Мы не продаем технику -           мы дарим эмоции!
Санкт Петербург, Литейный проспект, 30
+7 (812) 6029682
  • Шоурумы
  • Услуги
  • Дизайнерам
  • Нестандартные решения
  • О компании
  • Новости
  • Доставка и оплата
  • Контакты
Онлайн журнал

Тест акустической системы Cabasse iO

Небесная музыка
Текст: Майкл Трей (Michael Trei)



Великий греческий философ Пифагор однажды выдвинул теорию о том, что каждое небесное тело, по мере своего продвижения в космическом пространстве, издает особые звуки, в результате смешения которых образуется абсолютно гармоничная музыка, неслышная на Земле, которая называется музыкой сфер. Назвав свою акустическую систему именем третьего по величине спутника Юпитера, ребята из Cabasse, похоже, сделали попытку создать свою собственную форму небесной музыки.

Создание громкоговорителя - не такая сложная задача. Все, что для этого нужно, это купить несколько динамиков, подсоединить их к простенькому кроссоверу и упаковать все это в симпатичный корпус, который наскоро сколачивается из нескольких листов ДВП - просто. Что? Вы хотите сделать качественный громкоговоритель? Что ж, это будет гораздо сложнее.

Судя по количеству ежегодно появляющихся компаний по производству АС, можно сделать вывод, что не так уж и сложно приобрести навыки, необходимые для того, чтобы назвать себя производителем акустики. Однако если вы захотите выйти за рамки акустического ширпотреба, то скоро обнаружите, что единственный способ избежать множества компромиссов - практически все изготавливать самостоятельно. Одного взгляда на iO достаточно для того, чтобы понять, что слово "компромисс" не входит в словарный запас разработчиков этих АС.

Первое, что бросается в глаза, это непохожесть iO на стандартные колонки-коробки. Сделать старые добрые прямоугольные колонки с несколькими динамическими головками на передней панели очень просто, но подобная конструкция имеет слишком много недостатков. Если не позаботиться о внутренних распорках, то стенки колонок начнут изгибаться и резонировать, а звуковые волны, возникающие при обратном ходе диффузора, отражаются от задней панели и начинают скакать взад-вперед внутри корпуса, как шарик в своеобразном "акустическом пинг-понге". Это называется - стоячие волны.

Если подходить к выбору идеальной формы корпуса громкоговорителя с чисто теоретических позиций, то сфера, как у iO, имеет множество преимуществ. Возьмем, к примеру, мыльный пузырь или воздушный шарик. Сфера является лучшей формой для сдерживания разнонаправленного во все стороны давления, и обеспечивает естественный высокий уровень жесткости. Кроме того, отсутствие плоских параллельных поверхностей снимает проблему стоячих волн. Теоретически все просто прекрасно, однако, на практике со сферическим корпусом есть свои собственные сложности.



A. Компания Cabasse изготовила нестандартные драйверы для iO для того, чтобы они подходили к их сферическому дизайну. В составе коаксиального динамика низкочастотный динамик расположен непосредственно за твитером.
B. Даже, несмотря на то, что в полочном варианте на месте iO удерживает магнит, он не оказывает влияния на дисплей Майкла.
C. Для достижения высокой точки среза кроссовера компания Cabasse в сабвуфере Furio использует 8,25-дюймовый направленный вниз динамик с усилителем мощностью 250 Вт.

Для начала его нужно сделать. Большинство компаний-производителей используют для своих изделий замечательную разновидность ДВП, которая называется МДФ. МДФ - это прекрасный материал для производства АС. Он позволяет легко делать отверстия под динамики, он достаточно прочный, его можно покрыть красивым деревянным шпоном, и он обладает хорошими вибродемп-фирующими свойствами. Однако если мне не изменяет память, МДФ сейчас выпускается только в форме плоских листов. Я предполагаю, что сферу в принципе можно сделать, склеив ее из небольших сегментов, но этот вариант плохо подходит для массового производства. В компании Cabasse решили наладить выпуск сфер для iO из металла. И хотя это довольно дорогое решение, оно приемлемо для столь крупной компании.

Следующей проблемой является то, что обычные динамики не слишком хорошо подходят для установки на поверхность сферы, поскольку они обычно оказываются направленными в разные стороны. Компания Cabasse решила эту проблему, создав составной коаксиальный динамик, в котором низкочас-тотник расположен непосредственно позади твитера. Это довольно непросто, и, чтобы "пищалка" поместилась перед вуфером, Cabasse пришлось использовать редкоземельные не-одимовые магниты. Еще одним преимуществом коаксиального драйвера является то, что он обеспечивает гораздо лучшее согласование твитера и низко-частоника по фазе и имеет лучшую диаграмму направленности, чем традиционные варианты с раздельным расположением динамиков высоких и низких частот. А когерентность звучания в большой зоне прослушивания крайне важна для многоканальной инсталляции, так как часто слушатели могут располагаться под довольно острым углом по отношению к центральной оси большинства колонок.

Обычно действительно маленькие АС, такие как iO, великолепно справляются с прорисовкой звуковой сцены и обладают глубоким пространственным звуком. В дополнение, сферическая конструкция iO означает отсутствие внешних краев корпуса, которые могут вызвать переотражения звука и смазывание сцены. Неизбежным недостатком колонок такого малого размера является то, что вы не сможете сотрясать окна громоподобными раскатами глубокого баса. Учитывая это, компания Cabasse оснастила каждую АС iO фильтром, который отсекает частоты ниже 180 Гц, передавая все обязанности по воспроизводству басов сабвуферу Furio.



D. Задняя панель Furio имеет высоко и низкоуровневые соединения, а также вращатель фазы, регуляторы уровня и частоты среза кроссовера.



Работа с низкими частотами - это проблема, которая заставляет чесать в затылках даже бывалых профессионалов, а процесс настройки кроссовера предусилителя/процессора иногда просто вводит в ступор. Зная о вероятных ошибках при установке, которые могли бы поставить под сомнение идеальные характеристики системы iO, компания Cabasse решила задействовать собственные инструменты управления низкими частотами. Даже, несмотря на то, что iO отсекает все басы ниже 180 Гц, при конфигурации системы нужно установить размер АС в настройках ресивера на "большие". Затем нужно подключить к выходным разъемам вашего ресивера или усилителя устройство, называемое Sigma Module, которое по своему внешнему виду напоминает осьминога с пятью короткими акустическими кабелями и одним гнездом RCA. Этот модуль берет сигнал с каждого канала, уменьшает его амплитуду до линейного уровня и передает результат на линейный RCA-выход. Затем этот сигнал поступает на входной разъем сабвуфера Furio, где фильтруется кроссовером, настроенным на те же 180 Гц, что и у сателлитов iO. Сабвуферный же канал (тот самый .1 в 5.1) подключается к другому входу Furio.



Е. Компания Cabasse поручила управление низкими частотами устройству Sigma Module, которое соединяет выходные разъемы усилителя с сабвуфером, через встроенный в Furio кроссовер, настроенный на 180Гц.



Эта схема дает хорошие результаты, хотя и в ней есть некоторые подводные камни. Здесь очень важно соблюсти полярность двух сигналов, подаваемых на сабвуфер, а именно LFE-сигнала и объединенного сигнала с пяти основных каналов. Если ваш усилитель мощности инвертирует фазу сигнала, то вам придется поменять местами провода при подключении Sigma Module. Также потребуется пропустить сабвуферный сигнал через кроссовер Furio; тем не менее, принимая во внимание то, что срез кроссовера выставлен на 180 Гц, это не вызовет особых проблем. В своей комнате я добился оптимальных результатов, подключив сабвуфер в фазе, а сателлиты в противофазе, но вам я бы рекомендовал немного поэкспериментировать.



Найти места для колонок iO будет довольно просто, если, конечно, вам по душе их французский облик. Существует два варианта: элегантная модель на напольной подставке и версия, которую можно установить на полку или повесить на стену. Модель для полки/стены крепится к основанию с помощью мощного магнита, что позволяет как угодно изменять направление динамика для достижения оптимальной фокусировки. Удивительно, но мощный крепежный магнит не оказал влияния на качество изображения моего телевизора даже тогда, когда я удерживал громкоговоритель прямо напротив экрана. АС iO выпускаются в трех видах оформления - белый, серый и антрацитового (темно-серого) цвета и имеет специальное антибликовое матовое покрытие.Система iO имеет впечатляюще высокую чувствительность порядка 93 дБ/Вт, а это значит, что вам не потребуется большая мощность усилителя, чтобы колонки выдавали действительно громкий звук. Выяснить мощность колонок достаточно сложно из-за того, что низкие частоты отфильтровываются, однако, Cabasse указывает номинальную мощность в 80 Вт, а пиковую - 560 Вт. А если отвлечься от цифр, то я могу свидетельствовать, что мне без особых усилий удалось поднять громкость до вполне серьезного уровня.

На сабвуфер Furio ложится особенно серьезная нагрузка, поскольку его заставляют воспроизводить три полные октавы со всех пяти основных каналов плюс весь диапазон низкочастотного канала. Поскольку точка среза его кроссовера расположена очень высоко, местоположение Furio легко определяется на слух, поэтому лучше установить сабвуфер спереди и поближе к центру, чтобы избежать смещения сцены вбок. Чтобы Furio мог воспроизводить бас до 180 Гц, и при этом не звучать лениво, его маленький 8,25-дюймовый направленный вниз динамик с длинно-ходным диффузором "качает" мощный 250-ваттный усилитель. Кроме того, у него имеется большой порт фазоинвертора, который еще больше увеличивает чувствительность.

Получение глубокого звука из маленьких колонок уже давно является основной целью многих разработчиков, и компании Cabasse удалось справиться с этой задачей. Закрыв глаза, вы бы с уверенностью сказали, что играет аудио система гораздо большего размера. Подобная иллюзия создается также из-за способности iO к формированию гигантской по масштабам звуковой сцены с исключительной глубиной и очень четкой локализацией. Когда я слушал на DVD-Audio двухканальную версию композиции "Heart of the Sunrise" с альбома "Fragile" группы "Yes", то вокал Джона Андерсена всегда оставался точно в центре, а синтезатор и гитары крутились вокруг него. Вся сцена оказалась слегка вынесенной вперед с некоторой агрессивностью динамичных звуков в верхней части СЧ диапазона вроде боя цимбал или ударных. Чтобы достичь правильного баланса между сателлитами iO и сабвуфером Furio, необходима некоторая подстройка уровня сабвуфера для точной дозировки количества верхнего баса. Тем не менее, будучи правильно настроенным, Furio выдает динамичный и весьма приятный бас, пусть и не всегда достаточно глубокий.

Использование одинаковых колонок для всех пяти каналов в системе объемного звука с большой долей уверенности гарантирует прекрасное соответствие тембра, что, в свою очередь, ведет к точной слаженности звуковых эффектов при переходе между колонками. В "Побеге из курятника" есть сцена, где Джинджер и Роки попадают внутрь печи, и языки пламени вспыхивают один за другим, образуя вокруг них большой круг. Пять колонок iO передают звук между собой абсолютно последовательно, образуя близкий к идеальному круг на виртуальной сцене.



Саундтреки к фильмам, смикшированные специально для использования в публичных кинотеатрах, довольно часто оказываются чрезмерно агрессивными и яркими, когда воспроизводятся в интимных условиях домашнего кинотеатра. За счет их несколько выдвинутой вперед сцены и детализированного звука, iO только выигрывает от использования схемы ТНХ Re-EQ на моем предусилителе/процессоре В&К Reference 30. Четкость диалогов просто потрясающая. Коаксиальные динамики обеспечивают достаточно широкую зону комфортного прослушивания, а сама система великолепно справляется даже с самыми сильными изменениями динамики. Не стоит отрицать, что периодически Furio придется работать на максимуме, поэтому мне представляется возможным провести небольшую модернизацию системы, а именно, добавить еще один саб непосредственно для сабвуферного канала, возможно, даже большего размера, наподобие Cabasse Thor II, облегчив немного работу Furio.

Современные стандарты техники требуют от системы наличия пяти или большего количества АС. Рамки того, чем покупатель готов загромождать свой дом, постоянно сужаются, и очень сложно найти приемлемый баланс между размером и качеством звучания. Однако компании Cabasse удалось создать систему, которая способна на многое, не занимая при этом много места.
Тест Cabasse Gallia (Home Theater 06#2005)
Тест Cabasse Gallia (Home Theater 06#2005)
Акустика Cabasse - Stereo & Video 01#2003
Акустика Cabasse - Stereo & Video 01#2003