Самые долгоживущие акустические системы в истории звукотехники? Пожалуй. Эта модель на рынке так долго, что уже можно снимать познавательный документальный фильм для спутникового канала. Секреты тибетских долгожителей. Klipschorn созданы в 1946 году, а выпускаются с 1947. До сих пор, без перерывов, с незначительными модификациями, связанными не с маркетингом, а прогрессом отдельных технологий и компонентов.
Описание
Пол Клипш — американский инженер-электроакустик, опередивший свое время. Тогдашний выбор мощности усилителей попадал в коридор от 1 до 10 Вт. Отсюда строгие требования к параметрам акустических систем (далее - АС): высокая чувствительность и минимум погрешностей входного сопротивления от 8 Ом и выше. Руководствуясь инженерными знаниями или инстинктом антрепренера, Клипш выбрал лучшее положение для акустических систем в больших комнатах — по углам. И не думал долго над акустическим оформлением громкоговорителей — рупор обеспечивает чувствительность. Да, габариты у Klipschorn получились немаленькие. Рынок не наложил вето на громоздкость в 1946 году. Колонки высокого качества могли позволить себе немногие, а уж если могли, то и помещение для прослушивания музыки можно было выбрать соответствующим.
Радикальными новшествами в Klipschorn 1946 года стали две воплощенные идеи Пола Клипша: угловой рупор и невиданное доселе внимание к жесткости корпуса и качеству громкоговорителей. Это — а не тибетский воздух — и стало залогом долгой и счастливой жизни этих акустических систем на рынке.
Klipschorn — полноценная рупорная акустическая система, в которой на рупор нагружен даже НЧ-динамик. Наука строго связывает длину рупора и нижнюю граничную частоту воспроизведения — глубину баса. Поставив рупор в угол, Пол Клипш не наказал его, а наоборот, подарил еще октаву-другую басов — стена удлинила рупор!
В сравнении с современными АС, технические параметры Klipschorn кажутся подарком от сверхразвитой внеземной цивилизации. Уровень чувствительности 105 дБ/2,83 В/м при долговременной мощности 100 Вт! С чем сравнить 105 дБ? Пусть мы хотим на расстоянии 4 м от колонок получить звуковое давление уровнем 90 дБ (это негромко). Современная АС чувствительностью 89 дБ потребует от усилителя минимум 20 Вт, Klipschorn — только 0,5 Вт. А если погромче? 98 дБ? Тогда усилитель должен выдать 127 Вт и 3 Вт соответственно.
Поэтому Klipschorn выпускаются до сих пор. На заводе Klipsch в городке Хоуп, штат Арканзас, США. Варианты отделки корпуса из лучшего материала всех времен и народов фанеры: подобранный по рисунку шпон вишни, ореха или черного ясеня.
В нашем салоне на тестировании оказалась пара из специального малотиражного выпуска к 70-летнему юбилею фирмы. Об отличиях стандартного и юбилейного изданий мы рассказывали ранее.
Тестирование
Особенности установки и подключения
Корпус Klipschorn состоит из двух частей: массивного низкочастотного модуля и средне-высокочастотной "надстройки". Это облегчило нам установку, ведь в сборе одна колонка весит около 80 кг!
Низкочастотное акустическое оформление представляет из себя свернутый рупор, профиль которого максимально близок к экспоненциальному (насколько это позволяют столярные работы по фанере). Продолжением рупора служат стены помещения — для полноценного воспроизведения нижнего баса обязательна установка Klipschorn строго в углы помещения практически вплотную к стенам, что, как вы понимаете, возможно не всегда. Зато, если комната позволяет, оси излучения правого и левого каналов оказываются развернутыми на 45° – расстояние между колонками получается в два раза больше, чем расстояния от слушателя до передней стены (при установке стандартных АС получается наоборот). Производитель поэтому рекомендует установить Klipschorn по длинной стене. Кстати, если возможность установить Klipschorn в угол комнаты отсутствует, то производитель рекомендует фальш-углы, которые можно заказать в столярной мастерской.
Клеммы для подключения кабеля от усилителя находятся за защитной сеткой НЧ-секции на высоте около 80 см. Поскольку кабель логично вывести снизу корпуса, то это примерно лишний метр длины на каждый канал. Входных клемм четыре, то есть возможность подключения Bi-Wiring.
За счет большой массы Klipschorn устойчиво садится на несъемные небольшие металлические ножки в дне корпуса. По нашим наблюдениям, однако, установка на опорные конусы значительно улучшает звучание, причем не в НЧ, а СЧ-ВЧ-диапазонах (с этим мы уже сталкивались при тестировании более младших моделей Heresy и Cornwall).
Защитно-декоративные сетки СЧ-ВЧ-секции несъемные. В нашем тесте Cornwall мы отмечали, что наличие сеток сказывается на звуке неблагоприятно. В случае с Klipschorn проверить это затруднительно, тем более что вполне вероятно то, что итоговая настройка звучания сделана производителям именно с несъемными сетками.
Внешний вид, отделка
Аккуратный минималистский дизайн "американа" выглядит элегантно, легко впишется в любой интерьер. Корпус у 70th Anniversary Edition отделан очень красивым шпоном австралийского ореха и покрыт неброским полуматовым лаком.
Звучание
Характер звучания сильно отличается от любых современных АС — он не аудиофильский (без броской показушной детальности и яркости), а меломанский с прекрасной передачей сути музыкального произведения. Если напрямую сравнивать многие современные акустические системы, в том числе и лучших представителей премиум-класса, с Klipschorn, то создается ощущение, что в XXI веке пришла мода на некоторую "ядовитость" и ненатуральность, особенно это заметно в звучании больших симфонических оркестров.
Непохожий на обычный звук рупоров Klipsch в первую очередь отличается потрясающей скоростью и воздушностью, причем во всем частотном диапазоне это свойство неизменно — даже в нижнем басе. Если по-простому, то небольшие колонки обычно "бумкают", а большие — "бахают". У Klipschorn — ничего похожего. Это непривычно, поначалу кажется, что есть количественная нехватка баса. После более или менее продолжительных сравнений мнение меняется: у современных АС слух невольно начинает выявлять дефекты в воспроизведении как среднего, так и нижнего баса.
Среднечастотный диапазон не привязан к местоположению колонок, очень скоростной и с богатой фактурой. Опять же, некоторые понятия - например, реалистичность - приобретают другой смысл на фоне рупорного воспроизведения. В верхних регистрах нет ни резкости, ни навязчивости, а отсутствие искажений делало комфортным громкие и продолжительные сеансы прослушивания даже самых обычных по качеству цифровых записей. В некоторых аспектах к такому звуку требуется привыкание, время на адаптацию. В медных духовых не хватало выразительности, а в жесткой по изложению музыке хотелось побольше остроты — но эти ощущения со временем нивелируются, уходят на второй план, так как вовлеченность в музыкальный материал остается впереди всего.
К слабым местам больших Klipschorn можно отнести меньшую выразительность и ясность звучания струнных (особенно скрипок) — в сравнении с лучшими по этим характеристикам АС, например итальянскими Sonus Faber Guarneri и Stradivari.
Если же сравнивать Klipschorn с протестированными недавно Klipsch Cornwall III размером поменьше, общий характер звучания у них общий, Cornwall, пожалуй, имели некий налет вальяжности и расслабленности, а Klipschorn приносили в наш тракт больше благородства, утонченности и магической сказочности.
Несмотря на большие размеры, Klipschorn не создают впечатления огромных колонок. Это не студийные или концертные агрегаты, и в жилой комнате, большой, но не огромной (до 40–50 кв.м), они смотрятся вполне нормально. У нас они стояли в комнате почти прямоугольной формы и площадью около 35 м2, правда, в нашем случае база (расстояние между правой и левой колонками) была явно мала — менее 3 м.
Выбор усилителя
Огромная чувствительность в 105 дБ существенно расширяет возможные варианты при подборе усилителей, но имеет свои подводные камни. В нашем тестировании мы начали с самого маломощного однотактного усилителя — Audio Note Meishu. Сочетание оказалось неудачным — красивое певучее звучание было все же слишком темным и медленным. Это не умаляет достоинств отличного усилителя Meishu — думаю, что триод 300В и Klipschorn просто "не сошлись характерами". Более мощные однотактники на лампе КТ88 от Unison Research зазвучали более эффектно, причем более мощный Sinfonia с двумя КТ88 в параллель на канал не дал преимущества по сравнению с Preludio (одна КТ88 в канале).
Неплохой результат был получен даже от мощных транзисторных усилителей Gryphon: интегрального Diablo и двублочного Gryphon Antileon + Athena, но все же, в таком тракте не хватало ламповой вкрадчивости и красоты. Совместная работа мощного усилителя и АС высокой чувствительности в 105 дБ означает, что используется лишь самое "начало" диапазона регулировки выходного уровня (громкости) — а это подразумевает особые требования и к градуировке регулятора и к его качеству, и к плавности хода. Обычный классический метод регулировки уровня с потенциометром ALPS в пути сигнала скорее всего окажется крайне неудобным в эксплуатации.
Полная идиллия в балансе и характере звучания предсказуемо нашлась в сочетании Klipschorn с McIntosh MC275 MKVI. Здесь вы услышите и красоту, и энергетику с масштабной динамикой, и выдающуюся музыкальность. Аппараты одной эпохи, одной идеологии...
Использованный музыкальный материал
Чайковский "Щелкунчик"; Мусоргский "Ночь на Лысой горе", Бетховен "Triple Concerto", Андреа Бочелли "Sogno", Depeche Mode "Violator", Yello "Toy"