размеры (высота х ширина х глубина)
Масса
24 бит/96 кГц
электрический RCA

70 х 430 х 280 мм
7 кг


Стереоэффект весьма стабилен, ощущение флангов и глубины чрезвычайно реалистично. Источники цельны и не проявляют склонности разделиться на моносоставляющие даже тогда, когда вы начинаете экспериментировать с акустическим фокусом, отклоняясь то вправо то влево. Амплитуда таких отклонений, по моим наблюдениям, приближается к метру с небольшим. Глубина... Распределение источников по оси дальности едва ли не одно из важнейших достоинств тракта 'Sonneteer Bronte/Totem Sttaf' — так что входящие в комплект АС в пространственном отношении полностью оправдывают ожидания, внушаемые их дизайном. Положение источника на одном из планов дальности определяется слухом с замечательной легкостью — даже несколько легче, чем в живом звучании. Несколько раз я отмечал блуждание источников по вертикали — не слишком значительное, но все же заметное настолько, что потребовалось известное привыкание и даже смирение. Но, как я уже сказал, оси y и z выполнены превосходно, а потому некоторое несовершенство оси абсцисс не портит впечатления.



Еще раз о слушательских перемещениях. Уменьшенная копия сцены, которую представляет комплект с 'Sonneteer', сохраняет многие свойства сцены реальной. В частности, если двигаться относительно вышеупомянутой сценической коробки, можно испытать ощущения подобные тем, что испытываешь, блуждая по филармоническому залу во время исполнения. Понятно, что движения влево и вправо ограничены требованиями стереоэффекта. Но остается вертикаль. Если слушать комплект стоя, можно почувствовать себя на хорах — будто располагаешься существенно выше сцены... Иной раз возникает иллюзия, не вполне совместимая с реализмом: слушатель на хорах сидит ниже потолка зала, а стоящий слушатель словно заглядывает в зал через акустически прозрачный потолок… Если сесть на пол, возникнет картина, которая в филармонии наблюдается в партере. Наконец, основное положение — сидя — соответствует раскладу усредненному, обычному для большинства АС: чтобы получить его в зале, надо на пару метров подняться над партером. Здесь, однако, требуется сделать одно уточнение: этот вариант — немного выше партера — возникает у 'Sttaf' в точке более низкой, чем у основной массы АС; чтобы получить его, надо слегка пригнуться…

Tехнические параметры по данным производителя
Усилитель 'Sonneteer Brontё' ($1635)
Выходная мощность на нагрузке 4 Ом
Чувствительность и сопротивление входов
Масса
150 Вт
250 мВ/27 кОм
12 кг


А вообще АС виртуально помещают слушателя в пункт весьма возвышенный над сценой — и это по-своему приятно. И мнится: ты — некий аудиогулливер, перед которым — очаровательная музыкальная Лилипутия; она и манит слух, и забавляет, и в то же время способна растрогать своей хрупкостью. А еще занятно, что, садясь и вставая перед АС нашего комплекта, фактически совершаешь в миниатюре пробежку с первого этажа филармонии на второй (или наоборот)… Говоря серьезно, в небольшом, а главное, четко отграниченном пространстве АС располагают значительную по объему информацию, располагают правильно, с комфортом для слуха. И тембровое решение, и артикуляция, и даже баланс — все это умно приспособлено к виртуальной величине картинки, в конечном итоге — к состоянию человека наедине с собой, человека в своем жилище.



Тембры я не назвал бы ни реалистичными, ни искусственными — а назвал бы я их (да простится мне употребление одиозного словечка) комфортизированными. Они смягчены, сглажены — до разумного предела: характерность сохраняется, она даже достаточно велика, но это скорее та характерность, которая работает на членораздельность ткани, на выявление автономии источников, а не на иллюзию живого звучания. Поначалу окраска звука кажется матовой, сипловатой... впрочем, нет: сипловатой — слово с негативным оттенком, а звучание комплекта окрашено в красивый, ласкающий слух тон, но для определения этого тона первым пришло на ум именно это (не вполне надежное) слово. Может быть, в тембре испытуемого комплекта есть общая флейтовость — шорох воздуха, скользящего мимо отверстия флейты. Напрашивается сравнение не с поперечной, а с продольной флейтой (так называемой блокфлейтой) или с цевницей. Я отнюдь не хочу сказать, что тракт накладывает на тембровую палитру общий флейтовый оттенок; по сути, все тембры сдвигаются в сторону флейт. Язычковые (гобои, фаготы) менее остры чем в жизни, приближаются к реальным кларнетам, кларнеты же делаются прозрачнее, утрачивая долю своей гулкости. Что касается струнных, то в их окраске подчеркнута певучесть, вокальность; но, поскольку эта вокальность рукотворная, в ней особенно ощутим градус искусственности — вроде смикшированного голоса (пустячное, но довольно точное сравнение: голос инопланетной певицы Лавы Лагуны из кинофильма 'Пятый элемент').

Тембровая работа соответствует масштабу занимаемой воздушной территории, точнее — психологической задаче комплекта. Правдоподобие — явление в комнате живых валторн, саксофонов, Хворостовских и Горовицев — волнует. Оно создает специфическую ажитацию, сопровождающую аудиочудо. И так же волнует искусственность, экзотичность тембров: позитивно — если тембры удачны; негативно — если они не удались. 'Sonneteer' с 'Totem Sttaf' не дают правдоподобия, не шокируют вызыванием духов акустических инструментов и певцов. Подобно тому как они оставляют слушателя за рамками звуковой 'коробочки', так они отводят ему ментальное место вне тембровой палитры, не принуждая переживать окраску звучания. Их задача — заботливо раскрасить источники в те тона, которые приятны уху — как глазу приятен мягкий комнатный свет; которые помогают слышать все детали целого, ориентироваться в нем. Можно найти определенное сходство с акварелью раннего классицизма, в целом графичной, но тонко тонированной,— чтобы соразмерно броские цветовые акценты подчеркивали объем предметов, их фактуру, глубину пространства...

Артикуляция заслуживает высокой оценки. Детальность — замечательна. Детальность, которая не разрушает целого. В струнных звуках превосходно выполнены шумовые составляющие; пожалуй, именно они — восполняя нейтральность, отстраненность тембров — формируют эффект присутствия, живо воссоздавая перипетии ведения смычка, касающегося струн и так и эдак... Но частности находятся в жестком подчинении у артикуляционного целого. Господствует общий модус — образ — струнного звукоизвлечения, артикуляции, свойственной контакту струны с конским волосом смычка. То же самое можно сказать о духовых: прекрасно вылеплены нюансы соприкосновения амбушюра с тростью, всяческие уплощения, уплотнения звука. Но нюансы тонут, или точнее, плавно плывут в специфическом целом — артикуляционном образе духового инструмента, образе звука, оформляющегося в контакте губ с воздушной струей.



Частота настройки фазоинвертора, отверстие которого находится на задней панели, составляет примерно 44,5 Гц. Это нормально для АС таких габаритов. Как видно из графика модуля и фазы полного сопротивления (рис. 1), 'Sttaf' является истинно 8-омной АС, при этом, правда, представляя собой непростую нагрузку для усилителя вследствие высокой реактивности (в диапазоне от 2 до 7 кГц, например, сопротивление носит выраженный емкостный характер). Частота разделения полос выбрана в области 3 кГц, и на АЧХ по звуковому давлению в этой области (рис. 2) имеется характерный провал. Необычно используется НЧ-оформление: отдача фазоинвертора довольно мала (на графиках не показана).

Во временно’й области АС обнаруживает неплохую времякогерентность, обе головки включены в положительной акустической полярности (рис. 3). Кумулятивный спектр (рис. 4) показывает очень быстрое затухание, задержанные резонансы наблюдаются только на самом краю ВЧ-диапазона. Можно предсказать прозрачное и ясное звучание 'Sttaf'. Неравномерность усредненной шумовой АЧХ в помещении (рис. 5) косвенно доказывает необходимость тщательно выбирать местоположение этих АС.


Эффект волшебного фонаря особенно сильно сказывается именно в плане артикуляции. Ведь несмотря на то что артикуляционное целое решительно превалирует над подробностями, эти подробности многочисленны, выполнены тонко, можно сказать, ювелирно. Только в уменьшенном масштабе. Они не пестрят, не бьют в уши, разрушая целое (что в условиях тесного объема 'сцены' и при довольно скромной мощности звука неминуемо произошло бы, если бы комплект акцентировал, смаковал артикуляционные частности). Но тем не менее они присутствуют. Если слушать расслабленно, не напрягая слух, обильные детали воспринимаются подспудно, неосознанно, благодаря чему возникает ощущение богатой артикуляционной жизни звука — не застылого, инертного, но дышащего, трепетного. Если же вслушиваться, жертвуя целым ради пристального созерцания фактуры (так исследователь наводит микроскоп на деталь объекта) — напрячься в стремлении проникнуть текстуру отдельных линий, пластов, голосов,— то детали проступают в изобилии; проступают, даже не требуя чрезмерного слухового напряжения, ибо они словно процарапаны искусной иглой гравера. Именно: вспоминаются старинные гравюры (особенно иллюстрации к книжкам эзотерического содержания), на которых простым взглядом видна композиция в ее основных элементах, под лупой же обнаруживается целый пласт изображений, не видимых невооруженному глазу,— как бы второе дно картинки.

Tехнические параметры по данным производителя
Акустические системы 'Totem Acoustic Sttaf' ($1965)
Диапазон воспроизводимых частот
при отклонении АЧХ ±0,3 дБ
Номинальное сопротивление
Уровень чувствительности
Частота раздела полос
Габаритные размеры
Масса

39–22000 Гц
8 Ом
88 дБ
2500 Гц
900 х 160 х 240 мм
12 кг


Должен сказать, что именно артикуляция, с ее двуплановостью, с изящной игрой макро- и микроскопического срезов, процентов на семьдесят обеспечивает живость, многообразие звучания комплекта. Перефокусировка волшебного фонаря с общего плана на частности работает в тембровом отношении куда менее эффективно,— ибо тембр, в общем то, лишен сколько-нибудь изощренных подробностей. Те тембровые вариации, которые имеют место (главным образом у струнных и вокала), носят скорее вспомогательный характер — 'в помощь артикуляции'. Но подвижный слуховой окуляр, которым снабжен фонарь,— прелесть какая штука! Ведь этот окуляр — то есть концентрация внимания на целом или частностях — ходит по резьбе не только согласно воле слушателя, но и помимо ее. Свои произвольные перемещения он совершает, движимый музыкальным текстом. Как только из ткани, где все голоса равнозначны, проступает какой-нибудь доминирующий элемент, слух сосредотачивается на нем. Остальные элементы погружаются в туман расфокусировки — но тот, который попадает в фокус, обнаруживает ряд подробностей. Таким образом, внимание скользит по ткани музыкального произведения согласно его структуре, но объем информации всегда остается примерно одним и тем же: она достаточно обильна, но никогда не переизбыточна. Я назвал бы эту особенность 'Sonneteer/Totem' перцептуальной комфортизацией. Все-таки временная единица внутренней жизни человека — за исключением ее экстремальных моментов — способна вмещать какое-то количество чувств, мыслей и впечатлений. Если аппаратура выдает большой объем информации, если эта информация существенна, если, наконец, в ней есть не только фактический, но и эмоциональный ряд, то для переживаний слушателя может не остаться места. Он будет принужден в той или иной мере бороться с аудиокомпаньоном — либо подчиниться. Испытуемый тракт дает гибкую, отработанную систему экономии слушательского внимания — и система эта заботится о том, чтобы ненавязчиво, с удобством провести слушателя по треку, показать ему все существенное в записи, не переутомив, не вызвав раздражения, не взволновав чрез меру...

Наш комплект, в силу своей заведомой камерности, вроде бы предназначен прежде всего именно для камерных записей — сольных, ансамблевых... Действительно, подобные записи выходят по-особенному интимно — возникает не только (и не столько) эффект присутствия исполнителей, сколько сопереживание, эмоциональный контакт с человеком играющим или поющим. Качественные современные записи при этом в чем-то даже уступают архивным. Особенно удается квартетная литература, скрипично-фортепианные ансамбли... Сильнейшее впечатление на меня произвела Соль-мажорая соната Бетховена в исполнении Рахманинова и Крейслера — именно потому, что комплект, как добрый гид, сопутствовал мне в путешествии во времени, останавливая мой слух на самом существенном из того, что донесла дорожка, и помогая в это существенное вникнуть. И — неожиданно — крайне приятен оказался диск ирландской певицы Йолы, которая поет в холодноватой, насквозь стилизованной манере новейших экспериментаторов в области джазово-североевропейских стилевых гибридов. Эдакая маленькая Бьорк. В силу того что в акустической коробке 'Sonneteer/Totem' Йола именно маленькая, а также в силу того, что все элементы вокальной экспрессии ненавязчиво акцентированы, проступает задушевность пения ирландки, а манерность экспериментаторши выполняет роль эмоционального фона.

И все же оркестровые записи едва ли не более интересны. Даже самые масштабные. Именно в них с особой остротой выявляется эффект волшебного фонаря, игра внимания с массивной тканью, его перемещения от целого к частности. Однако не слишком мощный усилитель не может справиться в полной мере с записями больших оркестров. Как хороши в прочтении комплекта архивные камерные записи! А вот с большим симфоническим архивом комплекту уже не справиться: возникает сумбур, невнятность. Золотая репертуарная середина испытуемого тракта — качественные современные записи оркестровых составов средней величины, особенно записи ораториальных сочинений с участием хора. Идеальный вариант — аутентистские диски, такие как Реквием Моцарта с Жорди Савалем или кантаты Баха в прочтении Эрвега...

Такие как мой 'Атис'. Пускай я рискую повториться — и все же скажу: приняв на себя заботу о моем любимом диске, комплект сделал все, чтобы донести до меня печальные и торжественные звуки,— и при этом сумел оставить меня наедине с моими чувствами, воспоминаниями... Тактичность, попечение о человеческом слухе и внимании, о том, чтобы не вторгнуться в быт слушателя на правах захватчика, а органично вписаться в него,— все это наклонности и стремления инженеров и дизайнеров, которым удалось воплотить свои намерения в ... и т. д. Al fine, как сказал бы Л. Пекарский.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх