Интегральный ламповый усилитель Trafomatic Audio Experience Two Mk 2
Мы впервые знакомимся с продукцией Trafomatic Audio и ее ламповым усилителем Experience Two Mk 2 в классическом стиле: однотактным, на прямонакальных триодах, без обратной связи. "Теплый" ламповый звук сегодня — какой он?
История
История производства радиоламп — завлекательная наука, в которой перемежаются цели военных и бытовой электроники, капитализм и социалистическое разделение труда, умелое и неумелое управление. В 60-е и 70-е годы в странах так называемого соцлагеря лидерами по производству радиоламп были две не особо дружественные друг другу страны: СССР и Китай. В принципе, на производственной базе, созданной в те годы, и существует современная индустрия радиоламп в России и КНР, питающая многие тысячи производителей самого разного масштаба: от простых гитарных "комбиков" для начинающих музыкантов до угрожающего размера усилителей для продвинутых "хайэндщиков". Этот факт, в общем, известен всем интересующимся hi-fi и ламповой техникой.
Мало кто знает, однако, что еще одной ламповой державой в том же самом соцлагере была Федеративная Республика Югославия - страна, которой уже нет на географической карте. Более того, завод EI (Elektronska industrija) в сербском городе Нише, производивший радиолампы с 1951 года на немецком оборудовании и по лицензии Philips, был одним из крупнейших промышленных предприятий балканской республики, на котором работали более 10 тысяч сотрудников. В 90-е годы война и перестройка экономики практически стерли EI с карты мира, как и саму Югославию.
Саша Чокич
Примерно в это же время, в 1997 году, в одном из муниципалитетов Белграда, Младеноваце, Саша Чокич и Милорад Деспотович организовали небольшое предприятие по выпуску заказных трансформаторов для нужд медицинской, военной и аудио- промышленности. Дела шли хорошо: Саша Чокич — гениальный изобретатель — и Милорад Деспотович — предприимчивый бизнесмен и смышленый механик — отлично дополняли друг друга. Фирму назвали Trafomatic — от немецкого термина trafo, означающего, как нетрудно догадаться, трансформатор. Поскольку наши сербские друзья увлекались — и еще как! — хорошим звуком, то долго ждать открытия параллельного бизнеса ждать не пришлось. Так появилась фирма Trafomatic Audio.
Намотка трансформаторов на Trafomatic Audio
Первая известность за пределами Сербии для Trafomatic Audio пришла с заказами от австрийской фирмы WLM. WLM выпускала и выпускает акустические системы высокой чувствительности и в конце 2000-х захотела дополнить ассортимент продукции подходящими ламповыми усилителями. Разработку заказали Саше Чокичу, а производство в основном тоже было отдано Trafomatic Audio. Оснащение к тому времени накопилось совсем неплохое, включая отличные новые станки для водоструйной резки WaterJet и станки для точной деревообработки.
Трансформатор с Ш-образным ленточным сердечником
Следующим логичным шагом стал выпуск усилителей под собственной маркой Trafomatic Audio. Не зря говорят, что схемы ламповых усилителей известны давно и опробованы множество раз. Качество выходного трансформатора — ключевой фактор для хорошего звука. Trafomatic разрабатывает и производит силовые, межкаскадные и выходные трансформаторы для своих усилителей только собственными силами.
Особенности Experience Two Mk 2
Experience Two — семейство однотактных усилителей на прямонакальном триоде 300В, выходная мощность 2 по 8 Вт. Версия Mk2 является улучшенной по компонентам и стоит дороже стандартной.
В построенной по классическим канонам схеме не используется общая обратная связь, нет и полупроводников. В блоке питания применены тороидальный силовой трансформатор, прямонакальный диод 5U4G и сглаживающий фильтр c двумя дросселями на разрезных ленточных сердечниках. Для фильтрации анодного напряжения используются высоковольтные конденсаторы Mundorf Mlytic. Предварительный каскад реализован на триодах 6SN7, разделительные конденсаторы — тоже производства Mundorf. Традиционно для Trafomatic выходные трансформаторы также намотаны на ленточном Ш-образном магнитопроводе.
Подготовка к тестированию
Усилитель приехал из Сербии упакованным в солидный деревянный ящик, что сразу указывает на внимание производителя к таким деталям, как удобство хранения и транспортировки.
Любой однотактный ламповый усилитель весьма требователен к акустическим системам, обязательным условием является высокая чувствительность — исходя из этого мы подобрали для тестирования АС Audio Note An-E/Spe. В качестве источника был выбран проигрыватель компакт-дисков Goldmund Eidos 18CD, также хорошо изученный нами в тестовых условиях.
После распаковки нужно установить лампы по местам — в соответствующие панельки. В усилителе используется всего пять ламп, все они сделаны в России: два предусилительных двойных триода 6SN7, два выходных прямонакальных триода 300В Gold и, наконец, выпрямитель в блоке питания — двуханодный прямонакальный кенотрон 5U4 (5Ц3С).
Усилитель оказался оснащен пультом дистанционного управления, что не так уж часто встречается у ламповых усилителей – это понравилось.
Trafomatic сама изготавливает деревянный корпус усилителя, он может быть лакирован черным или белым лаком. Сверху и снизу прикреплены алюминиевые пластины с матовой обработкой поверхности. Ножки под корпусом тоже алюминиевые. На передней панели смонтированы две ручки: "громкость" (уровень выхода) и селектор входов. На задней панели находятся три входа на разъемах RCA, один на XLR и клемма заземления, а выходные клеммы указывают на наличие двух обмоток выходного трансформатора: на 8-омную и 4-омную нагрузку.
Сетевой кабель, естественно, съемный, по соседству с его разъемом, располагается тумблер питания. На верхней панели имеются два тумблера. Они вносят какие изменения в параметры схемы в соответствии с типом применяемой лампы 300В. Оказывается, выпускаются два типа 300B: с перфорированным анодом (Mesh) и со сплошным (Solid). Испытуемый экземпляр был укомплектован лампами со сплошным анодом, поэтому мы выставили тумблеры положение тумблеров Solid.
Тестирование
Подключение комплекта осуществлялось соединительными кабелями Purist Audio Design серия Musaeus. Прогрев усилителя занял примерно неделю.При прослушивании мы использовали самые разные записи джазовой, электронной и рок-музыки.
Слушать лидера Dire Straits Марка Нопфлера в тракте с этим усилителем одно удовольствие: голос певца живой и насыщенный, а его гитара щеголяет мощью и хорошим драйвом. В отличие от некоторых протестированных нами ламповых усилителей Experience Two не страдает избыточностью и гулкостью в басе, поэтому легко отслеживает ритм и темп исполнения.
Джазовые фонограммы певицы Дайаны Кролл при воспроизведении в этом тракте выделяются натуральностью тембров струнных, певучестью и чистотой духовых, отличной связностью исполнения — а опыт показывает, что такого рода записи легко испортить, превратив в сладкозвучную кашу. В нашем тракте ничего похожего не происходит, а свойственная однотактным усилителям небольшая окраска в средних регистрах не привлекает к себе внимания.
При прослушивании электронной музыки Вангелиса звуковое полотно, создаваемое трактом воспроизведения, не было привязано к акустическим систем, панорама была больше шире расстановки АС по фронту и значительно протяжена в глубину.
При тестировании ламповой техники мы часто вынуждены извинять ее характерные недостатки, присущие ей как классу, однако в случае с Experience Two сравнение даже с более дорогими транзисторными усилителями не выявляет превосходства современных схем. Этот усилитель переходит барьеры устоявшихся представлений, и его смело можно рассматривать как кандидата на покупку — независимо от того, к стану любителей какого звука — лампового или транзисторного—– вы себя причисляете.
В завершение информация для опытных любителей ламповых трактов:
В усилителе все лампы современного российского производства (саратовский завод ,,Рефлектор''). Из производимых в настоящее время ламп – это один из лучших вариантов.
Когда срок службы комплектных ламп подойдет к концу, то в качестве замены можно рассматривать разные варианты. Например, вместо 6SN7 можно использовать 6Н8C с черным анодом и металлическим цоколем производства завода МЭЛЗ 50–60 годов (новую, но из старых запасов), вместо 5U4 — советский кенотрон 5Ц3С с черным анодом, также из старых запасов, но новый.
Что же касается выходных ламп, то производитель рекомендует современные 300В, как саратовские, так и словацкие JJ.