Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Д. Канашвили Акустические системы Sonus faber Elipsa 'Эллипс в стиле барокко'.



Музыкальные инструменты были созданы для того, чтобы скрасить досуг древнего человека и передать мысли и эмоции творца-музыканта. В средневековой Италии, среди прочих, были распространены струнные и смычковые инструменты — такие, как лютни и скрипки. Столицей музыки и музыкальных инструментов можно назвать город Кремона, находящийся в пригороде Милана. В честь него и была названа одна из серий АС Sonus faber.

Компания Sonus faber известна в аудиомире благодаря оригинальным корпусам своих акустических систем. С 1993 года фирма ориентируется при их создании на конструкцию деки струнных музыкальных инструментов. Первой такой АС стала модель Guarneri Homage. В основу конструкции корпуса легла дека лютни. В 2004 году компания выпустила новую топовую модель Stradivari Homage. В данном случае за основу корпуса была взята дека не лютни, а скрипки. Малая глубина корпуса сводит к минимуму влияние отраженной энергии от внутренних стенок корпуса на тыльную часть диффузора, увеличивая динамический диапазон системы и уменьшая паразитные послезвучия самих головок. Серия Cremona, выпускаемая с 2001 года, занимает в линейке Sonus faber промежуточное положение между бюджетной серией Domus и флагманской серией Homage. Новая модель Elipsa, о которой пойдет речь, возглавила серию Cremona.

Конструкция



Первое, что бросается в глаза при взгляде на Elipsa,— это плоский и широкий корпус, не свойственный многим современным АС. Согласно общепринятому мнению, узкая передняя панель дает более равномерную АЧХ и меньшее проявление дифракции звуковых волн, а корпус АС должен быть максимально задемпфирован, т.е. являться инертным к звуковым волнам, создаваемым тыльной частью диффузора. Однако инженеры фирмы всегда уделяли большое внимание конструкции корпусов, создавая их таким образом, чтобы их собственные резонансы работали совместно с основным излучением динамиков. Эллиптическая форма корпуса избавляет от недостатков широкой панели, сохраняя ее преимущества.

К тому же скругленные грани позволили существенно уменьшить так называемый 'краевой эффект'. Для средне-высокочастотной секции используется конструкция с 2п-излучением, когда для значительной части звукового диапазона корпус представляет собой бесконечный экран.

Изогнутые внешние стенки изготовлены из кленовых брусков. Плотность и ориентация волокон каждого деревянного элемента тщательно подбираются, ведь его резонансные свойства зависят даже от того, как распиливается заготовка. Чтобы избежать дифракции на высоких и средних частотах, используется отделка кожей. Все составные части корпуса скрепляются с помощью клея и деревянных шипов (саморезы применяются только для крепления динамиков и основания).

Имеются также внутренние элементы жесткости. Деревянные поверхности обрабатываются альбумином для того, чтобы закрыть все микропоры и сохранить трубчатую структуру между волокнами, благотворно влияющую на механические и резонансные характеристики дерева. В отделке используется тонированное матовое бесцветное покрытие для цвета maple и серое для цвета graphite.

Все этапы сборки и отделки АС производятся исключительно вручную на фабрике в Виченцу. Основанием для каждой акустической системы служат два металлических профиля, на концах которых имеются отверстия для шипов. Корпуса АС слегка наклонены назад. Этим инженеры добились фазовой коррекции полос без применения дополнительных электрических элементов в фильтре. Вообще, что касается фильтров, то они собраны методом навесного монтажа, с пайкой деталей стык в стык, без использования проводников и печатных дорожек на плате. Объемная конструкция кроссовера располагается в 'собственном' отсеке на нижней стенке корпуса и залита специальной мастикой. Делается это для того, чтобы детали кроссовера были защищены от вибрации, которая создается низкочастотной секцией системы,— тем самым устраняя микрофонный эффект.

Доброй традицией компании является использование во всех своих акустических системах фильтров только первого порядка. Однако в данных АС применены фильтры второго порядка с частотами разделов 250 и 2300 Гц.

Это подразумевает определенные условия по выбору динамиков. Инженеры Sonus faber сначала рассчитывают требуемые параметры динамических головок, а затем подбирают изготовителей. По этой причине компании приходится сотрудничать со многими производителями, так как ни один из них не может предоставить весь требуемый ассортимент. В модели Elipsa используются динамические головки от двух известных производителей, эксклюзивно изготовленных по спецификациям Sonus faber. ВЧ-секция обслуживается кольцевым твитером, диаметр которого примерно дюйм с четвертью; СЧ-секция построена на базе головки с диффузором из целлюлозы диаметром 100 мм, обе от фирмы ScanSpeak. НЧ-секция оснащена головкой из сплава магния и алюминия компании Seas с диаметром диффузора 200 мм. Такая же по конструкции головка установлена в 'старших' моделях серии Homage: Amati и Stradivari. В качестве монтажных проводов используется проводник из сплава палладия и серебра, известный под торговой маркой Yter.

Прослушивание



При первом прослушивании Elipsa после 36-часового прогрева создалось устойчивое ощущение de’ja` vu. Плотность и прозрачность звуковой сцены, с инструментами, расставленными не в пределах комнаты прослушивания, а в рамках масштаба, заданного звукорежиссером, невольно напомнили первое знакомство с топовой моделью Stradivari. Конечно, естественность и динамика были не на таком же уровне, как у флагмана, но характер и почерк полностью совпадали. Знакомые записи преподносились в абсолютно новом облике. Джазовые композиции саундтрека 'Twin Peaks. Fire Walk With Me' звучали очень контрастно, с четким тембровым и пространственным разделением инструментов. Голос Джимми Скотта (трек 3) не терялся, но и не выделялся из общей звуковой картины. При очень масштабной подаче звукового материала информативность и микродинамика воспроизводились на уровне профессиональных мониторов высокого уровня.

Контрастная тембровая палитра, собранность звучания и безупречное чувство ритма проявились при воспроизведении black metal шведского коллектива Dimmu Borgir. Каждый удар барабанов ощущался телом, удары были глубокими и короткими. Вообще создалось впечатление, что эти АС не могут загудеть в принципе (правда, при правильном подборе остальных звеньев системы). Звучание 'Времен года' с диска 'Vivaldi / Il Giardino Armonico' окончательно утвердило нас во мнении, что Sonus faber Elipsa созданы для любителей контрастного, масштабного и слегка увеличенного звука с ни на что не похожей передачей звуковых образов.

Характеристики

  • Чувствительность (2,83 В/1 м) 91дБ
  • Сопротивление 4 Ом
  • Рекомендуемая мощность усилителя 50-300 Вт
  • Частотный диапазон 35 Гц-30 кГц
  • Габариты (ВхШхГ) 1250 х 550 х 420 мм
  • Масса 48,5 кг

    Контрольный тракт

  • Проигрыватель Bladelius Gondul M;
  • предварительный усилитель Pass Labs X0.2;
  • усилитель мощности Pass Labs X 350;
  • кабели межблочные Yter Well Tempered Argentum Alloy XLR;
  • кабели акустические Yter Well Tempered Argentum Alloy;
  • стойка для аппаратуры Music Tools Isostatic Grand.

    Музыкальный материал

  • Vivaldi. The four seasons. Il Giardino Armonico (Teldec TLD97671.2)
  • Twin Peaks soundtrack. Fire Walk With Me (Warner 9362-45019-2)
  • Dimmu Borgir. Puritanical euphobic misanthropia (Nuclear blast 2001 6527)

    Вывод

    C появлением акустических систем Elipsa любители хорошего звука, живущие в обычных квартирах с площадью комнаты прослушивания 18-30 м2, обрели возможность ощутить 'скрипичное' звучание от Sonus faber, ранее доступное только владельцам Stradivari. Как и все акустические системы от Sonus faber, Elipsa очень требовательно относятся к выбору остальных звеньев системы (особенно усилителей мощности). Также особенности конструкции требуют размещать АС достаточно далеко от задней стены (1 – 1,5 м).

  • +7 (812) 602-96-82

    ^ Наверх