Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Lexivon - 35 лет цифрового аудио



От лингвистов - меломанам

С точки зрения истории, в 2007 году у нас был прекрасный повод отметить сразу две даты. 35 лет назад компания Lexicon выпустила свое первое изделие - линию задержки Delta T-101, и фактически заявила о своем существовании. Во-вторых, Т-101 оказался опять-таки первым коммерчески доступным профессиональным цифровым аудиопродуктом, так что с полным основанием можно считать, что именно в 1972 году возникло и само направление цифрового звука. Но откуда у профессиональной компании такое странное название - в честь то ли давно забытого русскоязычного текстового редактора «Лексикон», то ли команды КВН студентов инъяза? Оказывается, все, в том числе и название, придумал профессор Массачусетского технологического института (MIT) др Френсис Ли (Francis Lee), который однаждысумел разработать компактную и точную цифровую линию задержки для медицинского прибора, следящего за ритмом сердечных сокращений. Вместе с инженером Чаком Баньяши (Chuck Bagnashi) он основал в 1969 году компанию American Data Sciences для продвижения своего устройства. Однако медицина на его достижение реагировала довольно вяло, и со временем Ли пришел к выводу, что более заманчивой для применения цифровых технологий будет образовательная сфера, в частности обучение иностранным языкам. Именно поэтому в 1971 он решительно переименовал свое детище в Lexicon, что в переводе с латыни означает «словарь». Кроме того, один из ассистентов профессора Липо MIT - Барри Блессер (Barry Blesser) предложил использовать созданную им систему для обработки аудио. В итоге для обучающих устройств была сконструирована еще одна линия задержки звука - на целых 100 миллисекунд, что сегодня уже никого не впечатляет, а тогда казалось огромным успехом. Вышло так, что первыми, кто заинтересовался этим прибором, стали не учителя иностранных языков, а профессионалы из нью-йоркской компании Gotham Audio, которые сразу же заказали у Lexicon 50 устройств. Они намеревались использовать их для борьбы с задержками аудиосигналов при распространении в реальных системах озвучивания больших площадей. Затем они подыскали новинке еще одно применение - подавление эха за счет предварительно вводимого запаздывания. Так в 1971 году появилась модель Delta T-101, имевшая эмблему Gotham Audio на передней панели и Lexicon - на задней. Прибор обладал полосой частот всего до 10 кГц и отношением сигнал/шум 60 дБ, однако инженеры Lexicon почувствовали, что эти показатели можно существенно улучшить.

В результате был выпущен Delta T-102 (уже только под маркой Lexicon), который понизил уровень шумов до -90дБ и вообще сумел убедить индустрию в том, что цифровое аудио стоит принять во внимание. В 1972 году наконец увидел свет и продукт Lexicon для тех, кто собирался зубрить с его помощью иностранные языки, - Varispeech, первая цифровая система сжатия речи во времени. А ее последующая версия Model 1200, уже с вещательным качеством звука, завоевала премию Emmy Award в 1984 году. Искусственное эхо Один из руководителей компании Рон Нунан (Ron Noonan) пришел в нее в 1973-м и сразу попал на должность директора (CEO; занимал этот пост 23 года - до 1996). Он первым понял, что фирма нуждается в диверсификации, и нацелил ее на рынок профессионального аудио. Усилия конструкторов принесли плоды только через 5 лет - в 1978 году на очередной конвенции AES (Общества инженеров-акустиков) они показали всему миру потрясающий продукт: первую коммерчески доступную цифровую систему реверберации Lexicon 224. Сконструированная д-ром Дэвидом Гризингером (David Griesinger), физиком из элитного Гарварда, эта система оставалась промышленным стандартом вплоть до 1986 года, когда на смену ей пришла легендарная Lexicon 480L. В 1985 компания эмитировала акции, которые стали котироваться на лондонской бирже (школа цифровой обработки звук всегда была сильна в Великобритании). Благодаря этому фирме удалось профинансировать разработку мощной компьютерной рабочей станции для цифрового аудио Opus, вышедшей на рынок в 1988. В том же году Lexicon создал первый в мире полностью цифровой процессор окружающего звука для домашних театров CP-1.

С тех пор компания постоянно занимает доминирующие позиции на рынке домашних кинотеатральных систем класса High End. В дальнейшем она выпустила целую серию признанных во всем мире как эталонные процессоров сигналов, среди которых модели CP-2, DC-1, DC-2, MC-1 и 500T/700T. В 2000 году на конвенции AES в Париже Lexicon в очередной раз потряс всю профессиональную аудиоиндустрию - своей новой многоканальной цифровой системой создания звуковых эффектов 960L (Multi-Channel Digital Effects System), пришедшей на смену 480L. Благодаря недостижимой ранее точности - 24 бит/96 кГц и подлинно многоканальной обработке реверберации, Lexicon 960L поднял микширование окружающего звука на новую высоту. Система 960L была с энтузиазмом принята всеми ведущими звукорежиссерами, продюсерами и исполнителями самых известных студий.

Логика театра

В сфере бытовой электроники Lexicon в 2002 году впервые продемонстрировал флагманский цифровой контроллер MC-12 для домашних театров класса High End. Контроллер MC-12 - это 12-канальный цифровой процессор с 12 конфигурируемыми входами и работой в трех независимых зонах. В нем реализована одна из наиболее популярных фирменных технологий Lexicon - LOGIC 7, которая позволяет создать 8 (7.1) каналов практически из любого исходного сигнала, не требуя при этом, чтобы они были закодированы в нем заранее. Звук в итоге улучшается столь поразительно, что LOGIC 7 заслужила репутацию самого совершенного декодера, доступного для музыки или кино. В том же году на выставке CES в Лас-Вегасе компания Harman International (в ее состав теперь входит Lexicon) под звон бокалов шампанского торжественно выкатила на публику роскошный седан BMW 745i, в аудиосистеме которого была использована технология LOGIC 7. За ним в 2003 году последовал Mercedes-Benz E-класса, где LOGIC 7 также стала частью аудиосистемы уровня премиум. В 2005 году Lexicon выпустил для своего флагманского AV-процессора MC-12 самую совершенную на тот момент систему коррекции акустики помещения. Ее необходимость многие оценили не сразу, но, согласитесь, самая дорогая и самая трудная для настройки деталь вашей аудиосистемы - это собственно комната. Порой гораздо легче проложить новые кабели или заменить плеер с усилителем, чем сменить обивку мебели или вообще всю обстановку. Комплект для MC-12 состоял из вставной платы DSP- процессора, софта для апгрейда ПО до версии V4 и демодиска. Необходимо было также установить 4 микрофона типа AKG C98 с круговой диаграммой направленности в тех местах, где расположатся слушатели, и загрузить ПО в MC-12 с помощью персонального компьютера. Плата DSP удваивает вычислительную мощь компонента и предоставляет в распоряжение владельца цифровой 7-полосный параметрический эквалайзер, который работает в полосе частот от 19-250 Гц и парирует самые неприятные резонансы помещения. Вся процедура занимает не более получаса и прохо-дит полностью автоматически, причем вам даже рекомендуют удалиться из комнаты. После этого любой материал, будь то музыка или киносаундтрек, начинает звучать более нейтрально и менее окрашенно. Система позволяет сравнить звучание до и после коррекции, и сразу слышно, что бас становится гораздо чище и живее, когда ему не «подпевает» своим гулом комната.

Раздвигая стены

В 2006 году инженеры-акустики компании придумала еще одну интересную систему - LIVE (Lexicon Intelligent Variable Environment). Она способна преобразить любое помещение, где вы слушаете музыку, в совершенно иное акустическое пространство. «Интеллектуальная настраиваемая среда» (так переводится название системы) использует несколько микрофонов и цифровых процессоров сигналов (DSP) для перевоплощения комнатной акустики и создания, к примеру, иллюзии присутствия в гораздо более обширном пространстве. Гостиная, оснащенная системой LIVE, готова к любым переменам обстановки - достаточно выбрать одну из заранее заготовленных настроек, чтобы создать атмосферу оживленной вечеринки или же просторного концертного зала, в котором гости смогут устроить необыкновенное представление. Система LIVE опирается на методы профессиональной системы LARES, уже более 10 лет успешно используемой для улучшения акустических свойств общественных учреждений во всем мире. От оперных театров до стадионов и храмов - всюду LARES делает звучание гораздо приятнее. Реверберация, вводимая LIVE, основана на многолетних исследованиях в области психоакустики.

Lexicon известен тем, что именно он разработал первый в мире алгоритм реверберации, который не только создает невероятно правдоподобное эхо, но и помогает в локализации звуков. Выбор правильного времени и уровня ранних и поздних отражений является самым важным в реализации этого алгоритма. Лексикон зажигает «звезды» Сегодня «лексиконовский» звук раздается во всем мире с более чем 80% самых успешных музыкальных альбомов - золотых и платиновых, а со также звуковых дорожек фильмов, собирающих миллионы зрителей.

Компания способствует продвижению талантливых музыкантов не только с помощью своей аппаратуры, но и непосредственно. К примеру, в 2000 году Lexicon подписал с Warner Brothers Music эксклюзивный договор о совместном продвижении нового диска Марка Кнопфлера «Sailing to Philadelphia» (Mark Knopfl er - бывший солист группы Dire Straits) на выставке CEDIA EXPO 2000. Lexicon совместно с кинокомпанией New Line Home Entertainment представлял на следующей выставке CEDIA EXPO публике фильм «Братство кольца» - первую серию феноменально успешного фэнтези-эпика «Властелин колец». На диске DVD были дополнительно записаны стереодорожки, закодированные в LOGIC 7, и при их воспроизведении процессорами Lexicon (в режиме LOGIC 7) получалось настолько убедительное окружение звуком, что его невозможно было отличить от раздельной многоканальной записи. Сегодня Lexicon входит в состав группы Harman Consumer Systems Group (HCSG) - ведущего производителя акустических систем, аудиовидеокомпонентов и мультимедиасистем для дома, автомобиля и офиса. В эту группу входят также JBL, Infi nity, Harman/Kardon, Mark Levinson, Revel, Proceed and Audioaccess. К услугам любой из них - самая передовая научно-исследовательская база, которая позволяет Lexicon создавать бытовую технику с профессиональным уровнем качества и надежности.

Могучая семейка

Сегодня в линейке компании есть свой источник, четыре процессора, или, как их называют, управляющих контроллера, два ресивера и три усилителя мощности. Универсальный дисковый проигрыватель RT-20 - это аппарат высшего класса, способный извлечь максимум возможной информации практически с любого оптического диска диаметром 5 дюймов (133 мм). Он умеет читать DVD-Video, DVD-Audio, SACD, DVD-R/W, CD, CD-R/W, MP3, JPEG, Video CD и S-VCD.

Lexicon RT-20 оборудован са- мыми современными цифроаналоговыми видеоконвертерами (14 бит/216 МГц DAC), мощным встроенным видеопроцессором и выходом HDMI. В сочетании с высококлассными ЦАПами для обработки цифрового аудиопотока (24 бит/192 МГц) это обеспечивает непревзойденное качество звука и изображения. Кроме цифрового интерфейса HDMI, модель RT-20 имеет компонентные видеовыходы на RCA, на профессиональных разъемах BNC, а также на компьютерном 14-pin D-Sub.

Флагманский 7.1-канальный процессор MC-12 HD имеет целых 6 входов HDMI и обладает поистине безграничными возможностями по обработке сигналов: четыре 32-разрядных DSP-процессора Analog Devices SHARC реализуют LOGIC 7, коррекцию Auto Azimuth, расширение 5-канальных систем, улучшение разборчивости диалогов, цифровые кроссоверы и усиление басов. Обработка сигналов ведется с разрешением 24 бит/96 кГц, чтобы обеспечить наивысшее качество для всех источников. Пятый DSP-процессор предназначен для декодирования форматов Dolby Digital и DTS. Задняя панель MC-12 HD съемная, поэтому можно обновить не только ПО аппарата, но и внутреннюю его начинку. Он способен работать в трех независимых зонах. По итогам 2006 года MC-12 HD получил награду журнала CE Pro - High Impact Product Award, которая присуждается на основании опроса читателей - системных интеграторов и инсталляторов. В этой версии самого мощного из процессоров компании принята на вооружение система Lexicon Live, улучшенный алгоритм обработки LOGIC 7 для 5.1- и 6.1-канальных источников, декодер Dolby Pro Logic IIx. Имеется также возможность использовать сабвуферы в дополнение к выво-ду любой из колонок в полнодиапазонный режим - Full + Sub.

Процессор MC-12 HD доступен как с цифровой системой автоматической коррекции акустики помещения (V5 EQ), так и без нее (V5). Созданный на основе MC-12 младший цифровой контроллер MC-8 подходит для менее сложных многоканальных систем, где, однако, вопросы качества и надежности по-прежнему важны. MC-8 способен работать в двух независимых зонах, имеет 8 конфигурируемых входов, 8 выходов и доступен в балансном и обычном вариантах. На последней выставке CEDIA-2007 компания Lexicon представила новый многоцелевой 8-канальный AV-процессор MV-5, который обладает возможностями, предлагаемыми раньше лишь флагманским Lexicon MC-12 HD. Модель MV-5 располагает двумя входами HDMI для источников, таких как DVD-плеер или HDTV-тюнер, кроме того, процессор можно непосредственно подсоединить к компьютеру по USB, чтобы управлять воспроизведением потоковых аудиофайлов. А благодаря опционной док-станции для плееров iPod музыку с них можно прослушивать через MV-5. В это же время на свет появился и AV-ресивер RV-5, который отличается от MV-5 наличием 7-канального усилителя мощности и встроенного FM/AM-тюнера. Ранее Lexicon выпустил ресивер RV-8 с усилителем мощности, который выдает впечатляющие 140 Вт одновременно в каждый из 7 каналов. Предусилитель/процессор в его составе использует все фирменные алгоритмы компании, включая LOGIC 7, и отличается интуитивно понятным пользовательским интерфейсом.

Сегодня "лексиконовый" звук раздается во всем мире с более чем 80% самых успешных музыкальных альбомов

В связке с процессорами Lexicon работают три новых усилителя мощности: GX-7, RX-7 и ZX-7, сменившие модели серий CX и LX. Все они 7-канальные, и теперь в линейке компании вообще нет 5-канальных усилителей. Во всех аппаратах установлены массивные тороидальные трансформаторы с большим запасом мощности, позволяющие воспроизводить самые могучие пассажи без утери деталей. Новые усилители обладают большой выходной мощностью - это обеспечивает более широкий динамический диапазон, чем у предшественников, а потому они способны раскачать колонки до более высокого уровня громкости. Благодаря эффективным радиаторам в них не используются вентиляторы для охлаждения. Усилители Lexicon отличаются также чрезвычайно низким уровнем шумов и превосходным соотношением сигнал/шум.

ZX-7 - старший в новой линейке, весит почти 63 кг, имеет выходную мощность 7 × 300Вт и оснащен балансными входными разъемами высокого качества.

  • Выходная мощность - 7 × 300 Вт на 8 Ом, 7 × 450 Вт RMS на 4 Ом (20-20 000 Гц)
  • Полностью балансная топология, симметричная схемотехника
  • Двойной массивный тороидальный трансформатор
  • Отдельный источник питания для каждого канала
  • По 4 вручную отобранных выходных полупроводниковых прибора на каждый канал
  • Независимые схемы защиты для каждого канала с оптоизоляцией
  • Аудиовходы - 7 RCA, 7 XLR
  • Аудиовыходы - 7 пар массивных позолоченных клемм
  • Минимальный рекомендованный импеданс АС - 4 Ом
  • Диапазон частот - 20-20 000 Гц (+0,1/-0,5 дБ), 10-40 000 Гц (+0,1/-1,5 дБ)
  • Гармонические искажения THD - менее 0,05% при полной мощности
  • Отношение сигнал/шум - более 100 дБ, при 300 Вт/8 Ом (в диапазоне 30 кГц)
  • Интермодуляционные искажения (IM) - менее 0,05% при полной мощности
  • Демпфирование - более 400 (на 8 Ом)
  • Габариты - 241×437×516 мм
  • Масса - 62,7 кг
  • Видеоформаты - 480p/576p, 720p и 1080i, VGA LEXICON ZX-7
    ZX-7 - старший в новой линейке, весит почти 63 кг, имеет выходную мощность 7 × 300Вт и оснащен балансными входными разъемами высокого качества.

    RX-7 - средний в новой линейке, обладает выходной мощностью 7 × 200 Вт и оснащен балансными входными разъемами высокого качества.

  • Выходная мощность - 7 × 300 Вт на 8 Ом, 7 × 450 Вт RMS на 4 Ом (20-20 000 Гц)
  • Полностью балансная топология, симметричная схемотехника
  • Двойной массивный тороидальный трансформатор
  • Отдельный источник питания для каждого канала
  • По 4 вручную отобранных выходных полупроводниковых прибора на каждый канал
  • Независимые схемы защиты для каждого канала с оптоизоляцией
  • Аудиовходы - 7 RCA, 7 XLR
  • Аудиовыходы - 7 пар массивных позолоченных клемм
  • Минимальный рекомендованный импеданс АС - 4 Ом
  • Диапазон частот - 20-20 000 Гц (+0,1/-0,5 дБ), 10-40 000 Гц (+0,1/-1,5 дБ)
  • Гармонические искажения THD - менее 0,05% при полной мощности
  • Отношение сигнал/шум - более 100 дБ, при 300 Вт/8 Ом (в диапазоне 30 кГц)
  • Интермодуляционные искажения (IM) - менее 0,05% при полной мощности
  • Демпфирование - более 400 (на 8 Ом)
  • Габариты - 241×437×516 мм
  • Масса - 62,7 кг
  • Видеоформаты - 480p/576p, 720p и 1080i, VGA
    GX-7 - младший и самый доступный из тройки усилителей, обладает выходной мощностью 7 × 125 Вт и поэтому, в отличие от старших братьев, оснащен обычными, небалансными, входными разъемами.

  • Выходная мощность - 7 × 300 Вт на 8 Ом,
  • 7 × 450 Вт RMS на 4 Ом (20-20 000 Гц)
  • Полностью балансная топология, симметричная схемотехника
  • Двойной массивный тороидальный трансфор- матор
  • Отдельный источник питания для каждого канала
  • По 4 вручную отобранных выходных полупро- водниковых прибора на каждый канал
  • Независимые схемы защиты для каждого канала с оптоизоляцией
  • Аудиовходы - 7 RCA, 7 XLR
  • Аудиовыходы - 7 пар массивных позолоченных клемм
  • Минимальный рекомендованный импеданс АС - 4 Ом
  • Диапазон частот - 20-20 000 Гц (+0,1/-0,5 дБ), 10-40 000 Гц (+0,1/-1,5 дБ)
  • Гармонические искажения THD - менее 0,05% при полной мощности
  • Отношение сигнал/шум - более 100 дБ, при 300 Вт/8 Ом (в диапазоне 30 кГц)
  • Интермодуляционные искажения (IM) - менее 0,05% при полной мощности
  • Демпфирование - более 400 (на 8 Ом)
  • Габариты - 241×437×516 мм
  • Масса - 62,7 кг
  • Видеоформаты - 480p/576p, 720p и 1080i, VGA

    Николай Миловидов
    Журнал DVDXPERT
    Апрель 2008

  • +7 (812) 602-96-82

    ^ Наверх