Мы не продаем технику -           мы дарим эмоции!
Санкт Петербург, Литейный проспект, 30
+7 (812) 6029682
  • Шоурумы
  • Услуги
  • Дизайнерам
  • Нестандартные решения
  • О компании
  • Новости
  • Доставка и оплата
  • Контакты
Онлайн журнал

Проигрыватель грампластинок Transrotor Leonardo RT

Вениамин ЗУЕВ



Сегодня грампластинки становятся достоянием не только своего рода элиты — людей, материально обеспеченных и серьезно увлеченных музыкой (довольно редкое сочетание в нашей стране), но и достаточно широкого круга любителей с самыми paзличными интересами. Даже стойкие в недавнем прошлом приверженцы "цифры" нередко оказываются во власти аналогового звучания. В "AM" № 1 (36) 2001 мы решительно и, надеемся, прочно вошли в "виниловый круг", познакомившись с престижными головками звукоснимателей. Сейчас мы встретимся с оригинальной инженерной экзотикой — проигрывателем грампластинок "Transrotor Leonardo RT". Немецкая компания "JR Transrotor" находится недалеко от Кёльна, в уютном городке Bergisch-Gladbach (Горный ручеек). Руководитель ее Иохен Рейке (Jochen Rake) считается крупнейшим в мире специалистом в области конструирования проигрывателей грампластинок. Его фирма выпускает всего несколько сотен проигрывателей в год, но каждый из них является произведением искусства. Шикарный дизайн, немецкая точность и аккуратность изготовления, смелые и элегантные технические решения — все обеспечивает им высокий международный авторитет.

Советским разработчикам удалось познакомиться с проигрывателем фирмы "Transrotor" еще в начале 70-х годов. В те далекие доперестроечные годы на нашем рынке господствовала только отечественная аудиоаппаратура. Разработка и производство осуществлялись, как правило, в отделах "ширпотреба" предприятий военной промышленности.

Научно-исследовательскому институту "Морфизприбор" было поручено сконструировать проигрыватель высшего класса "Корвет", а для ознакомления и изучения в качестве образца вещественной информации был представлен знаменитый уже тогда "Transrotor". Разработкой "Корвета" руководил хорошо известный нашим читателям Анатолий Лихницкий; ему помогали Александр Гребинский, Валерий Карпов и другие энтузиасты. Спроектированный ими опытный образец "Корвета" существенно опередил по инженерной идеологии и превзошел по официальным параметрам своего зарубежного собрата. Тонарм "Корвета" "висел" на воздушно-магнитной подушке и был оснащен уникальным инерционно-вязким динамическим демпфером, эффективно работающим в разных плоскостях, чего не было у "Transrotor" даже с престижным тонармом "SME".

И вот спустя 30 лет перед нами современный "Transrotor", правда, не самый дорогой и экзотичный, но вполне заслуживающий пристального исследования и способный вызвать удивление, восторг и музыкальную вовлеченность, являясь составной частью достойного звукового тракта, и эстетическое наслаждение в домашнем интерьере.

Особенности конструкции

Мы привыкли к тому, что обычный проигрыватель грампластинок — это законченная конструкция в виде ящика с крышкой, в корпусе которого смонтированы функциональные узлы и блоки. У проигрывателя "Transrotor Leonardo RT" ящика нет вообще — нет ни корпуса, ни крышки. Это оригинальное создание состоит из разрозненного набора функциональных узлов и деталей, произвольно уложенных в фабричную картонную упаковку. Для культурного общения с ними прилагаются изящные белоснежные перчатки, сюда же вложен одинокий серый листок бумаги с поздравлениями и наилучшими пожеланиями в адрес покупателя. Традиционные технические параметры не приводятся, необходимые указания по сборке и монтажу отсутствуют. Несмотря на некоторый приобретенный опыт общения с интернациональной аудиоаппаратурой, предстоящая задача по запуску проигрывателя сначала показалась мне ребусом. Но когда все компоненты были разложены на столе, порядок их сборки и функциональные связи между ними сразу прояснились.

Основой проигрывателя служит массивная акриловая плита с размерами 440 х 390 мм и толщиной 25 мм, установленная на три цилиндрические опорные ножки. В центре плиты запрессована ось, на которую надевается промежуточный приводной шкив. Затем сквозь отверстие в плите прямо на полку аппаратной стойки устанавливается мотор, снизу у него имеются резиновые присоски, прочно фиксирующие его на плоскости. Приводной шкив соединяется тонким круглым пассиком с ведущей осью мотора, после чего на шкив надевается акриловый диск. Его толщина — 38 мм, масса — 3 кг, так что инерционная стабильность вращения обеспечена. Скорость вращения диска 33 или 45 об/мин. Переключение скорости осуществляется вручную, перестановкой пассика на другой диаметр ведущей оси мотора. Выносной сетевой блок питания проигрывателя рассчитан на 230 В/10 ВА, имеет достаточно длинный кабель.

Грампластинка ложится непосредственно на акриловый диск, никаких промежуточных прокладок нет. Рекомендуется пользоваться осевым прижимом и пылеочистителем, но в комплект поставки они не входят. Можно также приобрести защитный колпак на проигрыватель и демпфирующую подложку под него.

Модель "Transrotor Leonardo" оснащена тонармом типа "Rega 250", который был изготовлен фирмой "JR Transrotor" с некоторыми конструктивными отличиями от оригинала. Важное отличие заключается в том, что его противовес имеет другую конструкцию, которая допускает применение головок звукоснимателей с большой собственной массой (вплоть до 12 г). В конструкции этого тонарма нашли отражение лучшие традиции современных инженерных решений. Трубка тонарма — переменного сечения, изготовлена из вспененного си-луминового сплава, что обеспечивает ее предельную жесткость при достаточной легкости и минимально необходимом моменте инерции, позволяющем использовать широкий ассортимент головок звукоснимателей с различной гибкостью подвижной системы. Головка устанавливается непосредственно на расплющенную часть трубки — отсутствие съемного шелла способствует повышению качества звучания, хотя несколько снижает комфортность эксплуатации. Тонарм не имеет градуировки прижимной силы, для ее контроля прилагаются удобные миниатюрные весы. Чтобы можно было пользоваться особо легкими головками, имеется специальный вкладыш, монтируемый над корпусом головки звукоснимателя. Прилагается шаблон для точной юстировки головки в тонарме. Оригинальное запатентованное эксцентрическое крепление тонарма к опорной площадке позволяет легко и просто регулировать его установочную базу, что удобно для использования различных типов тонармов. Регулировка осуществляется граненым ключом (он также прилагается) через верхнее отверстие под противовесом. Чтобы можно было точно откорректировать вертикальный угол воспроизведения (угол между иглодержателем и плоскостью грампластинки), предусмотрена регулировка высоты тонарма, она производится тем же ключом через боковое отверстие, которое находится на опорной площадке. Представленный на экспертизу экземпляр проигрывателя "Transrotor Leonardo RT" укомплектован головкой звукоснимателя "Goldring Elan" (ММ). На испытаниях использовались также головки звукоснимателей "Denon DL-160" (MC), "Sumiko Blue Point" (MC), 'Audiotechnika AT 20SLa" (MM), "Stanton 981 HZ Mk US" (MM). В контрольном тракте применялись: транзисторный усилитель "Меracus Intrare" со встроенным фонокорректором, ламповый фонокорректор предусилителя "Dynaco PAS-4", акустические системы "Triangle Zephyr xs". При тестировании головок звукоснимателей "Goldring Elan" и "Sumiko Blue Point" кроме "Transrotor Leonardo" использовался также проигрыватель "Thorens TD-320 Mk III". Для головки этого типа противоскатывающая сила должна быть в два раза меньше прижимной.

Недостаточная величина прижимной силы способствует более быстрому износу и грампластинки и иглы, а превышение ее приводит к потере динамики и, как правило, ухудшает стереопанораму. Кроме того, изменение прижимной силы влияет на вертикальный угол воспроизведения. Его, при необходимости, можно корректировать регулировкой высоты тонарма.

Качество звучания

Задача раздельного тестирования проигрывателя грампластинок и головки звукоснимателя равнозначна решению одного уравнения с двумя неизвестными, что нереально или, по крайней мере, не вполне достоверно. Ведь слушая проигрыватель, мы, прежде всего, воспринимаем характер звучания головки, но в то же время знаем, что на ее звуковые свойства существенно влияют конструктивные особенности проигрывателя. Для разделения и определения этих неизвестных нужна система как минимум из двух уравнений, поэтому для перекрестного сравнения контрольный тракт был дополнен уже известными нам головками и проигрывателем грампластинок.

Причинно-следственные связи, определяющие конечный результат тестирования, часто бывают сложны, многозначны и трудно дифференцируемы. Процесс тестирования головок и проигрывателей грампластинок оказывается весьма трудоемким, требует пристального внимания и достаточного опыта. Чтобы уверенно выделить доминирующие свойства, присущие только данной головке или данному проигрывателю, приходится неоднократно менять головки на каждом проигрывателе и переставлять их с одного на другой. Для оценки воздействия на проигрыватель звукового поля от акустических систем осуществлялся дополнительный контроль с помощью изодинамических и электростатических наушников.

Мы начали прослушивание с самой простой головки "Goldring Elan". Первая проба приятно удивила. Открытое, ясное звучание с деликатной, слегка сдержанной выразительностью и отчетливо сфокусированными пространственными образами вполне обеспечивали необходимый комфорт и удовлетворяли музыкальные интересы. Вместе с тем микродинамика этой головки не обладает достаточной пластичностью, способствующей передаче тонкой нюансировки музыкальных фраз; из-за некоторой грубоватости макродинамических контрастов crescendo, diminuendo, sforzando у опытных темпераментных пианистов нередко превращаются в робкую, неуверенную игру начинающих музыкантов. Но этим небольшим огрехам, проявляющимся временами и доступным только чуткому к музыке уху, не следует придавать серьезного значения.

Общее впечатление даже после многократных комбинационных проб осталось очень хорошим. Нижний регистр отчетлив, лаконичен. При увеличении уровня громкости артикуляция не ухудшается. Это говорит о хорошей устойчивости проигрывателя к внешнему звуковому полю от АС. При установке головки "Goldring Elan" на проигрыватель "Thorens TD-320 Mk III" звуковая волна от АС была услышана, что, конечно, испортило нижний регистр, добавив гулкость и ухудшив артикуляцию практически во всем звуковом диапазоне. Кроме того, заметно упала энергичность звучания и ухудшилась стереопанорама. Напрашивается парадоксальный вывод: дешевые головки тоже требуют дорогих проигрывателей.

Следующим тест-объектом стала головка "Sumiko Blue Point". Сначала ее установили на проигрыватель "Thorens TD-320 Mk III". Звучание аппарата приобрело сфокусированность и энергичность, особенно на сложных музыкальных программах. В среднем и верхнем регистрах проявились острота и ясность с обилием мелких деталей, но густой, массивный нижний регистр все-таки отвлекал наше внимание и мешал свободному, раскованному восприятию полноценного музыкального образа. Переставили головку "Sumiko Blue Point" на проигрыватель "Transrotor Leonardo"— исчезла отвлекающая внимание гулкость и массивность в нижнем регистре; проявились и артикулированный глубокий бас, и кристальная чистота тембров. Верхний регистр стал воздушным и свободным, звуковой образ — тонально сбалансированным и рельефным; изящно отрабатываемые в процессе воспроизведения динамические контрасты обеспечили уверенную передачу оркестровой фактуры, инструментальных планов и их интонационных связей. Благодаря предельно оптимизированной конструкции проигрыватель "Transrotor Leonardo" позволяет пользоваться широким ассортиментом головок звукоснимателей, от простых до престижных, и надолго занять почетное место в респектабельных звуковых трактах у самых щепетильных аудиоманов.

По соотношению цена/качество проигрывателю грампластинок "Transrotor Leonardo" ($1866 с головкой звукоснимателя "Grado MM California Blue") можно интуитивно присвоить титул "Best Buy", так же как и головке звукоснимателя "Goldring Elan".

Головка звукоснимателя "Sumiko Blue Point" хорошо известна нашим любителям и пользуется большим авторитетом у меломанов. Я более сдержанно отношусь к ее "музыкальным способностям", чем, например, уважаемый нами А.М.Лихницкий, но уверен, что в отношении цены она себя оправдывает.

Головка звукоснимателя "Sumiko Blue Point" Технические параметры по данным производителя

  • Тип преобразователя - подвижная катушка (МС)
  • Диапазон воспроизводимых частот 15 Гц-35 кГц
  • Выходной уровень - 2,5 мВ
  • Разделение каналов - 32 дБ
  • Разбаланс каналов - 0,5 дБ
  • Динамическая гибкость преобразователя - 15 х 10-6 см/дин
  • Тип и размеры иглы - эллиптическая, 0,3 х 0,7 mils (0,076 х 0,177 мм)
  • Рекомендуемое сопротивление нагрузки - 47кОм
  • Емкость нагрузки - не более 200 пф
  • Прижимная сила - 1,5-1,8 г (оптимальная - 1,7 г)
  • Масса головки - 6,0 г

    Технические параметры по данным производителя
  • Тип преобразователя - подвижный магнит (ММ)
  • Диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ±3 дБ - 20 Гц/20 кГц
  • Разбаланс каналов на частоте 1 кГц - 2 дБ
  • Разделение каналов на частоте 1 кГц - 20 дБ
  • Выходной уровень на частоте 1 кГц при колебательной скорости 5 см/с - 5 мВ ±2 дБ
  • Статическая гибкость преобразователя - 16мм/Н
  • Действующая масса подвижной системы головки (приведенная к концу иглы) - 0,7 мг
  • Вертикальный угол воспроизведения - 26°
  • Тип иглы - сферическая, радиусом 0,0006" (15 мкм)
  • Тип вставки - сменная D145
  • Рекомендуемое сопротивление нагрузки - 47 кОм
  • Рекомендуемая емкость нагрузки - 150-400 пф
  • Индуктивность катушек преобразователя - 560 мГн
  • Внутреннее сопротивление - 700 Ом
  • Прижимная сила - 1 ,5-3,0 г (оптимальная - 2,0 г)
  • Масса головки - 4,2 г


  • http://www.alef-hifi.ru
    CD-плеер Primare A20 MKII/D20
    CD-плеер Primare A20 MKII/D20
    В классе профи
    В классе профи