Кино нынче можно смотреть с помощью смартфона, планшета, компьютера и безусловно телевизора, но очевидно, что полноценный домашний кинотеатр, как театр с вешалки, начинается с проектора. Качественный проектор не дешев, относительно хлопотен в установке и настройке, требует экрана и полного затемнения помещения, но только он может подарить своему обладателю возможность приобщиться к настоящей магии кино. Бонусом в данном случае могут быть не менее волнующие впечатления от просмотра различных спортивных событий и компьютерных игр.
Одними из первых цветных видеопроекторов, появившихся еще в 50-х гг. прошлого века, были CRT-модели (Cathode Ray Tube), сообразно своему названию использующие кинескопы для формирования трех изображений (красного, зеленого и синего). Аппараты были громозкими и требующими периодического обслуживания. В конце 80-х гг. появились первые образцы ЖК-проекторов, а в 1997 году был представлен проектор с технологией DLP (Digital Light Processing), называемой также микрозеркальной и на сегодняшний день самой массовой. В отличие от ЖК, изображение в DLP-проекторе формируется не на просвет, а на отражение, а поскольку сама DMD-матрица (Digital Micromirror Device) до сих пор недешева, то в бюджетных моделей вместо трех используется только одна, в совокупности с вращающимся диском, на котором размещены светофильтры, чья работа у некоторых зрителей может вызывать видимый эффект радуги, это следует учитывать при выборе.
Таким образом, современный рынок проекторов практически поделен между DLP и LCD. У последнего впрочем есть ответвление, называется эта технология LCoS (Liquid Crystal on Silicon) и представляет собой ЖК-матрицу на кремниевой подложке, работающую не на просвет, а на отражение, как DLP. В настоящее время активней всего эту технологию поддерживают Sony (под названием SXRD, Silicon X-tal Reflective Display) и JVC (D-ILA, Direct Drive Image Light Amplifier).
В принципе, если, что называется, патронов не жалеть, то предел мечтаний — это 3-матричный DLP-проектор, недостаток у него по сути только один — запредельная стоимость. Следом идут модели на базе SXRD и D-ILA, а в числе самых доступных — одноматричные DLP и LCD. В качестве источника света чаще всего используется ртутная газоразрядная лампа сверхвысокого давления (порядка 200 атмосфер), но уже появляются образцы на базе светодиодов и лазеров.
Основные параметры любого проектора — это яркость и контрастность. Первый важен в том случае, если в помещении для просмотра невозможно будет обеспечить полное затемнение, ну или если вы планируете использовать проектор в основном для презентаций. Второй параметр — более кинотеатральный, но и тут есть свои тонкости, связанные с его измерением. В зависимости от использования диафрагмы контрастность может иметь значения от десятков тысяч до миллионов к одному, так что полагаться исключительно на паспортные данные будет не совсем верно.
От разрешения матрицы будет напрямую зависеть качество картинки на экране, причем зависимость эта будет прямо пропорциональной размеру планируемого изображения. Применительно к домашнему кинотеатру Full HD нынче это прожиточный минимум, а если проектор не относится к откровенно бюджетному классу, то я бы рассматривал исключительно модели с физическим разрешением 4К. А вот пресловутый 3D, бывший обязательной функцией еще пару лет назад, постепенно начинает сдавать позиции, поэтому, хотя он и будет присутствовать в списке почти наверняка, зацикливаться на нем (или скажем на количестве комплектных очков) точно не стоит.
Важно понимать и тот факт, что любой современный проектор имеет определенный диапазон эффективных расстояний до экрана, в рамках которого в состоянии обеспечить изображение с определенным опять же диапазоном диагоналей. Поэтому самой правильной последовательностью при покупке будет изучение возможностей проектора по формированию этого самого изображения, а уже потом приобретение соответствующего экрана, который будет в данном конкретном случае использован максимально эффективно.
И вот еще что. Проектор формирует изображение правильной прямоугольной формы только в случае размещения по центру экрана, ориентировочно по верхнему его срезу. В противном случае (отклонение от центра по вертикали и/или горизонтали) будет сопровождаться трапециевидными искажениями картинки. Устраняться они могут в электронном виде (за счет внесения искажений в исходное изображение) либо в оптическом (за счет физического сдвига объектива). Второй вариант безусловно предпочтительней с точки зрения качества, но затратней по реализации, поэтому нужно понимать, что сделать проще — доплатить за него или изыскать возможность изначального оптимального положения проектора.