Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Зачем нужны два и более сабвуфера?

 Как установить два и более сабвуфера в систему Домашнего кинотеатра.

Шаг 1: Выберите сабвуферы.
С выбором сабвуферов всегда возникают много вопросов, когда дело касается мультисабвуферных конфигураций. Мы рекомендуем выбирать одинаковые сабвуферы, неважно, два их, четыре или больше. Это снижает возможные проблемы с комнатными резонансами, так как разные модели дают разную амплитуду сигнала и разный фазовый отклик. Не стоит смешивать, к примеру, дорогой сабвуфер с излучателем в 15 дюймов и сервосхемой усилителя, с дешевым сабвуфером на 6-дюймовом излучателе. Также не стоит выбирать сабвуфер по внешнему виду, как он будет смотреться в комнате – от сабвуфера требуются не внешние данные, а хорошая работа по своему прямому назначению. Всегда рассматривайте покупку только тех сабвуферов, который и в одиночку способен неплохо справиться с поставленной задачей.


Шаг 2: Определите наилучшие места для установки.

Одним из самых распространённых мест для установки пары сабвуферов является их расположение вдоль фронтальной стены, на расстоянии одной четвертой от ее длины, слева и справа. Также хорошим вариантом считается расположение двух сабвуферов в противоположных углах комнаты по диагонали.

Рис.1. Фронтальная стена (очень хорошо).

Рис.2. Диагональное расположение(хорошо).

 

Наилучшим вариантом размещения двух сабвуферов, принято считать середину боковых стен, либо середину фронтальной и тыловой стены. Для четырех сабвуферов, самые лучшие места – четыре угла комнаты, либо середины всех четырех стен(крестом).

Рис.3. Вдоль середины боковых стен (очень хорошо)

 

Рис.4. Вдоль середины фронтальной и тыловой стены (наилучшее расположение)

 

Между двумя и четырьмя сабвуферами разница в количестве баса, конечно, не в два раза, но она хорошо заметна. Здесь дело в другом. Бас как бы становиться невидимым, нет ощущения, что он исходит с какой-то точки или плоскости. Вообще, по-настоящему хорошо выполненные инсталляции персональных кинозалов всегда оперируют минимум(!) четырьмя сабвуферами.
Если нет возможности расположить сабвуферы, как в схемах, указанных выше, старайтесь соблюдать симметрию в их расстановке. Это улучшает качество баса, и вызывает меньше проблем с акустикой помещения, чем в случае произвольной расстановки.


Шаг 3: Определите тип коммутации на сабвуферы с вашего процессора(ресивера).
Если процессор/ресивер имеет несколько выходов на сабвуферы, то задача сильно упрощается. Подключите все сабвуферы к своим отдельным выходом, не забывая конфигуровать в установочном меню место расположения сабвуфера (передняя стена/задняя стена), если в нем есть такая опция
Если в вашем процессоре/ресивере выход на сабвуфер только один, необходимо использовать специальные кабели делители, называемые Y-делителями. Один выход в таком кабеле делится на два разъема, и в них непосредственно подключаются прямые кабели от сабвуферных модулей.
 

 

Шаг 4: Выполните настройку параметров сабвуферов.
Следующее, что необходимо сделать – зайти в меню процессора/ресивера, и выставить правильные настройки для сабвуферов.

Размер акустических систем и установка частоты кроссовера.
В большинстве случаев, можно сначала установить размер всех АС на маленький(small), и выбрать в меню частоту раздела в 80 Герц. Если вы опытный пользователь, то можете выставить другие настройки, в соответствии с помещением и типом АС.

Расстояние от слушателя до АС.
Старайтесь измерить расстояние до каждой АС от слушателя как можно более точно, и внесите их в соответствующие ячейки процессора/ресивера.
Если ваш процессор/ресивер позволяет делать индивидуальные настройки для каждого сабвуферного выхода, то выставьте фактические расстояния для каждого сабвуфера. Если вы используете один выход с помощью делителя, и сабвуферы стоят на разных расстояниях от слушателя, используйте для ввода в ячейку среднее значение. К примеру, если один сабвуфер находится на расстоянии пяти метров, а второй - трех метров, установите значение в четыре метра.

Шаг 5: Выполните настройку уровней звукового давления(SPL).
Для данной процедуры обычно используется специальный прибор – SPL-метр. Он устанавливается на месте слушателя, примерно на высоте уха сидящего человека. Используя фронтальную пару АС для опорных значений, выставьте уровень для одной АС в 75 децибел. Затем выставьте такой же уровень для всех остальных АС.
Сабвуферы настраиваются последовательно, один за другим. Отключите все сабвуферы, кроме одного, и настройте сначала его. Затем отключите настроенный сабвуфер, и настраивайте следующий. В конце процедуры, подключите все сабвуферы и снизьте уровень громкости в сабвуферном выходе процессора примерно на 3 децибел. Это необходимо, чтобы убрать возникающие комнатные резонансы, при работе не одного, а нескольких сабвуферов, если они ведут один частотный диапазон и настроены как единственный в системе.

Шаг 6: Оцените выполненную работу.
При всех рекомендованных настройках, важен лишь конечный результат для слушателя. Необходимо отслушать систему на различных материалах – кинофильмах с выраженными низкочастотными эффектами, и музыкальных записях с хорошим басом, а также на различных уровнях громкости. Как правило, саундтреки кинофильмов имеют в записи большее количество баса, чем музыкальные двух- и многоканальные записи. Подстройте уровни низких частот на сабвуферах, если вам кажется, что баса слишком мало, или слишком много.

Что делать с автонастройкой, которая есть в современных процессорах/ресиверах?
Мы рекомендуем, в большинстве случаев, выполнять процедуру автокалибровки системы, с помощью прилагаемого микрофона. Тем не менее, не стоит всецело доверять полученным результатам, которые могут сильно отличаться от полученных вами, особенно, при определении расстояний до слушателя, уровня звукового давления, типа АС и ее фазировке. В подавляющем большинстве случаев, необходима доводка полученных автокалибратором параметров вручную. Всегда проверяйте полученные значения, и корректируйте их, если это необходимо.

 

Перевод с журнала Audioholics.com

А.Карпухин

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх