Шумоизоляция в домашнем кинотеатре
Благодаря перманентному совершенствованию звуковоспроизводящей аппаратуры ее качественные критерии существенно возросли – современные технологии дают в полной мере ощутить «эффект присутствия» от использования соответствующих устройств. К сожалению, мало кто из пользователей хотя бы приблизительно представляет себе физические процессы, лежащие в основе явления, в связи с чем немалый потенциал даже исключительно ценной и дорогостоящей техники оказывается не востребован в полной мере.
Здесь достаточно отдавать себе отчет в том, что представляют собой звуковые волны и, соответственно, как к ним относятся воспринимающие органы (наши уши). От этого зависит естественность звучания, его подсознательное сравнение с природными и привычными аналогами – то, что дилетанты и профессионалы определяют как качественный звук.
Здесь достаточно отдавать себе отчет в том, что представляют собой звуковые волны и, соответственно, как к ним относятся воспринимающие органы (наши уши). От этого зависит естественность звучания, его подсознательное сравнение с природными и привычными аналогами – то, что дилетанты и профессионалы определяют как качественный звук.
Немного физики
Длина звуковых волн зависит от многих факторов, но преобладающее влияние на них оказывает частота – чем она ниже, тем больше длина звуковых волн. В чем практический смысл данного явления с точки зрения пользователя? В том, что звуки низкой частоты подвержены серьезным искажениям в случаях, когда пространство их распространения относительно невелико.
Проще говоря, те, кто выбирает под домашний кинозал достаточно просторную комнату (не менее 25-30 метров) поступают в соответствии с методиками студийного прослушивания. Минимальные отражения от стен дадут возможность избежать нежелательного резонанса при воспроизведении, доступный букет звука будет свободен от лишних «наслоений» – звуковая дорожка фильма (или самостоятельный аудиофайл) будет содержать лишь полезные компоненты.
Сочетание всех компонентов
Еще одна немаловажная составляющая качественного прослушивания: грамотный выбор материалов для звуковоспринимающих поверхностей – стен, пола и потолка. В идеальном случае они обладают поглощающими свойствами, что исключает отражающий эффект. Однако не будем увлекаться – на первом месте все-таки стоит дизайн помещения, все остальное вторично.
Необходимо обнаружить и воплотить в реалии некий симбиоз между требованиями чистоты звука и внешним видом домашнего кинотеатра. Не следует забывать и о другой немаловажной функции звукоизоляции: она дает возможность локализовать свои предпочтения в пределах конкретной комнаты, что, без сомнения, полезно с позиций поддержания нормальных отношений с соседями – увы, далеко не все из них могут разделять Ваши вкусы.
Таким образом, добросовестный устроитель домашнего кинотеатра вынужден решать сразу три задачи – уже на стадии строительства:
- обеспечение оптимального и естественного звучания;
- надежная звукоизоляция помещения (напомним, что данная мера позволит достичь и обратного эффекта – никакие посторонние шумы не отвлекут зрителей от полноценного просмотра и прослушивания);
- соблюдение требований общей эстетики пространства.
Как показывает практика, изначально предполагается определенный компромисс – в идеальном случае предпочтения распределены поровну.
Необходимо обнаружить и воплотить в реалии некий симбиоз между требованиями чистоты звука и внешним видом домашнего кинотеатра. Не следует забывать и о другой немаловажной функции звукоизоляции: она дает возможность локализовать свои предпочтения в пределах конкретной комнаты, что, без сомнения, полезно с позиций поддержания нормальных отношений с соседями – увы, далеко не все из них могут разделять Ваши вкусы.
Таким образом, добросовестный устроитель домашнего кинотеатра вынужден решать сразу три задачи – уже на стадии строительства:
- обеспечение оптимального и естественного звучания;
- надежная звукоизоляция помещения (напомним, что данная мера позволит достичь и обратного эффекта – никакие посторонние шумы не отвлекут зрителей от полноценного просмотра и прослушивания);
- соблюдение требований общей эстетики пространства.
Как показывает практика, изначально предполагается определенный компромисс – в идеальном случае предпочтения распределены поровну.
Практическая реализация
Как же на практике реализовать пожелания, уделив, по возможности, равное внимание всем перечисленным позициям? Сразу оговоримся, что универсальных рекомендаций не существует – в конечном счете, все определяется личными предпочтениями (скажем, человек с исключительно тонким слухом или фанат-меломан легко пожертвуют любой эстетикой ради достижения максимального качества звукового сопровождения).
Менее пристрастные слушатели, скорее всего, удовлетворяться следующей схемой обустройства:
- планирование внутреннего убранства помещения – с точки зрения удобства зрителя;
- расчет протяженности соединительных проводов, которые предстоит «спрятать» за стенными панелями – последние как раз и выступят в качестве одного (или единственного) звукоизолирующего средства;
- достаточно просторное помещение может быть оснащено минеральными плитами, вставляемыми между балками;
- применение материалов на битумной основе значительно усилит эффект звукоизоляции.
Добавим, что список используемых материалов обязательно должен отвечать требованиям пожарной безопасности.
Специалисты настаивают: идеальная с точки звукоизоляции конструкция предполагает свободное прохождение звука через внешнюю преграду, а внутренняя – надежно поглощает его. Разумеется, эти требования применяются ко всем поверхностям – стенам, полу и потолку.
На Западе популярны изоляторы из гипсокартона, причем его листы крепятся резиновыми соединителями для уменьшения вибрации.
Очень полезными в качестве звукопоглощающего материала могут быть ковры, брошенные на пол или подвешенные на стену.
Повторимся: в любом случае выбор за хозяином, хотя использование отдельных полезных рекомендаций (возможно, включающих вышеизложенные) вовсе не исключен. Достичь поставленной цели можно различными способами, главное – обеспечить искомый результат.
Менее пристрастные слушатели, скорее всего, удовлетворяться следующей схемой обустройства:
- планирование внутреннего убранства помещения – с точки зрения удобства зрителя;
- расчет протяженности соединительных проводов, которые предстоит «спрятать» за стенными панелями – последние как раз и выступят в качестве одного (или единственного) звукоизолирующего средства;
- достаточно просторное помещение может быть оснащено минеральными плитами, вставляемыми между балками;
- применение материалов на битумной основе значительно усилит эффект звукоизоляции.
Добавим, что список используемых материалов обязательно должен отвечать требованиям пожарной безопасности.
Специалисты настаивают: идеальная с точки звукоизоляции конструкция предполагает свободное прохождение звука через внешнюю преграду, а внутренняя – надежно поглощает его. Разумеется, эти требования применяются ко всем поверхностям – стенам, полу и потолку.
На Западе популярны изоляторы из гипсокартона, причем его листы крепятся резиновыми соединителями для уменьшения вибрации.
Очень полезными в качестве звукопоглощающего материала могут быть ковры, брошенные на пол или подвешенные на стену.
Повторимся: в любом случае выбор за хозяином, хотя использование отдельных полезных рекомендаций (возможно, включающих вышеизложенные) вовсе не исключен. Достичь поставленной цели можно различными способами, главное – обеспечить искомый результат.