Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Exposure серия 3010



При переводе названия фирмы «в лоб» (exposure — экспозиция) на ум не сразу приходят обычно выставляемые напоказ аудиофильские сентенции. Джон Фарлоу (владелец фирмы и главный конструктор), человек ироничный и принципиальный, как-то заметил, что в названии хотел выразить тезис о музыкальной открытости фирменных продуктов. Вероятно, по-русски это должно было прозвучать как желание подать музыкальный материал так, чтобы пропали все вопросы о необходимости дальнейшего поиска каких-либо иных технических средств. Но кто знает все рецепты High Fidelity? Как добиться отсутствия в звучании искусственных украшений и одновременно заставить бездушное «железо» демонстрировать ту живость исполнения, на которую слух реагирует с благодарностью?

Бурная деятельность фирмы отмечалась на рубеже 80-х, когда в зените славы блистали Pink Floyd, Rolling Stones, The Who, Led Zeppelin… С этими парнями Фарлоу знаком лично: его микшерские пульты и студийные усилители Hi-Watt использовались для записи пластинок знаменитых исполнителей, которые представляют золотой фонд мировой рок-музыки. Заметим, что сегодня часть этих записей успешно переиздается на новейших носителях — SA-CD-Multichannel и DVD-Audio. К разработке и выпуску CD-проигрывателей фирма приступила лишь в 1996 году, когда формат CD-Audio окончательно стал на ноги, а производители цифровой микроэлектроники преодолели большую часть проблем, на которые указывали критики и приверженцы «натурального» аналога. Так или иначе, дела у маленькой компании продвигаются, и сегодня, говоря об английском звуке, надо вспомнить об Exsposure. Философия фирмы базируется на очень простых принципах: минимальное вмешательство в аудиосигнал (в моделях усилителей вы не найдете регуляторов тембра), ручная сборка, тщательный отбор деталей и использование комплектующих, которые изготовлены «под себя» (кстати, бльшая их часть производится на заказ на одном из аэрокосмических предприятий Великобритании). Интересны и собственно персоналии. Команда с шефом во главе любит босиком потоптать траву на лужайке, носит одежду из натуральных тканей, без всякой химии выращивает овощи-фрукты на не очень к тому приспособленной земле родного Сассекса. Все сотрудники, как и их знаменитый соотечественник — сэр Пол МакКартни, — вегетарианцы. По-видимому, лозунг «ближе к природе» можно распространить и на производственную деятельность компании, но в отношении звука он трактуется более прагматично. High Fidelity Engineering — определенно без особой романтики и волшебства: техника есть техника. Остается выяснить, как близко подобрались к натуральному звучанию новые CD-проигрыватель и интегральный усилитель Exposure серии 3010. Помещая рассказ об этих новинках в рубрике High End, мы лишь хотели подчеркнуть, что достойный результат не обязательно требует эксклюзивного финансирования. А вот праведное служение Hi-Fi-идеалам, на наш взгляд, заслуживает уважения.



В паре компонентов интегральный стереоусилитель представляется наиболее характерным, традиционным для фирмы продуктом. Особое внимание здесь уделяется оптимизации размещения элементов и, конечно, источнику питания (по мнению Фарлоу, именно он определяет высоту планки качества, на которую следует рассчитывать потребителю). Использование мощных тороидальных трансформаторов безусловное; этот тип «транса» имеет минимальный магнитный поток рассеяния, следовательно, электромагнитные наводки на соседние элементы малы. В фильтре БП — серьезные конденсаторы. Минимализм и основательность коснулись внешнего облика: везде используется только металл, дизайн крайне аскетичный (ни одной лишней надписи на передней панели), минимум органов управления. Компоновку усилителя можно признать классической: силовой трансформатор и блок печатных плат разделены массивным радиатором выходных каскадов. Продумана теплопередача с радиаторов на толстостенный корпус усилителя (алюминиевый сплав). Печатные платы идут в два слоя; наиболее чувствительная сигнальная часть с входными цепями находится на самом «дне», подальше от импульсных электромагнитных помех, поближе к металлическому корпусу. Две пары выходных клемм параллельные (дополнительные колонки не перекоммутируешь), но это пригодится для подключения акустики по схеме Bi-Wiring. При включении усилитель готовится к работе (выходные каскады через реле получают питание после 6-секундной паузы), и все же в начальный момент в колонках проходит щелчок средней громкости. Нечасто приходится говорить об апгрейде подобной аппаратуры, но Exposure предоставляет пользователю самостоятельно дополнить аппарат блоком фонокорректора (в обычную комплектацию он не входит) под конкретный тип звукоснимателя для головки проигрывателя виниловых пластинок. Корректор «садится» на предусмотренные разъемы одной из плат.

Такой же трансформатор собственной разработки обеспечивает раздельным питанием (отдельные обмотки) цифровые и аналоговые цепи в CD-проигрывателе. Прецизионный CD-транспорт и забота о питании тактового генератора (сигнал на него идет после двойной стабилизации напряжения) дают полезные плоды: авторам удалось добиться чрезвычайно низкого джиттера (фазовое дрожание цифровых сигналов минимизировано). Применение многоразрядных цифроаналоговых преобразователей Burr Brown PCM1704, включенных в режиме «двойное моно», — идея, одобренная аудиофильской общественностью. Из этой же обоймы — отключаемый люминесцентный дисплей для снижения импульсных помех. Функции воспроизведения типичные: повторы трека/диска, перемотки и CD-Text…

Каждый аппарат серии 3010 комплектуется однотипным системным пультом ДУ, с которого можно управлять любым фирменным аудиокомпонентом. Системной шины нет, однако при этом общая концепция управления системой решена очень просто. ИК-сигналы с ПДУ принимают одновременно все компоненты системы, и каждый из них готов в любой момент активизироваться, как только перехватит «свою» команду. Встроенные ИК-приемники весьма чувствительные; сигнал управления распознается, даже когда нет прямой видимости (хорошо работает на отражениях от стен). Дизайн пульта, мягко говоря, своеобразный, а эргономика — раздолье для критиков (мелкие одинаковые кнопки, отсутствие деления на ясные функциональные). Но об этом забываешь, когда дистанционно меняется громкость: градации регулятора мелкие, моторизованные приводы работают аккуратно, симпатичные светодиоды на ручках… Важно, что тихие уровни выставляются с превосходной точностью.

Некоторые любителей музыки, вероятно, будут удивлены присутствию легкого, «невесомого» шума в паузе (он практически не зависит от положения регулятора громкости и выбора источника). Плохо это или хорошо — извечный спор среди аудиофилов по поводу рандомизации и тому подобных вещей. Нам показалось, что идея — подмешать шум в оба канала, скорее работает «за», чем «против». Возможно, вот почему: некоррелированный широкополосный сигнальчик (его уровень порядка –60 дБ или одна тысячная от средней громкости) не локализуется в стереопанораме как центр звуковой тяжести, и внимание слушателя словно заостряется на полезной аудиоинформации. Может, именно отсюда — живость на крайне тихом звучании, эффект присутствия? Прослушивание различного музыкального материала показало отменное разрешение и тональную верность этой Hi-Fi-пары. Широкая, стабильная зона стереоэффекта имеет дополнительное измерение — глубину. Поэтому на хороших записях сложные инструментальные составы, оркестровые группы и солисты рельефны до осязания. При этом родственные компоненты имеют близкие по тональным особенностям черты.

Несмотря на то, что разработчики не формулируют каких-либо ограничений на тип и энергетические возможности подключаемой акустики, усилитель чувствует себя более спокойно с 8-омными АС, импеданс которых имеет ровный покладистый характер. Температурная защита усилителя отключит выходные каскады, если достаточно долго и на высокой громкости гонять низкоомные колонки (коэффициент демпфирования сравнительно невысокий, см. техкомментарий). Напротив, спокойная фоновая музыка с успехом звучит и на 4 омах. Пара характеризуется солидным запасом по мощности и динамическому разрешению, поэтому комфортный, живой звук можно получить на самой разной по конструкции акустике. Но, разумеется, индивидуальный выбор приветствуется.

Технический комментарий

АЧХ CD-проигрывателя и усилителя объективно очень похожи: спады на краях диапазона 20–20000 Гц (–0,15 дБ/–0,3 дБ и –0,25 дБ/–0,7 дБ соответственно), что субъективно ощущается как мягкая округлость звука. Усилитель имеет большую мощность (120 Вт, 8 Ом, THD 0,7%), но, к сожалению, низкий коэффициент демпфирования (33 единицы), поэтому требуется подбор высокоомной акустики. Измеренная величина разделения стереоканалов: для CD-проигрывателя — 81 дБ, для усилителя — 57 дБ (последнее обусловлено не столько проникновением полезного сигнала из канала в канал, сколько наличием легкого шума). CD-проигрыватель имеет качественно выполненный блок ЦАП с 24-битным разрешением: обеспечена хорошая фильтрация во всех областях; в спектре остался только след второй гармоники (остальных просто нет). Импульсные сигналы воспроизводятся идеально, за исключением ограничения пульсаций на импульсе максимальной амплитуды (0 дБ). Общее отношение сигнал/шум составляет 115 дБ. Амплитудная характеристика проигрывателя исключительно линейна: на уровнях сигнала 0 дБ, –80 дБ и –100 дБ коэффициент нелинейных искажений равен 0,002%, 0,5% и 6% соответственно (отличный показатель для отработки сложных музыкальных записей).

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх