Мы не продаем технику -           мы дарим эмоции!
Санкт Петербург, Литейный проспект, 30
+7 (812) 6029682
  • Шоурумы
  • Услуги
  • Дизайнерам
  • Нестандартные решения
  • О компании
  • Новости
  • Доставка и оплата
  • Контакты
0 товаров

Цифровые источники звука


Виниловые проигрыватели


Все о виниле

Цифровые источники звука

Виниловые проигрыватели

Аналоговый источник проигрыватель виниловых дисков LP, это система которая преобразует механическую информацию, запечатленную на виниловых дисках, в электрический сигнал, который затем усиливается остальными компонентами аудиосистемы.



Проигрыватели долгоиграющих грампластинок (LP) представляют собой сочетание движущего механизма, тонарма и звукоснимателя. Движущий механизм обеспечивает вращение диска, тонарм определенным образом поддерживает звукосниматель, а последний преобразует изгибы канавки в электрический сигнал. Каждый из этих элементов, а также характер их взаимодействия играют весьма существенную роль в достижении хорошего звучания акустической системы. Необходимость выбора — винил или компакт — возникает из-за того, что даже сегодня наиболее совершенные цифровые аудиосистемы еще не приблизились к тому качеству звучания, которое обеспечивается хорошими проигрывателями виниловых дисков. Если сравнивать лучшие образцы аппаратуры каждой из систем, то даже сомнений не возникает: системы грамзаписи в музыкальном отношении значительно превосходят цифровые системы.



Конечно, нынешнее положение дел, когда архаичный носитель информации почти столетней давности превосходит по качеству звучания современные цифровые технологии, является временным. Цифровая звукотехника движется к совершенству семимильными шагами и не за горами то время, когда цифровые технологии оправдают, наконец, те надежды, которые на них возлагают, и поставят точку в соперничестве аналоговых и цифровых систем.

Движущие механизмы Движущий механизм состоит из основания, диска, подшипника диска, верхней панели, электродвигателя и часто — субшасси. Основание представляет собой главный элемент конструкции. На нем установлены все остальные узлы и элементы. Массивный диск предназначен для размещения на нем пластинки с записью. Он установлен на узле подшипника. Верхняя панель — это верхняя часть проигрывателя, расположенная непосредственно под диском. Через промежуточные ролики или пасик вращение от электродвигателя передается на диск. В некоторых случаях к основанию подвешивается субшасси, на котором крепятся диск и тонарм, устанавливаемый на опору тонарма. У многих проигрывателей отсутствует основание или верхняя панель.

Рассмотрим роль, которую играет каждый из этих элементов в конструкции современного проигрывателя:

Основание и верхняя панель

Основание и верхняя панель проигрывателя имеют существенное значение для достижения высокого качества звучания. Основание должно быть жестким, виброустойчивым, поскольку именно на нем монтируются все остальные узлы и элементы конструкции проигрывателя. Если основание сделано слишком легким или тонким, оно будет вибрировать, а вместе с ним — верхняя панель и тонарм, что приведет к ухудшению звучания.


Диск и узел подшипника

Диск не только служит опорой для пластинки, он выполняет еще две важнейшие роли: маховика, делающего вращение более плавным, и своеобразного "канализационного стока", в который отводятся все собственные вибрации пластинки. Многие диски делают довольно тяжелыми (до 13,5 кг), при этом большая часть массы сосредоточена ближе к краям диска для увеличения момента инерции. В то же время большая масса диска увеличивает силы трения в подшипнике. При этом их нерегулярный (нелинейный) характер может привести к быстрым изменениям скорости вращения диска, что, в свою очередь, приводит к частотной модуляции воспроизводимого звукового сигнала. Применение массивных дисков в конечном счете все же значительно снижает заметное на слух воздействие сил трения в подшипнике.

Многие диски сделаны из цельных заготовок таких материалов, как акрил, из штампованного металла (в более дешевых моделях), литого и затем дополнительно обработанного алюминия (в дорогих моделях), или совсем уж из экзотических материалов, например, керамического компаунда. Иногда диск делают с расположенной ближе к краю кольцевой выемкой, которую заполняют тяжелым металлом для увеличения массы диска или специальным демпфирующим колебания материалом, чтобы сделать диск более инерционным и устойчивым к вибрации.

Коврики диска, прижимы грампластинок и системы вакуумного прижима

Коврики диска предназначены для поглощения остаточных вибраций грампластинки. Некоторые разработчики мягких ковриков настаивают на том, что именно войлочные коврики лучше всего отводят вибрации от пластинки. Другие специалисты утверждают, что чем жестче материал коврика, тем лучше контакт пластинки с диском. В конце концов, многие производители просто перестают обращать на эти споры внимание и делают покрытия из любого подходящего материала, полагая, что конструкция их дисков тщательно проработана и достаточно хорошо изолирует от любых вибраций.

Прижимы обеспечивают контакт грампластинки с диском, исключая ее свободные вибрации. Диск выполняет роль "канализационной трубы" для отвода вибраций. За счет более плотного контакта между грампластинкой и диском прижимы способствуют улучшению качества звучания.

Существуют три основных варианта прижимов. Во-первых, это может быть просто тяжелый груз, помещенный сверху на шпиндель. Пластинка оказывается зажатой между тяжелым прижимом и диском. В других конструкциях используется резьбовой прижим, при закручивании которого также обеспечивается фиксация пластинки. В устройствах третьего типа применяются "отражательные" прижимы, в которых блокировочный механизм надавливает на прижим, фиксируя грампластинки на диске. Какой из этих вариантов выбрать — лучше всего решать самому на основании прослушивания, рекомендаций производителей или советов вашего местного дилера. Следует при этом помнить, что некоторые слишком тяжелые держатели могут вызвать излишнее натяжение в пружинных подвесах. Правда, какие-то держатели в аппаратах класса High-end непременно должны быть для обеспечения наилучшего качества звучания.

Еще один механизм, используемый для получения плотного контакта между диском и грампластинкой — это системы вакуумного прижима. С помощью внешнего насоса и системы трубок, подведенных к диску, создается вакуум. Вакуумные прижимы позволяют добиться наиболее плотного прилегания пластинки к поверхности диска, так что все вибрации при этом отводятся на диск. Кроме того, вакуумные прижимы в некоторой степени выравнивают пластинку, даже если она не совсем плоская. Однако вакуумные насосы иногда пгумят и требуют акустической изоляции от помещения прослушивания

Узел привода диска

Узел привода диска проигрывателя передает вращение от электродвигателя к диску. Практически во всех современных моделях проигрывателей используются механизмы, в которых вращение от вала двигателя к ободу диска передается с помощью резинового или шелкового ремня.

В массовых моделях среднего качества используется прямой привод. Это означает, что электродвигатель непосредственно связан с диском. При этом обычно вал двигателя служит одновременно и валом диска, на который вы насаживаете пластинку с записью. Широкую публику убеждали в явных преимуществах этой системы по сравнению с ременным приводом, поскольку в ней нет ремня, который может растягиваться или изнашиваться. Электродвигателем же прямого привода можно управлять при помощи электроники, что позволяет обеспечить точную скорость и низкий коэффициент детонации. Действительно, этот коэффициент у проигрывателей с непосредственным приводом обычно значительно меньше, чем у ременных механизмов. В аппаратах с прямым приводом часто используют автоматическую систему управления скоростью вращения, а в некоторых случаях систему фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ), чтобы обеспечить идеальную стабильность частоты вращения. В таких автоматических системах скорость вращения диска измеряется; сигнал датчика частоты вращения используется в петле обратной связи для управления двигателем, что и позволяет очень точно поддерживать постоянную скорость вращения. В прямоприводных аппаратах обычно используют двигатели с высоким вращающим моментом, которые практически мгновенно реагируют на сигналы обратной связи, поддерживая таким образом стабильную скорость вращения.

Однако, вне всякого сомнения, аппараты с ременным приводом дают значительно лучшее звучание, чем проигрыватели с непосредственным приводом, в которых все вибрации двигателя передаются на диск. В проигрывателях с ременным приводом между двигателем и диском отсутствует непосредственная связь. Ремень служит своего рода буфером, отделяющим диск от двигателя. Шум двигателя изолирован от диска, что позволяет добиться гораздо более тихой работы движущего механизма, чем при использовании прямого привода. Преимущество ременного движущего механизма еще и в том, что его значительно легче совместить с системой подвеса диска на субшасси.

В проигрывателях с таким приводом обычно не используют какие-либо сложные системы управления частотой вращения, поскольку электродвигатель обычно вращается с довольно высокой скоростью (порядка 1000 об/мин). Быстрое вращение двигателя передают на диск большого диаметра при помощи небольшого шкива, получая в итоге скорость вращения диска 33 ]/3 об/мин. В ременных приводах применяют, как правило, синхронные электродвигатели переменного тока. Их скорость вращения определяется частотой питающего напряжения. Но поскольку сеть переменного тока подвержена разного рода искажениям и флук-туациям, эти незначительные погрешности могут сказываться и на скорости вращения диска. И хотя она изменяется очень медленно, с периодом в десятые доли секунды, этого достаточно, чтобы вызвать искажение высоты музыкального тона и стабильности звукового образа. Поэтому некоторые производители синтезируют в проигрывателе собственное переменное напряжение с частотой 50 или 60 Гц, используя для этого дополнительное устройство, внешнее по отношению к проигрывателю. Оно создает чистую стабильную синусоиду при помощи прецизионного генератора, затем сигнал усиливается до напряжения 120 В и подается на синхронный двигатель переменного тока. Наиболее удачным примером устройств такого рода является блок питания "Linn Lingo" для проигрывателя "Linn LP12". В некоторых моделях используются синхронные двигатели переменного тока, рассчитанные на напряжение ниже 120 В.

Электродвигатель также может быть источником вибраций проигрывателя. Во время его вращения возникают различные вибрации, которые способны передаваться другим компонентам системы и создавать низкочастотный рокот. Даже если наше ухо непосредственно не воспринимает этот рокот, тем не менее он приводит к понижению качества звучания. По этой причине узел двигателя некоторых моделей выполнен совершенно отдельно от основания и заключен в демпфирующий материал. В других конструкциях двигатель помещают на субшасси, изолируя тем самым его вибрации от прочих компонентов аппарата.