Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Тест напольной акустической системы Piega Master Jubile

Piega_Master_Jubile

High End-дефицит

 Юбилеи празднуют не только люди, но аудиобренды. Однако последние, в отличие от нас, в подобных торжественных случаях не принимают, а дарят подарки. В качестве дара аудиофилам (слово дар. я употребляю здесь в значительной степени в переносном смысле, потому что деньги платить все-таки придется) нередко предлагается какое-то особое, сделанное с нерядовым тщанием изделие, которое принципиально выпускается в небольшом, а нередко и очень ограниченном количестве. Такова модель Piega Мaster Jubile.

Поскольку всего было изготовлено 25 пар юбилейных акустических систем Piega, считать их серийным продуктом можно с большой натяжкой. Ясно, что достанутся колонки не всем: не только не всем людям, но и далеко не всем странам. Как нам сказали, России производитель выделил лишь одну пару. И она прямо с корабля попала на бал в лаборатории «АудиоМагазина».

Швейцарская компания подчеркивает, что доминанта и базис этой акустической системы — высокочастотный ленточный излучатель LDR 2642 Mk II, а потому и представляет она свою модель соответствующим образом: «Piega Master Jubile with new LDR2642 MkII Ribbon Tweeter System». Даже спереди на пластине, служащей интегрированной частью излучателя, можно прочесть его название, после Piega и Switzerland. Особо указывается, что этот излучатель впервые применен именно в юбилейной модели. Таким образом, принимая во внимание тираж колонок, твитер LDR 2642 Mk II существует на сегодняшний день в количестве 50 экземпляров (25 х 2).

Долгие годы планарный излучатель и считается, и на самом деле является визитной карточкой Piega, да и саму нынешнюю круглую дату фирма отсчитывает от появившейся 20 лет назад Piega LDR Ribbon System. Вполне естественно, что производитель предлагает считать эти свои колонки квинтэссенцией собственных технологий и звукового стиля.

В деталях

Каковы же особенности планарного высокочастотника в Piega Master Jubile? Компания информирует, что магнитная сеть излучателя устроена на основе весьма эффективных неодимовых стержней и что ВЧ-система обладает значительной мощностью в немалой степени благодаря интегрированным магнитным линзам (integrated magnetic lenses).

Как работают эти линзы, подробно не поясняется, но логично предположить, что они особым образом фокусируют магнитную энергию на поверхности алюминиевой мембраны, которая в ленточной конструкции функционирует одновременно как звуковая катушка и диффузор; цель — увеличение плотности магнитного потока и, соответственно, чувствительности и мощности. Изменения коснулись и самой диафрагмы, сделанной из подготовленной алюминиевой фольги с упорядоченной кристаллической структурой. Оптимизированы и токопроводящие дорожки мембраны («провод» Катушки).

Ниже излучателя LDR 2642 Mk II размещен 180-мм (7 дюймов) мидбасовый динамик (напоминающий головки Scan-Speak; в любом случае он модифицирован). Фронтальная панель задрапирована съемной перфорированной металлической сеткой.

Piega Master Jubile — классическая двухполосная АС, созданная в рамках пуристской идеологии. Пуризм означает, что ни одна деталь, ни один аспект не обойден самым пристальным вниманием. Корпус колонки проработан с нисколько не меньшим усердием, чем все остальное. Как и у других моделей акустических систем Piega, он выпрессовывается (экструдируется) из единой алюминиевой заготовки. В данном случае он армирован дополнительными алюминиевыми связями и надежно заглушен изнутри. Значительный полезный объем акустического оформления по отношению к размеру басовой головки обещает низкую граничную частоту (по паспорту — 23 Гц, как у большого напольника) и хорошую импульсную характеристику в нижней полосе. Твитер LDR 2642 Mk II фиксирует верхний предел частотного диапазона на уровне 50 кГц. По информации фирмы, кроссовер выполнен из высококачественных компонентов с целью безупречного сочетания частотных полос.

В отличие от большинства акустических систем Piega, чьи корпуса не окрашиваются, а лишь текстурируются, Master Jubile декорированы черным лаком (боковые части), который повсеместно ошибочно называют рояльным (с настоящим рояльным шеллачным лаком это покрытие связывают только черный цвет и похожий блеск). Остальные металлические поверхности анодированы для получения черного цвета (матовое покрытие).

Отдельных слов достойны подставки — важный конструктивный и дизайнерский элемент. Изготовлены они из алюминия; консоли, выходящие за основные габариты колонок, увеличивают их опорную базу, делая башни более устойчивыми. Прорези в опорах формируют неповторимый стиль, а металлические ребра снизу дополнительно способствуют повышению жесткости.

Коммутационная группа включает две пары высококачественных винтовых разъемов WBT. На задней стороне корпуса нет никаких надписей. Серийный номер и автограф специалиста, отвечающего за сборку и выходной контроль, находятся на подставке снизу.

 Лента: преимущества и трудности

Хороший ленточный излучатель привносит в звучание легкость и воздушность, его применение положительно сказывается на артикулированности и тональном балансе. Теоретически он обладает существенно лучшей переходной характеристикой (transients), чем большинство купольных твитеров. Это неплохо прослушивается (конечно, если лента достаточно высокого качества) и зачастую в музыкальном отношении оказывается предпочтительнее многих других решений.

В пользу применения ленточного твитера, обладающего лучшей переходной характеристикой (что особенно важно), говорит также понимание того, что представляет собой музыкальный звук и как формируется тембр. Индивидуальность тембров у (акустических) музыкальных инструментов и голосов певцов обусловлена различной динамической конфигурацией ряда из 16 обертонов (ряд охватывает четыре октавы), разных по амплитуде. Закономерная тенденция такова: наряду с вышеупомянутыми различиями амплитуда (звуковое давление) уменьшается во много раз при движении от нижнего обертона (основной тон) к высшим. По-видимому, лента намного лучше отрабатывает этот рельеф вследствие своей отзывчивости к слабейшим сигналам и мельчайшим модуляциям спектра. В этом ее превосходит разве что только ионофон. У меня нередко возникали подозрения, что большинство купольных высокочастотников не способны достаточно точно транслировать тонкий спектральный рельеф, что делает их звучание неинтересным и прозаичным. К недостаткам ленты можно отнести более острую направленность (кстати, такой же недостаток свойственен знаменитой головке Ring Radiator).

Однако главным является другое: поскольку ленточный излучатель (за редкими исключениями) не широкополосный, его приходится сочетать с НЧ/СЧ-динамиками традиционной конструкции. Это ставит перед конструктором серьезные задачи. В случаях, когда задача не получает адекватного решения, планарный излучатель смотрится на теле акустической системы так же неуместно, как орден на телогрейке. Приятно, что у Master Jubile ничего подобного не наблюдается. Прослушивание показало, что и качество самого ленточного твитера Piega, и его сочетание с мидбасовым динамиком достойны крайне положительной оценки. В сущности, и то и другое безупречно, и даже исключительно взыскательный слух не получит здесь пищи для критики.

В закоулках музыки

Говоря совершенно холодно и ответственно, звуковой потенциал Master Jubile можно аттестовать как высочайший. Сначала вызывает сомнение паспортное значение нижней границы частотного диапазона — 23 Гц (не указано, по какому уровню). Однако, как выяснилось, модель добирается до таких глубин (о чем свидетельствуют также измерения). Качество нижнего регистра у колонок завидное. Здесь нет ни малейшего избытка жира. Сначала мне думалось, что бас мог бы быть плотнее, но, прослушав немало музыки и взвесив впечатления, я решил, что все-таки ничего не хотел бы менять в этом звуковом купаже, ингредиенты которого строжайше дозированы и взвешены на точных швейцарских весах Piega. Добавление баса всегда опасно, особенно с учетом применения ленты.

В первые минуты экспертизы пара заметно растягивала звуковую сцену, что вызывало искажение ее геометрии. Все, однако, встало на место минут через 15. Колонки довольно чувствительны к повороту, что объясняется решением их ВЧ-схемы. Звучание Master Jubile в высшей степени гомогенно, оно не распадается на части. На применение в конструкции превосходного ленточного твитера указывает воздушный и тончайше детализированный верх без каких бы то ни было намеков на излишний нажим и стерильность. Налицо ювелирная точность атаки, антидискретность динамических и тембровых градаций. Так красиво могут петь, пожалуй, еще только электростаты.

Просто-таки волшебно звучала — парила — гитара Пэта Метени, и только почти академический рояль Брэда Мелдо как бы говорил, что здесь нет никаких фокусов. Весьма необычно это сочетание реализма и сюрреализма. Записи фортепиано Master Jubile преподносили безупречно, что встречается очень редко: рояль звучал полноценно в тембровом отношении и без малейших регистровых неравномерностей, в том числе в самой опасной области — малой и большой октавах. Колонки замечательно ясно показывали, не только как играет, но и как мыслит Николай Луганский, исполняющий .Вариации на тему Корелли. и другие сочинения Рахманинова. Изысканность туше, прихотливые ритмические и темповые нюансы — все это было на редкость достоверно. Акустика Piega как бы передает тебе музыку на ладонях… Признаюсь, я и не подозревал, что в этой записи так много музыки.

В новом свете раскрылся и восхитительный альбом Патрисии Петибон со старинными ариями и песнями. Слух отдыхал, внимая роскошному пению и игре аутентистов ансамбля Андреа Маркона. Я не заметил, как прослушал диск с начала до конца. «Весна священная» Стравинского — крепкий орешек, который оказывался не по зубам многим аудиокомпонентам и системам. И непроста, ведь это одна сложнейших партитур, когда-либо созданных для оркестра. Как многие считают, самая сложная. Master Jubile и здесь оказались на высоте, разве что, когда звучал 11-й трек («Величание избранной»), немного не хватало правдоподобия низким ударным. Оставалось удивляться, насколько легко Master Jubile распутывали все эти невероятные напластования линий, ритмов и динамических острот.

Акустика обладает практически неограниченным динамическим ресурсом во всем частотном диапазоне. Особенно сильное впечатление произвела микродинамика. Очень редко мне встречались колонки, которые бы могли столь свободно оперировать на отрезке динамической шкалы между piano и pianissimo, столь естественно доводить звучность до полного слияния с тишиной. Благодаря этому раз за разом возникала тонкая эмоционально-смысловая коммуникация между тобой и музыкантами, а иногда можно было наблюдать за контактом исполнителей и зала. Сложно припомнить что-либо лучшее для ночного прослушивания.

Для того чтобы нагляднее описать отличие Master Jubile от моделей не такого высокого класса, предлагаю следующую ассоциацию. Если одни акустические системы ясно показывают музыкальное сооружение в целом и совокупность архитектурных деталей на уровне экстерьера, то юбилейные Piega видят также трещину на одном из стекол, мерцание люстры, пыль на мебели… Эти колонки можно рекомендовать как одни из лучших для комнаты средних размеров. Наш журнал не составляет рейтингов и списков. В противном случае Piega Master Jubile могли бы занять место в перечне «АудиоМагазин», класс А.

Вывод

Piega Master Jubile — акустические системы самого высокого уровня, как в конструктивном, так и в звуковом отношении. Музыкальных ограничений у них нет, а звуковое — только одно: модель предназначена для помещений среднего размера. Хотя такого рода ограничения свойственны любым колонкам.


 

По материалам статьи журнал "АудиоМагазин" №05/2013 

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх