Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

ВЫБОР HIGH-END- АУДИОСИСТЕМЫ


Источник:
Энциклопедия High-End Audio
Роберт Харли

 

Введение

Одним из наиболее важных решений, связанных с покупками, является выбор высококачественной системы звуковоспроизведения. Ваш выбор компонентов станет определяющим фактором того, насколько глубоко вы сможете воспринимать такую форму искусства, как музыка. Великолепные звуки музыки способны оказать сильное влияние на вашу жизнь, поскольку станут играть в ней все более и более важную роль. Hi-fi система представляет собой мощное средство исследования музыки; чем лучше система, тем дальше уведет она вас в мир прекрасного.

Хотя задача выбора hi-fi-компонентов кажется пугающе сложной, небольшая подготовка поможет приблизиться к аудиосистеме вашей мечты, не выходя при этом за рамки бюджета. Опытный и хорошо информированный покупатель знает, что правильный выбор компонентов, их взаимная согласованность и тщательно продуманная установка намного важнее, чем внушительный счет в банке. В этой главе мы научим вас, как стать сознательным покупателем, и покажем, каким образом можно собрать „самую музыкальную" и эстетичную систему, соответствующую вашим финансовым возможностям.

High-end-аудиосистема состоит из многих компонентов, каждый из которых имеет определенное назначение. Эти компоненты, как правило, разделяются на три основных категории: компоненты-источники, компоненты управления и компоненты воспроизведения.

Источником является любое устройство, которое доносит до нас звуковой сигнал с помощью носителей информации, к которым относится и радиоэфир. Это, например, CD-проигрыватель, воспроизводящий звуковой сигнал с компакт дисков. Другие источники — проигрыватели грампластинок (виниловых дисков), тюнеры, магнитофоны.
Компоненты-источники располагаются в самом начале тракта воспроизведения.

Категория компонентов управления представлена предварительным усилителем. Он получает сигналы от компонентов-источников и определяет, какие из них подать на усилитель мощности для прослушивания. Предварительный усилитель - это сердце hi-fi-системы; все компоненты-источники соединены с усилителем мощности через предварительный усилитель, который управляет прохождением звукового сигнала и громкостью.

Компоненты воспроизведения — это усилитель мощности и громкоговорители, которые совместно обеспечивают преобразование в звук сигнала источника, прошедшего через предварительный усилитель. На рис. 2-1 показана базовая конфигурация системы, состоящей из компонентов-источников, предварительного усилителя, усилителя мощности и двух громкоговорителей.

Если вы новичок в мире аудио, то, возможно, захотите прочитать вводные разделы глав с пятой по двенадцатую, прежде чем отправитесь покупать систему. Каждая из этих глав посвящена определенному компоненту, — причем во вводных разделах объясняется назначение того или иного компонента, его функции и свойства, приводится соответствующая терминология. Последующие разделы каждой из этих глав дают более углубленное и подробное описание выбора компонентов с точки зрения качества звука и с технической стороны. В этой главе мы рассмотрим вопрос о том, как выбирать high-end-систему. Основные темы главы:
  • Какую сумму из своего бюджета вы можете выделить на покупку аудиосистемы
  • Что лучше: купить систему целиком или по частям
  • Как выбрать систему, которая будет наилучшим образом соответствовать вашим потребностям
  • Распределение средств на приобретение конкретных компонентов
  • Модернизация отдельных компонентов

  • Как читать журнальные статьи, посвященные звуковой аппаратуре
  • Согласование компонентов системы
  • Что можно и чего нельзя делать при выборе компонентов
  • Ваши взаимоотношения с продавцом
  • Как настроить систему для получения наилучшего звучания

ВЫБОР HIGH-END- АУДИОСИСТЕМЫ
рис. 2-1
Аудиосистема, состоящая из компонентов-источников, предварительного усилителя, усилителя мощности (или полного усилителя) и двух громкоговорителей

Какую сумму из своего бюджета вы можете выделить на покупку аудиосистемы


Сколько потратить на аудиосистему? Это зависит от двух вещей: во-первых, от ваших запросов, уровня потребностей, а во-вторых, от финансовых возможностей.
Давайте сначала рассмотрим приоритеты. Кто-то может решить, что аудиосистема стоимостью $2000 является экстравагантной прихотью, однако, не моргнув глазом, выложит $7000, чтобы съездить на пару недель в Европу. И напротив, другой человек сочтет отпуск в Европе за $7000 проявлением безумного расточительства, — ведь за эти деньги можно приобрести столько отличной аудиоаппаратуры! Первый человек, видимо, считает музыку чем-то вроде забавы, простого развлечения — не более того. Для другого наслаждение музыкой является жизненно важным аспектом существования. Какую часть вашего бюджета вы сможете потратить на приобретение hi-fi-системы, зависит от того, насколько важна для вас музыка, и это можете решить только вы сами. Обладание хорошей hi-fi- системой, безусловно, повысит роль музыки в вашей жизни.

Но чаще размер выделяемой на покупку суммы определяет второй фактор — ваши финансовые возможности. Согласно опросу читателей аудиофильских журналов, в 1991 году средняя стоимость hi-fi-системы составляла не более 10 процентов годового дохода (средняя аудиосистема стоит около $6300, что составляет менее десяти процентов годового дохода в $66000). Средний доход опрошенных любителей музыки составлял примерно $80700 в год, причем средняя стоимость аудиосистемы определялась в $9100. На следующий год опрошенные респонденты также планировали потратить примерно $2154 на приобретение hi-fi-компонентов. Приведенные цифры можно считать весьма обобщенными. Стоимость систем класса high-end колеблется от $2100 до $200000. Но не позволяйте этим впечатляющим цифрам сбить себя с толку! Дело в том, что читатели аудиофильских журналов — это горячие энтузиасты, а отнюдь не типичные любители музыки. Вы можете скомплектовать вполне удовлетворительную музыкальную систему, которая будет стоить намного дешевле.

Тем не менее, я настоятельно советую вам на первых порах выделить достаточно значительную сумму для приобретения high-end-аудиосистемы. Расходы могут показаться вам слишком крупными, но зато вы будете вознаграждены сторицей, когда ваша любимая музыка, безупречно воспроизведенная, будет звучать для вас день за днем, в течение многих лет. Через год-другой вы забудете о затратах, а удовольствие будет продолжаться, ведь высококачественная музыкальная система является долгосрочным и многообещающим капиталовложением. Более того, если вы сейчас приобретете действительно хорошую аудиосистему, то через некоторое время наверняка не захотите продать ее или заменить на новую. Иной раз экономия на качестве аудиосистемы оказывается ложной. Поэтому надо с первого раза совершить правильную покупку.

Существует и другой подход к определению бюджета. Выясните сначала, какое качество системы вас удовлетворяет, пусть это и определит ваш бюджет. Посетите дилера и попросите его продемонстрировать вам несколько систем различного уровня качества. Вас может вполне удовлетворить аудиосистема умеренной стоимости — или же вы прочувствуете, насколько великолепно звучит музыка на самой лучшей аппаратуре, и поймете, что просто обязаны иметь именно ее.

При оценке расходов следует учесть еще одно обстоятельство. Задайте себе вопрос: ваша аудиосистема будет использоваться только для двухканального воспроизведения музыки или же она будет применяться и для воспроизведения фонограммы фильмов в вашем домашнем кинотеатре? Обеспечение высокого качества для домашнего кинозала с шестью громкоговорителями (вместо обычных двух), а также приобретение многоканального предварительного усилителя, создающего многоканальный стереозвук (вместо двухканального), значительно повышает стоимость аудиосистемы. В настоящей главе мы вкратце коснемся этого вопроса, а затем более подробно проработаем его в главе 13.

Что лучше: купить всю систему целиком или по частям

После того как определены финансовые возможности, необходимо решить, какой из трех способов приобретения hi-fi-аудиосистемы будет для вас наиболее приемлемым:
  • Приобрести всю систему из наилучших компонентов.
  • Приобрести всю систему, составленную из компонентов в рамках ограниченного бюджета.
  • Приобрести несколько компонентов сейчас, а затем наращивать систему по мере появления финансовых возможностей. Первый вариант не требует особых размышлений — для этого нужен только солидный счет в банке. Покупатель такой аудиосистемы не беспокоится о бюджете, о модернизации или добавлении новых компонентов. Те любители музыки, для которых цена не имеет значения, приобретают high-end-аудиосистемы (об этом мы поговорим позднее) достаточно просто: требуется всего лишь выделить достаточную сумму денег, обратиться к дилеру и слушать музыку дома. Такие покупатели — вне тех финансовых ограничений, которые всегда сопутствуют двум другим вариантам покупки аудиосистем. Им достаточно выбрать „самую- самую" систему, чтобы затем наслаждаться ее звучанием.

Но, как правило, большинство из нас не располагает такими средствами, — нам приходится жить в рамках бюджета, определяемого вариантами 2 или 3. Вариант 2 заключается в том, чтобы сразу же выложить все деньги на полную аудиосистему. При третьем варианте вы тратите всю сумму на приобретение нескольких компонентов исключительно высокого качества, а затем, по мере поступления средств, покупаете новые компоненты. Второй вариант мы назовем покупкой потной системы, а третий — закупкой по частям. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и свои недостатки.

Приобретение полной системы означает, что весь ваш бюджет должен быть равномерно распределен между всеми компонентами, составляющими hi-fi-аудио- систему. Следовательно, на каждый компонент можно потратить лишь ограниченную сумму. Возможно, при этом вы не сможете достичь желаемого уровня качества, но зато система будет готова к немедленному использованию. Такой подход годится для тех любителей музыки, кто не задумывается об оборудовании, а хочет просто купить систему, установить ее и забыть обо всем, слушая музыку.

Тот, для кого любовь к музыке — своего рода хобби, кто лелеет далеко идущие планы развития своей аудиосистемы, предпочтет для начала приобрести всего лишь несколько компонентов, а затем наращивать систему по мере накопления средств. Такой любитель музыки может потратить не больше той суммы, что и первый, однако поначалу купит он, может быть, всего лишь пару громкоговорителей, а не всю систему целиком. Он будет пользоваться своим старым приемником или полным усилителем, проигрывателем грампластинок или компакт-дисков до тех пор, пока не сможет позволить себе ту электронику и те источники сигнала, которые ему действительно необходимы. Такая система будет сначала ограничена возможностями приемника, и потому сразу же насладиться всеми прелестями новых high-end-громкоговорителей не удастся. Но зато когда наконец представится возможность приобрести высококлассные компоненты, получится аудиосистема самого высокого уровня. Такой подход требует терпения, настойчивости и, в конечном счете, большего количества денег. Но это единственный способ приобрести аудиосистему высшего класса.

Те любители музыки, которые предпочитают приобретать оборудование по частям, могут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми техническим прогрессом. Можно начать с тех компонентов, которые не будут изменяться в течение многих лет, например, усилителя мощности, и повременить с покупкой того, что со временем может стать и лучше, и дешевле: цифровых процессоров, проигрывателей компакт-дисков, транспортов и т. д.

Другое преимущество постепенного добавления компонентов к системе заключается в том, что появляется возможность прослушать их до приобретения. Вместо того чтобы собрать всю систему в демонстрационной комнате магазина по рекомендациям дилера, при закупке компонентов по частям можно провести тщательное предварительное прослушивание и выбрать наиболее соответствующий уже скомплектованной вами аудиосистеме. Это дает значительное преимущество при формировании системы, удовлетворяющей вашим музыкальным пристрастиям. Закупка по частям более подходит тем, для кого музыка — серьезное увлечение, кто бесконечно предан музыке. Конечно, такой вариант комплектования системы требует огромного терпения.

Короче говоря, если вы хотите получить хорошую систему, забыть об аппаратуре и просто получать удовольствие от музыки, покупайте всю систему целиком. 11ри тех же начальных затратах вы не получите систему такого же качества, как при постепенном приобретении, однако воспользуетесь преимуществом экономии средств и возможностью слушать музыку немедленно. Система работает, музыка звучит, и не надо ломать голову над тем, какой следующий компонент необходимо приобрести... Покупку полной системы можно рекомендовать тем любителям, для которых музыка не является — да наверное и не станет — настоящим хобби. Тем не менее многие любители такого рода со временем начинают постепенно модернизировать свои аудиосистемы, оценив преимущества, связанные с обладанием аппаратурой высшего класса.

С другой стороны, те любители музыки, которые ограничены в средствах, но мечтают о более престижной аппаратуре и активно участвуют в формировании системы, предпочтут строить систему постепенно. Они просматривают журнальные статьи, посвященные аудиоаппаратуре, часто посещают дилеров, берут музыкальные устройства домой для пробы и оценки; в результате, становятся более искушенными и требовательными слушателями, приобретают широкие познания в области звуковоспроизводящей аппаратуры.

Как выбрать систему, которая будет наилучшим образом соответствовать вашим потребностям

В данном разделе приводится всего лишь краткий обзор того, как выбрать наилучшую систему звуковоспроизведения; более подробная информация о выборе отдельных компонентов дается в главах с 5 по 12.

Грузовик-пикап подходит для фермера, а маленькая, компактная машина удобнее горожанину. Точно так же hi-fi-аудиосистема, идеально подходящая для квартиры в Нью-Йорке, окажется совершенно неуместной в большом загородном доме. Аудиосистема должна не только соответствовать вашим музыкальным вкусам (этот вопрос мы рассмотрим в следующей главе), но и вашей комнате, особенностям прослушивания.

Многие рекомендации кажутся вполне очевидными. Прежде всего следует соотнести габариты акустической системы с размерами вашей комнаты прослушивания. Большие громкоговорители плохо работают в маленьких помещениях, и наоборот. Большие громкоговорители не только физически подавляют, они проявляют тенденцию перегружать помещение энергией басов. Громкоговоритель, который отлично звучит в комнате размером 5 на 8 метров, скорее всего, окажется слишком басистым, громогласным и тяжеловесным в помещении размером 4 на 5 метров. Воспроизведение басов, за которое вы так много заплатили (ведь правильное воспроизведение глубоких басов стоит очень дорого), будет работать против вас, если громкоговоритель установлен в слишком маленьком помещении. За те же деньги вы могли бы приобрести отличный мини-монитор, при разработке которого основной акцент был сделан на формирование превосходных верхних басов, средних и верхних частот. С таким мини-монитором вы выигрываете вдвойне: во-первых, ваша комната не будет перегружена басами, а во-вторых, мини-монитор наверняка будет обладать гораздо лучшей звуковой сценой и чистотой звука. Есть и другие преимущества: мини-мониторы, с их ограниченной частотной характеристикой в области нижних частот, будут меньше раздражать соседей. Таким образом, вы сможете слушать громкую музыку, никому при этом не мешая. Наконец, такую акустическую систему гораздо легче разместить в маленькой комнате.

И наоборот, мини-монитор просто не сможет заполнить звуком большое помещение. Ощущение мощи, динамичность, глубокие басы, чувство физического воздействия, которое так восхищает в некоторых музыкальных произведениях, не может быть передано мини-монитором. Если у вас есть зал и позволяют средства, то лучше всего приобрести большие напольные громкоговорители.

Другим важным соображением является мощность усилителя. Усилитель должен соответствовать как громкоговорителям, так и помещению. Для большого помещения, равно как и для громкоговорителей с низкой чувствительностью, требуется большая мощность усилителя. Эти вопросы будут подробнее рассмотрены в главах 6 и 7, посвященных усилителям мощности и громкоговорителям.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх