Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Как улучшить кабель в домашних условиях? Советует основатель компании "XLO".

Роджер Скофф — одна из наиболее известных личностей кабельного бизнеса, особенно в Северной Америке. В 1991 году он основал компанию "XLO", сейчас он на пенсии, но продолжает консультировать своих коллег из XLO и Ultralink. 15 февраля у Роджера Скоффа день рождения и в его честь мы перепечатываем фрагмент интервью с Р. Скоффом из одного из старых номеров нашего журнала "АудиоМагазин".

skoff (1).jpg

Вопрос: Я думаю, у читателей нашего журнала повышенный интерес к мнению именно разработчиков аппаратуры, тем более если речь идет о кабелях. Начнем, наверное, с того, что бросается в глаза даже непосвященным: почему на рынке существует такое большое количество производителей, моделей и конструкций кабелей?

Ответ: Начнем издалека. Вопрос, почти неизменно возникающий у людей, малознакомых с hi-fi-индустрией, таков: "Почему какой-то провод может влиять на звук, зачем мне вообще покупать какие-то кабели, если в комплекте с аппаратурой мне они уже достались бесплатно?"

Теперь попробуем ответить на этот вопрос и затем вернемся к тому, что вы спрашивали. Рассмотрим акустические системы. Вполне возможна ситуация, когда человек, не имеющий абсолютно никаких знаний в этой области, купит в магазине один динамик — любой — потом купит еще один динамик (а может и никакого не купит), подсоединит их к некоему разделительному фильтру — любому — а может обойдется и без фильтра, вставит динамики в какой-то корпус, а может обойдется и без корпуса, подключит проводами к усилителями — и какие-то звуки такая акустическая система издавать будет. И почему бы такому человеку не заявить: "Я разработчик акустических систем и только что создал новую модель АС!" При большом везении такие АС могут даже и звучать неплохо. Короче говоря, оказывается не нужно каких-то особых знаний, чтобы как-то собрать АС, которая какие-то там звуки будет издавать при подключении к усилителю.

Теперь обратимся к другой, похожей, ситуации. Любой может взять абсолютно любых два куска провода — один может быть с волос толщиной и в шелковой изоляции, а другой толщиной в канат подвесного моста через бухту в Сан-Франциско  — и как-то ими соединить два hi-fi-компонента друг с другом.  И сигнал по такому кабелю пойдет, и человек сможет спокойно заявить: я разрабатываю кабели. Короче говоря, каких-то особых знаний не нужно и для того, чтобы делать кабели. Поверьте мне.

И возникает соблазн: почему бы мне не купить столько-то мотков провода за пару центов, а потом продать за много долларов и заработать много денег?! И такой соблазн толкает некоторых к производству кабеля и кабельному бизнесу вообще, точно так же такой же соблазн приводит некоторых в индустрию производства акустических систем.

И отметьте себе: невозможно в случайном порядке соединяя друг с другом резисторы, конденсаторы, транзисторы, микросхемы получить вдруг усилитель. Не будет такого. Счастливая случайность не рождает вдруг телевизор, предусилитель или проигрыватель. В электронике нужно иметь представление о том, что ты делаешь, иначе ничего не получится.

Любопытно также, что если поизучать качество звучания акустических систем, имеющихся на рынке, то разброс огромный: от ужасающе плохого до отличного. То же самое с кабелями. А вот в электронике разброс намного уже. Потому что, производители электронной аппаратуры овладели, как минимум,  хотя бы основами знаний, необходимых для этой отрасли.

Сделать какой получится кабель, к тому же, можно почти не затрачивая средств. А вот чтобы сделать хороший кабель, к сожалению, требуются значительные затраты. К примеру, сетевой кабель "XLO Signature Unlimited Edition" изготавливается вручную. Почему? Потому что не изобретено еще такого станка, который мог бы сделать те операции, которые нужны для производства этого кабеля.

В кабеле "XLO Limited Edition" используются 48 раздельных проводников в тефлоновой (фторопластовой) изоляции. Эти проводники делаются, естественно, на станке, потому что давно известны станки, которые тянут провод, которые "надевают" изоляцию. А вот собрать эти 48 проводников в требуемую конфигурацию можно только с помощью многих часов интенсивного ручного труда. Откуда и цена.

[...]

Так что, потребительская ценность кабеля у есть. И часто замена кабеля является наиболее дешевым способом улучшить звук.

Кстати, могу подсказать простейший способ улучшения звучания. В комплект к дешевой аппаратуре обычно даются межблочные кабели. Как правило, в полихлорвиниловой изоляции (ПВХ). Возьмите бритву или нож для резки картона и надрежьте вдоль всего кабеля эту внешнюю изоляцию — аккуратно, чтобы не разрезать экран, который под ней. Около разъемов сделайте круговой разрез. Послушайте кабель, а потом стащите с него надрезанную внешнюю изоляцию. Послушайте снова и вы поймете, что звук улучшился, причем существенно. Оболочка из ПВХ — источник паразитного емкостного разряда и негативно влияет на протекание сигнала, убрав ее мы можем улучшить звучание. Не потратив ни цента.

И еще один способ, раз уж речь зашла об этом. Есть такой производственный процесс — отжиг. Медь нагревают до определенной температуры, а затем медленно-медленно охлаждается. При этом кристаллографические группы сливаются и длина кристаллов увеличивается. Возьмите дешевый кабель и положите в духовку. При температуре 75°С — не более. Подержите кабель в духовке 3 часа. В дешевом кабеле как правило применяется обычная неотоженная медь, поскольку отжиг удорожает стоимость многократно. Так вот эта медь отожжется и звук кабеля реально улучшится. Замечу попутно, что в обычной меди идет процесс так называемого отжига при комнатной температуре, но он продолжается два года, а в духовке вы добьетесь результата за 3 часа.

Вопрос: Прямо кулинария какая-то…

Ответ:  Здесь нет никакой магии. Под микроскопом можно все увидеть и есть строгие объяснения всем процессам.

Конечно, все знают что в hi-fi были и будут делаться глупости. То о чем, я рассказал — не глупость. Не потратив ни цента, можно улучшить те кабели, которые у вас есть. Для тех читателей, кто не может позволить себе купить дорогие кабели, такой совет, по-моему, полезен.

Ламповый усилитель
Ламповый усилитель
Питер Квортруп о том, какие пластинки надо иметь в коллекции.
Питер Квортруп о том, какие пластинки надо иметь в коллекции.
+7 (812) 602-96-82

^ Наверх