Мы не продаем технику -           мы дарим эмоции!
Санкт Петербург, Литейный проспект, 30
+7 (812) 6029682
  • Шоурумы
  • Услуги
  • Дизайнерам
  • Нестандартные решения
  • О компании
  • Новости
  • Доставка и оплата
  • Контакты
Онлайн журнал

Акустические системы Klipsch Cornwall III

Интересно, что акустические системы  центрального канала появились дома вовсе не в первых домашних кинотеатрах конца 1980-х, а в эпоху трехканального стерео. Было это в конце 50-х. Именно тогда, в 1957 году, Пол Клипш разработал и запустил в производство первую акустическую систему центрального канала фирмы Klipsch.  Это была Heresy. Вслед за ней возникла потребность в более габаритной модели и на сцену вышла Cornwall (1959).  Несмотря на то, что трехканальное стерео на рынке прожило недолго, судьба Heresy и Cornwall оказалась удачной: они прекрасно подошли и под роль обыкновенных стерео АС. 
Klipsch Cornwall 1.jpg
Название Cornwall родилось, скорее всего, как игра слов. В нем содержится намек на угловой рупор (corner), возможность расположения у стены (wall) и курортный район Великобритании (Cornwall). С технической точки зрения Cornwall представлял радикально новое направление для Klipsch, да и для всей тогдашней электроакустики в целом: в нем НЧ-громкоговоритель был нагружен не на рупор и не на закрытый корпус, а на фазоинвертор. Напомним, что знаменитая теория расчета Тиле-Смолла тогда еще не родилась — до выхода первой работы Невилла Тиле по теории НЧ-оформлений оставалось два года. Именно для расположения у стены или вдали от углов Полу Клипшу понадобился фазоинвертор.
Klipsch Cornwall 2.jpg
Говорят, что Дон Киле, известный американский инженер-электроакустик, в середине 70-х работавший на Klipsch, измерил тогда электромеханические параметры Cornwall и обнаружил, что они попадают в четырехпроцентный коридор отклонения от расчета по Тиле-Смоллу.
Klipsch Cornwall 3.JPG
В 1963 году в исходном Cornwall были заменены СЧ-динамик и блок рупор+ВЧ-динамик. Появился Cornwall II. Однако, в 1981, когда тогдашние инженеры Klipsch заменили СЧ-динамик еще раз, модель снова была названа Cornwall II, просто из-за несогласованности. С 1990 до 2006 Cornwall II был снят с производства, но возобновился как Cornwall III в 2006. В нем опять поменялись СЧ- и ВЧ-головки, а также ВЧ-рупор. Они практически идентичны тем, что установлены в Heresy. НЧ-громкоговоритель по-прежнему остался очень похожим на оригинал (примерно с 1975 года он заказывается у фирмы Eminence).
Klipsch Cornwall 11.JPG

Тестирование в нашем салоне
Klipsch Cornwall 4.JPG
Перед нами лаконичный по дизайну прямоугольный ящик внушительных размеров (ширина 640 мм). Шарм 50-60-х годов прошлого века придают крупнофактурная ткань защитной сетки и аутентичный фирменный шильдик. Корпус отделан натуральным ореховым шпоном (есть еще  варианты: Black Ash (черный ясень) и Cherry (вишня)) и лакирован полуматовый лаком поверх шпона. 
Klipsch Cornwall 5.JPG
Реакция людей, впервые увидевших эти колонки, примерно одинаковая: "Какие большие!". Минуту спустя обычно приходит умиление: "Симпатичные!". Такие акустические системы, с учетом габаритов, прекрасно впишутся в классический интерьер (необремененный излишними декоративными "завитушками"), или в интерьер, близкий к тому самому минималистскому модерну 50-х. 
Klipsch Cornwall 6.JPG
На фоне современных акустических систем — узких и высоких "столбиков"  —  Cornwall, почти не менявшиеся внешне с 1959 года, выглядят не типично. Большой, прямоугольный, непривычно широкий корпус изготовлен из фанеры. На задней панели есть набор клемм для двухкабельного подключения Bi-Wiring, клеммы и чашка выглядят качественно, но для изделия в данной ценовой категории хотелось бы увидеть что-то более солидное.
Klipsch Cornwall 7.JPG
Установка Cornwall III не требует расположения их непосредственно у стены и в углах (как это может показаться из названия модели) и не отличается от установки обычных современных АС. Лучше, чтобы колонки были развернуты к центру — направлены на слушателя. В комплекте нет шипов, но массивные Cornwall вполне устойчиво стоят на четырех маленьких металлических ножках. Попробовав вместо ножек специальные подставки-конусы, мы сразу отметили радикальное улучшение звучания, причем, в первую очередь, в средне -высоко частотном диапазоне. Так что, установка Klipsch Cornwall III на конусы обязательна! Также нужно учитывать, что защитные сетки оказывают значительное негативное влияние на звучание — на время прослушивания их лучше снять. 

В нашей комнате наиболее ясное и детальное звучание было достигнуто при расстоянии от слушателя до АС около 3 метров. Иначе говоря, Cornwall III вполне может подойти и для относительно небольших помещений. Эксперименты со способами подключения показали, что в случае с Cornwall подключение Bi-Wiring не дает каких-либо осязаемых звуковых преимуществ.
Учитывая сверхвысокую чувствительность Cornwall III в 102 дБ, для совместной работы я выбрал ламповый усилитель мощностью 9 Вт. Получился тракт–мечта для аудиофила-пуриста: огромный 15-дюймовый "бумажный" басовик на правильном короткоходном тканевом подвесе, середина и верх рупорные, однотактный ламповый усилитель на прямонакальных триодах 300В с кенотронным питанием, колоночные и межблочные кабели из серебряного литцендрата. 
Klipsch Cornwall 8.JPG
В целом, звучание Cornwall III было прогнозируемым — и ожидания оправдались. Благодаря очень высокой чувствительности именно Klipsch Cornwall III позволяет в полной мере раскрыть свойства однотактных ламповых усилителей: прозрачность, легкость,  плавность и утонченность, при этом сохраняя потрясающую динамику и масштабность. Дополняет картину необычайная естественность и выразительность звучания живых инструментов, особенно духовых — заслуга рупоров.  
Подача музыкального материала в таком тракте не типична для современных систем: она как будто концертная — вы оказываетесь в центре событий, в чем-то такой эффект присутствия напоминает работу правильно построенного домашнего кинотеатра. Воспроизведение баса весьма специфично: он очень быстрый, я бы сказал хлесткий. На некоторых музыкальных композициях с непривычки может показаться некоторая нехватка "мяса" — потому что там нет ни малейшего намека на гудение, бубнение или затянутость. На самом нижнем басе (ниже 45–50 Гц) чувствуется спад частотной характеристики — расплата за высокую чувствительность. Насыщенная нижним регистром электронная музыка, например Yello или Massive Attack, звучит несколько облегченно, не так тяжеловесно как хотелось бы, зато принципиально более важный мидбас выше всяких похвал: лучшей натуральности и выразительности ударных мне не доводилось слышать ни на каких других (бытовых, не концертных) акустических системах. 
Стоит отметить, что подключение более мощных однотактных "ламповиков" не дало прироста ни по динамике и масштабности, ни по скорости и глубине баса, а попытка подружить Cornwall с двухтактными ламповыми или классическими транзисторными усилителями так же не возымела успеха: звучание становилось грубоватым и напряженным, пропадала легкость восприятия музыкального материала.
Klipsch Cornwall 9.JPG
Сравнив Klipsch Cornwall III с существенно более дорогими (и современными) АС ("подвернулись" Sonus Faber Stradivari и Gryphon Pantheon), я заметил интересный эффект. Несомненно, что признанные современные эталонные акустические системы имеют значительно более изысканную и, главное, более точную подачу музыки (что важно для восприятия классической музыки, особенно в исполнении великих музыкантов), но в джазе, роке и популярной музыке мне стало не хватать игривости и задора, атмосферы времени создания записи — фирменной черты Klipsch Cornwall III. 
Klipsch Cornwall 10.JPG
Некоторые рекомендации по выбору усилителя для Klipsch Cornwall III:
Если ваш основной жанр — классическая музыка, рекомендую ламповый однотактный усилитель на прямонакальных триодах со свойственными ему кристальной чистотой и точностью. Один из лучших вариантов —Audio Note Meishu (триод 300B) . 
Джаз (bob, swing, smooth), классический рок и популярная музыка? Есть смысл посмотреть в сторону двухтактных ламповых усилителей. Вот например, McIntosh MC275 — также, как и Cornwall, он родом из конца 50-х годов — легендарный усилитель, обладающий выразительным, волнующим и одновременно очень комфортным "фешенебельным" звучанием.
Если рассматривать бюджетный, до лучших времен, вариант — есть интересное решение от Unison Research. Однотактный ламповый усилитель Simply Italy с выходным каскадом на пентоде EL34  дает своеобразный симбиоз достоинств однотактника и культовой энергетики и эмоциональности EL34.
Для теста использовались:
Проигрыватели CD/SACD: Vitus Audio RCD-100McIntosh MCD500.
Аналоговый проигрыватель Avid Diva II SP, тонарм SME Model 309, головка звукоснимателя Audio Note IQ3.
Кабели: Audio Note AN-Spe (к АС), межблочный Audio Note AN-V, сетевые ISOL-8 Isolink 3.
Музыкальный материал: John Coltrane "A Love Supreme", 1964; Dave Brubeck "Time Out", 1959; Malia & Boris Blank "Convergence", 2014; Beethoven Triple Concerto op. 56/Karajan, Rostropovich, Oistrakh, Richter, 1969; Deep Purple "Machine Head", 1972; Massive Attack "Mezzanine", 1998.

Текст: Алексей Самойлов
Акустические системы Focal Electra 1008 Be
Акустические системы Focal Electra 1008 Be
Акустические системы JBL Studio Monitor 4429
Акустические системы JBL Studio Monitor 4429