Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Проигрыватель компакт-дисков 'Roksan Caspian M series-1' /В. Козырев/ 'АудиоМагазин' №3(56) 2004

После появления на рынке форматов SACD и DVD-audio мировая аудиопресса уже лет пять энергично пытается отправить проигрыватели компакт-дисков в последний путь. Сложившаяся ситуация стала напоминать известный анекдот, когда на вопрос 'Как ваше здоровье?', пожилой человек отвечает 'Не дождетесь!'. Достаточно послушать диски XRCD 2 ('JVC'), 'Reference Recordings' или других подобных лейблов, чтобы понять — большинством звукозаписывающих компаний потенциал формата CD-audio еще далеко не исчерпан. На мой взгляд, в последние годы качество звучания компакт-дисков несколько повысилось, и я убежден, что именно появление SACD и DVD-audio сыграло, прямо или косвенно, роль катализатора в этом процессе. Так что компакт-диск не сдается и со сцены уйдет еще очень не скоро.




Выпущенный английской компанией 'Roksan' около семи лет назад модельный ряд аудиокомпонентов 'Caspian' оказался настолько удачным и популярным, что для новой линейки решили оставить знакомое аудиофилам название, сделав небольшое добавление — 'M series-1'. Проигрыватель компакт-дисков 'Roksan Caspian M series-1' представляет собой усовершенствованную версию своего предшественника. Значительно улучшена элементная база, внесены изменения в источники питания, шасси, сервопривод (повысилось качество считывания). Использованы новые двухсторонние омедненные печатные платы, сверхточный тактовый генератор, два низкошумящих тороидальных трансформатора (для аналоговой и цифровой частей). Цифро-аналоговое преобразование осуществляется чипсетом 'Philips TD1305T BCC-DAC2' (с разрешением 18 бит).

Не поверите, но на передней панели 'Roksan Caspian M series-1' целых две кнопки 'Play/Pause'— справа и слева от лотка! Наверное, так удобнее — не надо задумываться над тем, с какой стороны нажимать. На задней панели расположены аналоговый выход (кстати, разъемы RCA очень высокого качества) и цифровой электрический выход S/PDIF (разъем BNC).




Заметки на полях

Не знаю, что именно улучшали в сервоприводе, но над качеством считывания конструкторам 'Roksan Caspian M series-1' явно следует еще поработать. Иногда по непонятной причине возникали трудности с воспроизведением не только CD-R, но и самого что ни на есть фирменного компакт-диска (диск 2), при том что оба диска были почти в идеальном состоянии и с ними никогда не было никаких проблем. Кроме того, снятие с 'паузы' и переходы между треками сопровождались щелчками, а в режиме паузы можно было услышать тихие постукивания, будто диск обо что-то задевал. Надеюсь все же, что нам просто попался неудачный экземпляр.
Прослушивание различных CD-R показало, что 'Caspian M series-1' лучше воспроизводит записи с фталоцианиновых болванок (со светло-золотистым рабочим слоем).

Качество звучания

Недавно, приводя в порядок свою скромную коллекцию дисков, я наткнулся на 'хорошо забытый' SACD (диск 1), который мне подарил год назад один добрый человек. Это плод, можно сказать, домашнего музицирования Марка Левинсона и его друзей-музыкантов: диск был записан в магазине Левинсона 'Red Rose Music' в Нью-Йорке на цифровой станции DSD 'Sony'. C точки зрения звукорежиссуры, запись любительская: неважная акустика помещения, не всегда удачно расположены микрофоны, и т. д. Тем не менее качество ее просто фантастическое, даже после преобразования в формат 'CD-audio' (диск гибридный). Вот что значит запись мастер-ленты по аудиофильским канонам в DSD! Жаль, художественная ценность этого творения приближается к нулю. Лишь два трека из 12 заслуживают внимания: 'Алеманда' И.-С. Баха (исполнение на классической гитаре с нейлоновыми струнами) и регтайм 'Alligator Crawl', сыгранный на роскошном концертном рояле 'August Fo..rster'.

Итак, слушаем 'Алеманду'. Звучание 'Roksan Caspian M series-1' яркое, живое, эмоциональное, выразительное и утонченное. От красивого и непривычно натурального тембра классической гитары, сверкающего оттенками, словно бриллиант хорошей огранки, испытываешь почти физическое наслаждение. Даже по этой записи сольного инструмента хорошо слышно, что аппарат наделен способностью правильно формировать трехмерное звуковое пространство.



Регтайм 'Alligator Crawl' записан почти так же необычно, как Баллада Шопена № 4, с сэмплера DVD-audio/ video компании 'AIX Records', о которой я рассказывал в статье, посвященной 'Theta Digital Compli' (см. 'АМ' № 2 (55) 2004). Похоже, что Левинсон (с друзьями) тоже установил только одну пару микрофонов, но не позади пианиста, а перед ним. В результате при прослушивании кажется, что виртуальная клавиатура растянулась во всю ширину звуковой сцены (нижний регистр справа, верхний — слева), и по мере изменения высоты тона звук фортепиано перемещается в горизонтальной плоскости. Здесь трехмерное пространство звуковой картинки выражено гораздо сильнее, чем на сэмплере 'AIX Records', поэтому иногда возникает ощущение, что звук фортепиано перемещается и в вертикальной плоскости. Эффект весьма интересный.

Включаем регтайм. Черт возьми! Кажется, что на нашей аудиосистеме во главе с 'Roksan Caspian M series-1' 'August Fo..rster' звучит даже лучше, чем в жизни! Тембр инструмента, яркий и теплый одновременно, насыщен и многогранен. Звучание в целом прозрачное и детальное. Звуковая сцена — объемная, масштабная, наполненная воздухом.

Воспроизводя 'Картинки с выставки' Мусоргского в оркестровке Равеля (диск 2), тракт с 'Roksan Caspian M series-1' великолепно передавал динамические контрасты и нюансы, которыми так изобилует это произведение. Его звучание было и мощным, и в нужный момент деликатным. Стоит отметить хорошее тембральное разрешение аппарата: разнообразие звуковых красок и оттенков соперничало с живописью великих импрессионистов. Характер исполнения 'Caspian M series-1'— предельно четкий, выверенный, чувствуется, что называется, 'рука мастера'.

И последняя фонограмма — музыка из кинофильма 'Список Шиндлера' (диск 3), композиция 'Remembrances' ('Поминовение'), соло на скрипке — Ицхак Перлман. '…И мурашки по спине ледяной волной…'. Яркий пример того, как преимущества аудиокомпонента в 'физических' аспектах звучания (натуральность и разнообразие тембров, точность передачи динамической структуры музыки, и т. д.) перерастают в нечто большее — в пронзительное исполнение, одухотворенное и возвышенное.

Контрольный тракт

Проигрыватель компакт-дисков 'Orelle CD100 evo';
предварительный усилитель 'Roksan Caspian M series-1';
усилители мощности 'LAMM M1.1';
акустические системы 'ProAc Response 2.5;
кабели к акустическим системам 'Audio Note AN-S';
межблочные несимметричные кабели 'Harmonic Technology Pro-Silway II';
межблочные симметричные кабели 'Harmonic Technology Pro-Silway II';
стойка под аппаратуру 'Sonus Systems Elite 1350'.


Tехнические параметры по данным производителя
Головки звукоснимателей Sumiko 'Blackbird' ($899)
Диапазон воспроизводимых частот
при отклонении АЧХ ±0,3 дБ
Коэффициент гармоник
при частоте измерительного сигнала 1 кГц
Отношение сигнал/взвешенный по кривой 'А' шум
Выходное напряжение
Потребляемая от электросети мощность
Габаритные размеры
Масса

20–20000 Гц

0,002%

110 дБ
2 В
15 Вт
432 х 330 х 80 мм
10 кг


Наученные горьким опытом, мы уже привыкли к тому, что в наши дни прогресс приобретает причудливые формы - сегодня новое зачастую бывает хуже старого. К счастью, герой нашего тестирования не поддтверждает эту тревожную тенденцию. 'Roksan Caspian M series-1' - несомненно удачный аппарат, достойный продолжитель добрых традиций английской компании 'Roksan', выраженых в линейке компонентов 'Caspian'

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх