Удачный Pro-ject.
История Pro-Ject причудлива и связана крепкими нитями, а иногда и канатами, с историей центральной Европы, падением социализма, Чехословакией, фабрикой Tesla Litovel, красавицей Жозефиной, венской культурой и знаменитым в конце 80-х инженером Иржи Яндой.
Завод Tesla в городе Литовель выпускал вот такую красавицу. 1978 год, модель NC 440.
Заводское здание |
В начале 90-х для Tesla Litovel наступила пора судьбоносных решений. Здесь на сцене появляется главная фигура нашего очерка, основатель и бессменный руководитель Pro-Ject Audio Systems австриец Хайнц Лихтенеггер.
Хайнц научился обращаться с пластинками практически с младенческого возраста. Спасибо за это старшей сестре. Интерес к музыке и аудио привел его сначала за прилавок магазина в Вене, а затем и к собственному бизнесу. Было это в начале 80-х и тогдашнее появление компакт-диска вовсе не убедило Хайнца в необходимости перехода на цифровые носители. Скорее наоборот. Дистрибьюторская компания Audio Tuning Vertriebs, которой Хайнц руководил, поставляла в Австрию акустические системы и усилители из Франции, Англии и США, а вот недорогой проигрыватель винила по вкусу найти долго не удавалось.
Хайнц жил совсем рядом с чешской границей, а там до Литовеля рукой подать. В 1991 году он уговорил руководство завода начать делать первые проигрыватели грампластинок. Так, вместо того, чтобы закрыться или перепрофилироваться на осветительные приборы, Tesla Litovel был выкуплен Лихтенеггером и начал превращаться в крупнейший завод по производству аналоговых проигрывателей в Европе. Надо сказать, что поначалу конструкция основывалась на разработке Tesla и Иржи Янды — на основе Tesla NC470 и NC 500.
Лихтенеггер внес ряд изменений в ТС 500 и разместил первый заказ на 200 штук Pro-Ject 1.
Главное, что помогло Pro-Ject 1 и будущей серии Pro-Ject Debut добиться успеха на казалось бы идущем на спад рынке аналога — доступная цена, простота использования и надежность.
В чем Pro-Ject 1 отличался от чешского предшественника? Список изменений огромен:
- пластиковый тонарм со съемным шеллом заменен на цельный металлический
- новый бронзовый подшипник скольжения с тефлоновым вкладышем
- плоский силиконовый ремень вместо резинового круглого
- шасси не из пластика, а из МДФ
- фетровый мат вместо резинового
- внутренняя проводка качественным кабелем
- разъемы RCA вместо 5-штырьковых
Дальше — больше. Начав с одного цеха на заводе в Литовеле и 25 сотрудников, Pro-Ject сейчас выпускает примерно 10 000 проигрывателей винила в месяц. Уже на трех заводах (в Чехии и Словакии) и при участии 500 сотрудников. Производство не перенесено в Китай и каждое изделие, даже самая простая вертушка за 200 евро, проходит индивидуальные четырехчасовые тесты ОТК.
Производство включает все станковые работы по металлу |
|
Продукция лакокрасочного цеха | |
Испытания тонармов и двигателей |
|
Женские руки в цене для тонкой работы |
"Сделать пару проигрывателей за 5000 евро совсем нетрудно, — говорит Лихтенеггер. — А вот за 1000 евро и меньше... Именно поэтому китайские копии не выживают. В Чехии я нашел опытных инженеров и механиков, многие люди на заводе имеют 30-летний опыт работы именно с проигрывателями винила. А это сложная работа, много ручного труда. Регулировка подшипников тонарма — почти ювелирный труд, требует терпения и мастерства. В чем-то женская работа — нужны нежные пальчики".
(DNES)
Хайнц Лихтенеггер имеет музыкальную коллекцию объемом за 25 000 пластинок. Во многом благодаря ему страсть к аналоговому звуку не превратилась в занятие для избранных. Выпустить недорогой и качественный проигрыватель массовым тиражом — задача, требующая упорства, знаний и целеустремленности. Фирма Pro-Ject как в зеркале отражает характер своего хозяина и доказывает, что массовая продукция не обязана быть безликой.
Тот самый Pro-Ject 1 выпускается уже в шестом поколении. Юбилейном.
фото: Томаш Фрай (dnes), Tristan Jacquel (Son-Video), e15.cz, Pro-Ject Audio Systems и другие источники
текст: Сергей Таранов
Классическая конструкция хорошего проигрывателя виниловых пластинок 70-х годов прошлого века — это субшасси с подвеской на пружинных опорах. Достаточно вспомнить советский бестселлер "Электроника Б1-01", американский Acoustic Research XA или английский Linn Sondek LP12.
На прошлых выходных, 9 и 10 июля, нам повезло поприсутствовать на Venta Cup 2016 CSI**: международном турнире по конкуру. А гости турнира смогли послушать различные музыкальные композиции на трех Hi-Fi системах, которые мы привезли на выступление и познакомиться поближе с миром портативного аудио.