Саундбар — очень популярный сегодня способ озвучивания как минимум телевизора, а как максимум и целого помещения. Такая акустическая система не занимает много места, обеспечивает приемлемое качество звучания от различных источников за счет развитой коммутации и адекватно выглядит в совокупности с большинством современных панелей. Попробуем разобраться, как появились эти колонки, как развивались, что представляют собой сейчас и как не ошибиться с их выбором.
Через год после окончания Второй мировой в США учреждаются сразу две ставших впоследствии легендарными компании — JBL и Klipsch. Спустя 11 лет обе они представляют колонки, которые сейчас вполне можно считать первыми саундбарами. Модель JBL имела индекс D44000, но получила известность под именем Paragon. Разработанная Арнольдом Вольфом, эта 3-полосная рупорная система больше всего напоминала дизайнерскую стойку под телевизор, хотя на самом деле задумывалась как центральный канал. Модель была подчеркнуто эксклюзивной, за четверть века было выпущено всего порядка тысячи штук и стоимость немногих доживших до наших дней образцов сейчас превышает 20 тысяч долларов. Модель от Klipsch называлась Shorthorn T и была самой настоящей тумбочкой под телевизор со встроенными динамиками, но к сожалению оказалась еще более несвоевременной и ее совокупный тираж в итоге составил лишь полсотни экземпляров.
Затем, как ни удивительно, в этой отрасли на 40 лет наступило относительное затишье, прервать которое рискнула еще одна американская компания, Altec Lansing, представив в 1998 году модель ADA106. Она уже была очень похожа на современные образцы. Непосредственно подэкранная панель была оснащена четырьмя 3-дюймовыми вуферами и парой твитеров, а в сабвуфере использовался 8-дюймовый басовик. Комплект мог декодировать поток Dolby Digital и стоил около 200 долларов, но возможно на тот момент среднестатистический потребитель все еще предпочитал полноценный кинотеатральный набор АС и готов был платить за него совершенно другие деньги.
Японцы из Pioneer решили зайти с другой стороны и в 2002 году представили модель PDSP-1 (Pioneer Digital Sound Projector). Массо-габаритными характеристиками и энергопотреблением она больше всего напоминала одну из первых плазм диагональю 42 дюйма. Новинка была оснащена 254 (!) динамиками, которые за счет различных фазовых ухищрений имитировали многоканальное звучание, однако имитация эта получилась ни разу не бюджетной, на старте продаж в Японии модель стоила 3 миллиона (!) йен. Естественно, что говорить о каких-либо коммерческих успехах и объемах продаж не приходилось.
Еще через пару лет их земляки из Yamaha снова попытались войти в эту реку, но не с таким героическим ценником. Модель YSP-1 стоила полторы тысячи долларов и была оснащена парой 4,5-дюймовых вуферов и четырьмя десятками полуторадюймовых купольных излучателей. Суть функционирования была аналогична Pioneer — за счет процессора и свойств помещения формировать многоканальное звучание. По моему скромному разумению, именно эта колонка стала первым по-настоящему популярным саундбаром и в различных своих модификациях она выпускается до сих пор.
Сегодня саундбары производят с полсотни различных компаний, поэтому выбор подходящей модели ограничивается исключительно фантазией и финансовыми возможностями. Однако если при покупке не ограничиваться исключительно внешними предпочтениями или маркой, то с точки зрения функционала следует обратить внимание на ряд характерных особенностей.
Пожалуй что главное концептуально-техническое решение, которое следует принять — будет ли ваш будущий саундбар трудиться в гордом одиночестве или ему понадобиться подкрепление в лице сабвуфера. Некоторые модели физически не могут функционировать без него, ибо включают в себя только СЧ/ВЧ-излучатели, другие наоборот подчеркнуто самодостаточны, но в этом случае речь не об узкой панели под телевизор, а скорее об аналоге полноценного центрального канала (с точки зрения габаритов корпуса) и тогда ни о каком настенном размещении не стоит и думать, это скорей вариант исключительно для верхней полки в стойке, на которой стоит телевизор. Если же выбран вариант панель+сабвуфер, то безусловно удобней вариант с его беспроводным подключением. Также можно найти панель в буквальном смысле слова под телевизор, то есть предназначенную для использование в качестве своего рода подставки. И наконец, некоторые панели можно комплектовать тыловыми каналами, зачастую также беспроводными, но эта концепция, как мне кажется, еще дальше отходит от классической реализации саундбара как единого звукового устройства.
Что касается коммутации, то самый разумный минимум — это цифровой оптический вход. С его помощью можно подключить и любой из современных источников сигнала и большинство телевизоров, если захочется озвучить не только кино, но и эфирные каналы. HDMI-коммутация желательна в том случае, если у вас есть несколько источников (BD-проигырватель, игровая приставка, спутниковый ресивер и т. д.) и нет возможности либо желания использовать в качестве коммутатора телевизор.
И еще о коммутации. Если вы планируете использовать саундбар не только для просмотра видеоконтента, но и для озвучивания помещения, то нелишними окажутся различные беспроводные протоколы, такие как Bluetooth, Wi-Fi, AirPlay. А вот что касается функций воспроизведения (дискового, файлового, потокового), то подобное оснащение саундбаров встречается все реже. Резон тут вероятно такой же, как в случае смарт-телевизоров — внешний специализированный источник всегда справится с этой задачей лучше.