Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

История

История ресивера начинается с конца 20-х годов XX века, на которые пришёлся расцвет радиовещания, когда во всём мире получили распространение системы из радиоприёмника и усилителя, объединённых в одном корпусе. Этот гибрид и имел название RECEIVER, что означает «приёмник». Просуществовав в таком виде не одно десятилетие, с недавних пор ресивер начал новую жизнь. Благодаря разработчикам домашних звуковых систем в него стали встраивать сначала простейшие процессоры эффектов окружающего звука, работающие по принципу задержки и фазового сдвига сигнала стереоканалов. Получался эффект эха в большом зале, когда сначала зритель слышал звук, идущий с экрана, а потом после короткого, но ощутимого на слух промежутка времени до него доходил звук, отраженный от задних и боковых стен.

В дальнейшем получил распространение принцип многоканальной записи звуковой дорожки к фильму. Потребовалось большее число каналов усиления. Инженеры компании Dolby Laboratories предложили использовать сначала четыре, а затем пять каналов окружающего звука. Изменился и принцип записи фонограммы на бытовые носители, которыми в это время были в основном видеокассеты. Запись звука происходила по принципу математической матрицы, в две стереодорожки кодировалась информация для четырёх каналов. Для её правильного считывания и распределения полученных звуковых данных в соответствующие каналы в ресиверы стали встраивать декодер. С ним аппарат получил чуть более длинное название — AV-ресивер.

С развитием домашнего кинотеатра и многоканальных систем звукового сопровождения фильмов Dolby Digital и DTS, число каналов выросло до 6, а передача звука (а затем и видео) стала осуществляться посредством цифровых интерфейсов (например, HDMI). Появление носителя с большей плотностью записи Blu-ray Disc предоставило возможность увеличить число каналов до 8 (7,1) и даже применять компрессию без потерь. Новые форматы Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio приблизились по качеству звука к оригиналу, однако поддерживаются не всеми AV-ресиверами.

Классификация

Стереоресиверы



Стереоресивер - устройство, включающее в себя тюнер для приема радиопередач в одном или нескольких диапазонах и двухканальный усилитель мощности с возможностью подключения разнообразных аналоговых источников звука.

AV-ресиверы



Аудио-видео ресивер играет, пожалуй, самую главную роль в домашнем кинотеатре. AV-ресивер это, во-первых, процессор, который преобразует цифровой звук в аналоговую форму, во-вторых, это многоканальный усилитель, который заставляет играть колонки, в-третьих, AV-ресивер может коммутировать видео сигналы, идущие с разных видео источников, чтобы к вашему телевизору не тянулся целый шлейф кабелей, и наконец, в AV-ресивер встраивается удобный радиоприемник с цифровой индикацией частоты.

AV ресивер - это сердце домашнего кинотеатра, а точнее его мозг. Именно он управляет всеми остальными компонентами, в нем сосредоточены самые передовые и дорогие технологии. Главная задача ресивера - преобразование входящего сигнала (так называемое декодирование аудиопотока) и последующее его перенаправление на акустику и систему видеоотображения. Существуют 5-ти, 6-ти, 7-ми и даже 10 и 12-канальные аппараты.

DVD-ресивер



DVD-ресивер – это комбинированный аппарат, включающий в себя проигрыватель DVD-дисков и AV-ресивер. Объединение этих двух основных компонентов домашнего кинотеатра в одно устройство значительно облегчило жизнь тем, у кого есть проблемы с местом в комнате или с технической грамотностью. Купив этот аппарат, им останется докупить для него только акустику и телевизор на свой вкус. С DVD-ресивером они получают универсальный проигрыватель, читающий видео и музыкальные диски, декодер, предназначенный для расшифровки цифровых фонограмм Dolby Digital и DTS, звуковой процессор, цифровой радиоприемник и многоканальный усилитель мощности.

AV-процессоры



AV-процессор является следующей ступенью развития по сравнению с AV-ресивером: он также выполняет декодирование цифрового звука и коммутацию аудио-видео сигналов, но AV-процессор не включает в себя усилителя. Такое разделение функций благотворно влияет на чистоту звучания, но имеет смысл лишь в достаточно дорогих системах. В любом AV-процессоре содержится коммутатор – как для видео, так и для аудиосигналов; аналоговых и цифровых. Коммутатор позволяет подключить около десятка разнообразных источников. Есть в AV-процессоре и встроенный аудиодекодер. Он необходим для того, чтобы расшифровать поступающий от источника (скажем – DVD-плеера) цифровой поток Dolby Digital, DTS и т. д., превратив его в многоканальный звук. В дальнейшем этот сигнал – либо сигнал, поступающий с аналоговых входов и не требующий декодирования, – обрабатывается аудиопроцессором, который позволяет сбалансировать нужным образом уровни громкости каналов в системе окружающего звучания, получить желаемое время задержки, обеспечивает частотную коррекцию, а также может придать звуку какой-либо пространственный эффект для создания ощущения нахождения слушателей на стадионе, в большом зале, в гулкой пещере и т. п. Декодированием цифровых аудиопотоков и их обработкой зачастую занимается один или два микропроцессора, называемые DSP – Digital Signal Processor. Обработанный многоканальный или стереофонический аудиопоток проходит стадию цифро-аналогового преобразования (ЦАП) и подаётся на предварительный усилитель, то есть подготавливается для передачи на усилитель мощности.

Устройство

ДЕКОДЕР МНОГОКАНАЛЬНОГО ЗВУКА

Это самая сложная часть ресивера, отвечающая за правильную расшифровку цифрового звукового потока и разложение звука на несколько каналов. От правильной работы декодера будет зависеть полученный пространственный эффект, задуманный автором фильма.

Звуковая информация на современных носителях (дисках DVD и Blu-ray) записывается по принципу сжатия данных в плотный цифровой поток. Считывающее устройство проигрывателя передает эту информацию на цифровой вход ресивера, после чего происходит раскодирование полученной информации и разложение ее на соответствующие каналы. Все это происходит в «цифре». После обработки сигнал поступает на цифроаналоговый преобразователь, а от него уже на многоканальный усилитель мощности.

Сейчас распространены несколько основных стандартов, по которым записывается многоканальная звуковая фонограмма к фильму. Это аналоговый Dolby Pro Logic и цифровые Dolby Digital, DTS, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Первый работает по принципу матричного кодирования звука четырех каналов в две стереодорожки. Остальные два поддерживают цифровую шестиканальную запись с отдельным каналом низких частот и пятью каналами окружающего звука. Обозначаются такие фонограммы цифрами 5.1, где 5 - число каналов окружения и 1 -канал басовой поддержки. С недавних пор появились форматы с большим числом каналов - 6.1, 7.1 и больше.

ТЮНЕР

Современные приемники, встроенные в AV-ресивер, оборудуются цифровой системой настройки на частоту станции, а также блоком памяти на несколько десятков ячеек, в которые заносятся настроенные частоты. Для настройки на любимое радио нужно всего лишь нажать кнопку с номером станции. Настройка произойдет автоматически и почти мгновенно. Существует два основных принципа настройки в цифровых тюнерах. Первый пришел из аналогового приемника. Он заключается в поиске нужной радиостанции путем нажатия кнопок «вверх» и «вниз». Синтезатор частоты в этом случае проходит вдоль виртуальной «шкалы» частот с определенным шагом. Обычно этот шаг составляет для европейского FM-стандарта 0,05 МГц. Данные о частоте настройки выводятся на дисплей аппарата. Иногда вместо кнопок производители могут использовать поворотную ручку, как в старых аналоговых приборах. Но это чисто дизайнерский ход. Принцип все равно остается тем же. Можно производить настройку как в ручном, так и в автоматическом режиме. Во втором случае тюнер автоматически просканирует и занесет в память все радиостанции заданного ему диапазона. Единственным недостатком такого способа настройки является то, что приемник заносит в память только станции с сильным сигналом, уверенно принимаемые в данной местности. Настройку станций с более слабым сигналом, а также сортировку их в нужном порядке придется производить все равно вручную. Другой способ, ставший доступным только в цифровых приемниках, - это прямой ввод частоты радиостанции. Это самый удобный путь, нужно только заранее знать интересующие частоты.

С развитием цифровых радиоприемников пришла и еще одна удобная функция - RDS (Radio Data System). Изначально она разрабатывалась американскими инженерами в помощь автомобилистам. С помощью RDS можно узнать название станции и другую интересующую информацию. Многие радиостанции передают название композиции, исполняемой в это время, и ее автора. Удобна также функция EON - перестройка на новости или экстренную информацию. С помощью RDS можно автоматически настроиться только на определенные жанровые программы. Большинство из предлагаемых удобств RDS в России не используется. Обычно ресиверы «по умолчанию» оборудуются тюнерами с декодером RDS. Это совсем незначительно удорожает конструкцию. Если же тюнер отсутствует, то перед нами аппарат, называющийся уже AV-усилителем.

УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Все ресиверы оборудованы как минимум пятью каналами усиления, рассчитанными на работу с многоканальной фонограммой. Это самая энергоемкая часть ресивера. Потребляемая ею мощность идет на «раскачку» выходных цепей. И чем она выше, тем эффективнее, мощнее работает усилитель. От выходной мощности усилителя зависит в немалой степени восприятие картины. Если ее недостаточно, то взрывы, визг тормозов, выстрелы, крики не будут волновать зрителя. Те самые динамические всплески, которые заставляют вздрагивать смотрящего на экран, добавляя реализма действию, не будут так выразительны. Одним из необходимых условий усилителей мощности в ресиверах на сегодня является не только умение справляться с крутыми нагрузками кино, но и правильная работа с музыкальными записями. Для этого усилитель должен как можно меньше окрашивать звук. В кино же, наоборот, повышенная яркость звучания вкупе с мощным динамическим разбросом только усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. Поэтому разработчики идут на компромисс, результатом которого становятся системы, одинаково хорошо работающие в обоих режимах. Но работа эта далека от совершенства. Для действительно бескомпромиссного звука во многие ресиверы ныне встраиваются переключатели с кинотеатрального на музыкальный режим работы. Как уже упоминалось выше, в настоящее время число каналов окружающего звука в фонограммах кинолент растет. И пяти встроенных усилителей явно не хватает. Многие производители пошли на увеличение числа каналов встроенных усилителей. Это привело к удорожанию конструкции. Другие пошли путем установки в ресивер дополнительных звуковых выходов, позволяющих использовать имеющийся декодер с количеством каналов, отличным от 5.1 с внешними подключаемыми усилителями мощности.

СЕРВИСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕСИВЕРА

К сервисным возможностям отнесем функции настройки его основных параметров, необходимых для комфортного звучания системы, процессоры обработки звука и коммутационные возможности ресивера.

Процессоры эффектов (DSP), установленные в ресиверах, производят цифровую обработку звука с целью имитации различных помещений. Например, можно получить звук концертного зала, стадиона, церкви и множества других площадок. Наибольшее распространение эти системы получают при прослушивании стереозаписей с тюнера или CD и просмотре фильмов со звуком, записанным на моно или стереодорожку. Использовать эти программы при просмотре фильма с цифрового источника не всегда уместно. Часто это убивает часть задумки звукорежиссера ленты. Некоторые производители делают упор на применение DSP в ресивере, проводят специальные исследования и замеры в этой области. А многие обходятся минимумом обработок. Все зависит от маркетинговой политики компаний и личных пристрастий будущих владельцев ресиверов.

AV-ресиверы имеют различные возможности по подключению аппаратуры. Стандартные разъёмы включают:

  • Аналоговый звук (RCA разъёмы и реже XLR)
  • Цифровой звук (S/PDIF; TOSLINK или RCA с коаксиальным кабелем)
  • Композитный видеосигнал (RCA разъём)
  • S-Video
  • Компонентное видео (RCA разъёмы и реже BNC)
  • HDMI



Некоторые AV-ресиверы могут преобразовывать видео одного формата в другой. Это называется апскейлинг или транскодинг. Небольшое количество ресиверов также могут производить деинтерлейсинг видеосигналов. Например, ресивер с набором этих функций может преобразовать композитный сигнал c чересстрочной развёрткой 576 строк (576i) в видеосигнал с прогрессивной развёрткой 1080 строк (1080p), таким образом, значительно повысив его качество при просмотре на современных телевизорах HD Ready или Full HD.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх