Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

CD-проигрыватель Cambridge Audio Azur 840C и полный усилитель Azur 840A

В последнее время новые идеи по части звуковоспроизведения всходят исключительно на жирной почве домашнего кинотеатра. Более того, многие компании считают вложения в «чистый» hi-fi невыгодными. Британская Cambridge Audio придерживается иной точки зрения. В качестве доказательства рассмотрим две топовые модели серии Azur.

Они имеют одинаковые номера, но разные буквенные индексы. И эта пара настолько необычна, что получила приз «CES Innovations 2007» на зимней выставке в Лас-Вегасе.

Цифровой тракт проигрывателя Azur 840C создавался специалистами Cambridge Audio совместно со швейцарской фирмой Anagram Technologies, серьезным разработчиком цифровой техники и программных продуктов для High End Audio. Плодом этого сотрудничества стал адаптивный метод пересчета сигнала, впоследствии зарегистрированный под торговой маркой ATF (Adaptive Time Filtering). Его смысл в том, что сигнал с компакт-диска с параметрами 16 бит/44,1 кГц методом интерполяции пересчитывается до 24 бит/384 кГц и обрабатывается цифровым фильтром, реализованным на 32-битовом DSP Analog Devices «Black Fin», по алгоритму Smooth Curve («Плавная Кривая»). В сочетании с прецизионным тактовым генератором такой тракт имеет очень низкое значение джиттера, а разница между исходным и восстановленным сигналами минимальна. Собственно цифро-аналоговое преобразование осуществляется ЦАПами AD1955 в (двойном дифференциальном включении. В аналоговом тракте отсутствуют разделительные конденсаторы, а ноль на выходе поддерживается схемой слежения. благодаря высокой частоте дискретизации шумы квантования отсекаются простейшими линейными фильтрами Бесселя, оказывающими минимальное влияние на звук. Аналоговые выходы — балансные и обычные, на RCA. При наличии внешнего CD-транспорта Azur 840C можно использовать как качественный ЦАП, для этого предусмотрены коммутируемые выходы, два коаксиальных и два оптических. Аппарат управляется кнопками на лицевой панели, с пульта ДУ, а при интеграции в мультирумную систему с центральным контроллером — по шине RS232.



 
CD-проигрыватель Cambridge Audio 840C Azur

Антирезонансная конструкция с толстой лицевой панелью и стальным шасси обусловливает солидную массу проигрывателя - 8,5 кг. Интегральный усилитель Azur 840А представляет собой довольно сложное устройство, совмещающее новейшие системы управления и защиты с уникальным принципом усиления сигнала. При включении в целях безопасности аппарат автоматически сбрасывает громкость до нуля, а после входа в штатный режим возвращает ее к тому значению, что было установлено при предыдущем прослушивании. Собственно регулятором громкости является набор реле, коммутирующих резистивные матрицы. На мой взгляд, это самый бескомпромиссный принцип из всех, при котором цифровые схемы управления полностью развязаны от звукового тракта. В придачу удается избавиться от потенциометров, имеющих малую точность и короткий срок службы. Еще плюсы — идеальное согласование каналов и возможность контроля уровня по дисплею. В 840-м он представляется в виде многосегментного полукруга, в центре которого высвечивается значение в децибелах. Шаг поворотного энкодера — 1 дБ. Предусмотрены регулировка баланса и установка чувствительности каждого входа. Дисплей также связан с микропроцессорной системой защиты САР5 и в случае возникновения нештатной ситуации указывает ее причину: DC Error (появление постоянного напряжения на выходе), Over Temp (перегрев), Overload (перегрузка), Spkr Short (короткое замыкание в нагрузке) и Clipping. В последнем случае процессор автоматически снижает уровень сигнала, предохраняя от повреждения и сам усилитель, и подключенную к нему акустику. При выключении подается сигнал Off на управляющую шину и обесточиваются подключенные по ней другие компоненты серии Azur.

Регуляторы тембра выполнены в виде утапливаемых кнопок и имеют глубину коррекции ±10 дБ по НЧ и ±7,5 дБ по ВЧ. Но самое интересное, что центральные частоты у них 10 Гц и 20 кГц — с таким радикальным темброблоком я сталкиваюсь впервые. Отключается он кнопкой Direct. Azur 840A стандартно интегрируется в мультирумную систему посредством сетевых терминалов RJ45 и RS232. Но даже без локальной сети он способен озвучить две зоны, для чего сзади установлены четыре пары акустических клемм. Стоит отметить также отдельный выход для активного сабвуфера и балансные входы XLR.



Усилитель Cambridge Audio Azur 840A

Но я еще упоминал уникальную схемотехнику. Ее разрабатывала команда, возглавляемая Дугласом Селфом, конструктором, исследователем и автором огромного количества публикаций по аудио. Его схемы известны радиолюбителям всего мира. В 840-й модели реализован принципиально новый класс усиления, запатентованный под названием «XD». К импульсному «D» он не имеет никакого отношения, это исключительно аналоговая схема, в которой капитально снижены т.н. «кроссоверные» искажения, возникающие при переходе сигнала через ноль. Они отсутствуют в оконечных каскадах, работающих в классе А, но этот режим очень неэкономичен, требует весьма мощного питания и огромных радиаторов для охлаждения транзисторов. Класс XD больше напоминает АВ, но переход от А к В происходит на значительно большей мощности, т.е. не на десяти ваттах, к примеру, а на сорока. При этом схема потребляет ненамного больший ток, чем обычная. Подробное объяснение принципа XD можно найти на http://www. cambridgeaudio.com, где выложен 23-страничный документ со схемами и графиками.  



Внутренняя компоновка усилителя симметричная. В центре расположен тороидальный трансформатор Custom Audio Grade невероятных размеров. По обеим сторонам от него — черненые теплоотводы, на которых установлены выходные комплементарные транзисторы Sunken 2SA1295 и 2SC3264. Каждый канал питается от отдельных обмоток и выпрямителей (50-амперные мосты) с парой сглаживающих конденсаторов 15000 мкФ каждый.


 
При включении усилитель проверяет, нет ли КЗ в цепи нагрузки, и лишь после этого сигнал выдается на выход. Соединил я его с проигрывателем балансными кабелями, с ними как-то надежнее.

Уже первый прогон «пристрелочным» диском выявил характерные особенности 840-х. Прежде всего — невероятно четкое разделение звуков, но эффект нельзя описать привычными словами «контрастность», «детальность» и т.д. Некоторые зарубежные коллеги для подобных случаев используют термин «черный фон», и он, мне кажется, вполне оправдан, если аудиосистема способна рельефно передать, как бы высветить мельчайшие нюансы звуковой картины. Исключительно субъективное ощущение, не поддающееся никакому формальному определению. Нижний порог слышимости отодвигается в бесконечность, туда же уходит атмосфера зала, воздух, за счет чего создается эффект расширяющегося

пространства. При этом сохраняются пропорции между тонкими штрихами и крупными фрагментами картины. Кажется, что симфонический оркестр, при всей своей масштабности, парит в воздухе — нижний регистр не перегружен. На некоторых (очень грамотно сделанных, кстати) записях братьев Чески голос возникает буквально из пустоты, и когда в воздухе плавно тают все реверберации и послезвучия — снова полная чернота, словно на картинке, созданной CRT-проектором. Понятно, что в основном это заслуга источника, хотя прозрачность усилительного тракта тоже впечатляет.

Теперь оценим энергетический потенциал усилителя. Китайские барабаны бьют по ушам и сотрясают воздух, как в реальной жизни. В ходе этого испытания на дисплее усилителя несколько раз появлялась надпись «Clipping» (у нас колонки с довольно сложным импедансом), но слышимых искажений не было. Аппарат линеен с точки зрения динамики и без труда справляется с композициями, имеющими очень плотный музыкальный спектр. Тембральная точность тоже удивляет — все инструменты однозначно идентифицируются на слух. Верхний диапазон чист, не чувствуется ни малейшей окрашенности звучания. Может, потому-то иногда и возникает ощущение излишней стерильности? Если бы не это обстоятельство, Azur 840A можно было бы смело сравнивать с хорошим триодным двухтактником. Но энергетика у него, конечно, намного убедительнее, чем у лампового.

На малой громкости характер звучания остается прежним, разве что немного тускнеет серебро в верхнем диапазоне. В этом случае можно задействовать темброблок, который, кстати, работает очень интересно. Он не делает звучание звонче, но заметно добавляет воздуха. А при установке регулятора Bass на максимум субъективно увеличивается пространство, как при включении сабвуфера. Конечно, этой паре нужна очень серьезная акустика с глубоким басом и высоким звуковым разрешением. И, конечно, стоит поэкспериментировать с колоночными кабелями, лучше подобрать их с минимальной погонной емкостью.

А в целом — комплект в меру аналитичен, в меру информативен и почти безупречен с аудиофильской точки зрения. Для столь консервативной сферы, как двухканальный Hi-Fi, это заметный шаг вперед.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх