Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Тест винилового проигрывателя MAG-LEV Audio ML1. Ретро-футуризм, мечты о полете и пластинки.


Фото 1.jpg

В эпоху джаза, когда винил был еще довольно молод и в расцвете сил, а по улицам рассекали изящных и при этом монументальных форм импозантные автомобили, человек уже мечтал избавиться от силы притяжения на дороге, освободить своего стального коня от колеса и заставить его парить в воздухе. Футуристические плакаты тех времен вовсю пестрили летающими машинами, сонмами наполнявшими хай-веи измышленных городов будущего. Одной из наиболее любопытных особенностей подобного ретро-футуризма было сочетание обыденных, бытовых вещей своего времени с потрясающими фантазиями о технических чудесах грядущих десятилетий, и это породило узнаваемый и очаровательный стиль. Разумеется, даже воображение имеет свои границы, и если заставить летать автомобили в своих мечтах было делом довольно простым и даже, по-своему, фактически обоснованным, то вот придумать более прогрессивный аналог холодильника – было куда сложнее. Но вот кое-что из тех времен осталось неизменным и сегодня, и речь – о непреходящем звучании винила и методах его воспроизведения. 

Фото 2.jpg

Винил – явление, сколь бы вокруг него сегодня толков не ходило, уникальное. Уникальное просто потому, что ключевой принцип его работы - преобразование механического движения в электрический сигнал -  практически не изменился со времени зарождения самой технологии. Однако, проигрыватель – это не только тонарм с иглой, даже более того, с точки зрения настоящей идеологии, проигрыватель – это комбинация тонарма и стола, где второй - совершенно отдельный, независимый и самодостаточный элемент. Но если только стол не является устройством весьма высокого, Hi-end уровня (с некоторыми исключениями, разумеется), вся его ценность, обычно, оказывается не столь очевидна (хотя она весьма велика) и состоит, главным образом, в приводе. 

Фото 3.jpg

История виниловых проигрывателей знает немало диковинных вещей, но на сегодняшний день, в том, что касается запуска и вращения опорного диска с бережно прижатой к нему пластинкой, существуют лишь два извечно соперничающих собрата. Первый – это привод пассиковый, по сути – ременной, популярный и признанный многими благородным за счет своих свойств, помогающих избежать губительных вибраций, исходящих от мотора. Второй – привод, при котором диск напрямую связан с двигателем, он также прозван прямым, хотя под это понятие можно совместить и иные типы прямого привода, о которых я сейчас упоминать не буду. Преимущества оного в высокой точности передачи скорости, а также он горячо любим диджеями – ведь с пассиком фокусы скрэтчинга провернуть весьма трудно. Однако, он нередко признается «не аудиофильским», ввиду побочных продуктов жизнедеятельности мотора – вибрации, рокота и иже с ними. История знает также и о роликовой передаче, но она, будучи неоднозначной, не выдержала конкуренции и канула в лету практически абсолютно. Описанные же выше приводы объединяет одна неизменная особенность – опорный диск проигрывателя всегда связан с ними физически, пусть даже и посредством элементов передачи, а также зависим от свойств самого стола, его материалов и виброразвязки. Разумеется, накладывает свой отпечаток и трение механизма – сколь хорош не был бы подшипник, даже в нем неизбежно возникает эта издержка механического процесса. 

Фото 4.jpg

И вот, самое время возвращаться к мечтам о летающих автомобилях и все тем же, неизменным виниловым проигрывателям. Но подождите! Автомобили, к сожалению, не летают толком до сих пор, в то время как одна невероятно изобретательная группа инженеров из Словении изобрела виниловый проигрыватель с левитирующим на магнитах опорным диском! И имя этому творению – MAG-LEV Audio ML1. Признаюсь честно, если подобные эксперименты и бывали ранее, то мне о них узнать не довелось. В сущности, команда MAG-LEVодним махом воплотила в своем аппарате нечто совершенно уникальное и удивительное, то, о чем обычно лишь читаешь на страницах научных журналов. Концепция, которая казалось не более чем экспериментальной забавой, и многими заранее окрещенная абсолютно нежизнеспособной, сегодня стала былью, и былью настолько реальной, что уже сейчас это чудо технической мысли находится в нашем салоне. И мне повезло познакомиться с ним лично.

Фото 5.jpg

С первого, очень невнимательного взгляда MAG-LEV Audio ML1 напоминает обыденную современную вертушку класса «для не совсем начинающих» - привычные строгие очертания стола, регулятор скоростей, классический тонарм, привычный RCA-выход. И таким он и останется для глаз. Если наблюдать за ним сверху. Но стоит лишь взглянуть на него спереди, как сразу в глаза бросается одна весьма странная особенность – диск не лежит на столе, а находится над ним и покоится на четырёх вертикальных опорах, выходящих прямиком из «столешницы» проигрывателя. Поначалу теряешься в догадках, курьезные домыслы возникают один за другим, и вопрос «как же это, черт его подери, работает?» начинает зудеть, словно назойливый слепень в особо жаркий день. Пока аппарат не функционирует, можно внимательно разглядеть его отделку – поверьте, после включения о ней можно забыть совершенно. 

Фото 6.jpg

Проигрыватель внешне прост, но аккуратен. Корпус выполнен из композитных материалов, и покоится на плоских металлических ножках. Глянцевая отделка поверхности подчеркивает строгость форм и как бы намекает, что внешняя простота – это отражение сложности внутреннего содержания. Тонарм проигрывателя весьма знаком и привычен – это модель 9cc, выполненная австрийским производителем Pro-Ject и снабженная не менее узнаваемой головкой OM10 от Ortofon. Некоторые вопросы начинают возникать после взгляда на заднюю панель, где рядом с классической парой RCA-выходов соседствует DIN-разъем для подключения питания – но об этом немного позже.  

Фото 7.jpg

После включения проигрывателя в сеть начинается самое интересное. Стол оживает – под опорным диском загорается стильная, образующая полый круг оранжевая подсветка, и этот элемент лишь усиливает «предчувствие будущего», цепко держащее внимание своей хваткой. Выбираешь скорость, запускаешь – и пред тобой начинает твориться нечто действительно невероятное, даже мистическое. Поначалу, опоры диска, вместе с ним, медленно опускаются в корпус. Но в какую-то долю секунды, словно при замедленной съемке, происходит отрыв диска от опор – он зависает в воздухе, в то время как опоры продолжают плавно опускаться в корпус, ровно до тех пор, пока полностью не сольются с его поверхностью. Мозг ощущает себя обманутым, глаза не верят, трудно подобрать приличные слова – но то, что происходит, происходит на самом деле. Как только опоры исчезли, диск начинает медленно, как маховик, раскручиваться, постепенно набирая необходимую скорость. В связи с этим обнаруживает себя одна любопытная деталь: тонарм не опускается на диск до того момента, пока тот не наберет необходимую скорость. Функция немаловажная, и, хотя трудно сказать, связано ли это как-то с особенностями «разгона», но совершенно точно можно утверждать, что это позволит сохранить пластинку при небрежном или невнимательном пользовании. При остановке проигрывателя, скорость диска также медленно гасится, и, после полной остановки, он плавно зависает над поверхностью – опоры не выезжают до тех пор, пока вы не выключите проигрыватель полностью. Несомненно, медленный разгон и остановка диска ощутимо растягивают процесс переворота или замены пластинки, но, поверьте, наблюдение за действительно непривычным и сногсшибательным процессом движения диска компенсирует это неудобство с лихвой!

Фото 8.jpg

Прежде чем перейти к описанию звучания, надо упомянуть еще один любопытный аспект проигрывателя. Описать принцип его работы досконально – трудно, ибо сами разработчики изъясняются сдержанно, лишь говоря о том, что привод представляет собой комплексную систему из магнитов и сенсоров. Куда понятнее оказывается особенность, связанная с питанием. MAG-LEV ML1 обладает встроенным источником бесперебойного питания, и направлен он на то, чтобы в случае аварийного отключения электропитания и прочих неурядиц с сетью, аппарат мог спокойно завершить работу, остановив диск и опустив его на выдвинувшиеся опоры. Мелочь, лишний раз подтверждающая высокую степень продуманности проигрывателя. 

Фото 9.jpg

Подключив аппарат к ламповой связке из предусилителя\моноблоков Quad и акустики Klipsch Heresy, мы запустили MAG-LEV в очередной раз – приятно снова было побаловать себя столь необычным зрелищем, как разделение опор и диска, и последующая раскрутка оного. Первично, конструкция в отношении звукового потенциала вызывает сомнения, но первые же ноты стирают их напрочь: проигрыватель играет, и делает это с толком. Ему свойственен четкий контроль над скоростью, ввиду чего передача динамики записи отличается солидной степенью достоверности, а общая сценическая картина прорисовывается достаточно четко, не распадаясь на отдельные точки. Каждый инструмент ощущается емко, находится на своем месте и аккомпанирует коллегам по записи. В композициях с вокалом, ему всегда отводится лидирующее место, но пение нельзя охарактеризовать как чрезмерное яркое или крикливое, оно скорее подчеркнуто также умело, как бывает подчеркнута фигура солиста светом софитов – мягко, но достаточно контрастно по отношению к другим участникам действа. В целом, MAG-LEV ML1 звучит емко и самодостаточно, и единственное, чего так просит душа после нескольких сеансов, так это поставить еще одну пластинку, чтобы в очередной раз получить удовольствие от процесса запуска.

Фото 10.jpg

Определенно, MAG-LEV ML1 – это одна из самых ярких ласточек на неповоротливом небосклоне Hi-Fi-сферы. Аппарат удивителен во многих технических аспектах, и при этом является не сугубо концептуальной зарисовкой «на тему», а вполне живым и способным проигрывателем. MAG-LEV ML1 не просто «проигрывает пластинку», он играет музыку, и делает это с таким уровнем стиля, каковым не обладает и добрая половина всех его коллег по цеху. Разумеется, в нем ощущается гораздо больший технологический потенциал, особенно с точки зрения самой идеи – остается лишь надеяться, что это, вне всяких сомнений, передовое устройство не погрязнет в пучине других, схожих по оригинальности, но сугубо «имиджевых» современных устройств. А теперь прошу меня простить – пойду, пожалуй, запущу его снова! 

Андреещев Дмитрий

Тест источника питания Stromtank S2500. Когда звучание рождается заново.
Тест источника питания Stromtank S2500. Когда звучание рождается заново.
Тест напольной акустической системы KEF Q750
Тест напольной акустической системы KEF Q750
+7 (812) 602-96-82

^ Наверх