Мы не продаем технику -           мы дарим эмоции!
Санкт Петербург, Литейный проспект, 30
  • Шоурумы
  • Услуги
  • Дизайнерам
  • Нестандартные решения
  • О компании
  • Новости
  • Доставка и оплата
  • Контакты
Онлайн журнал

Интегральный ламповый усилитель Trafomatic Audio Experience Two Mk 2

Мы впервые знакомимся с продукцией Trafomatic Audio и ее ламповым усилителем Experience Two Mk 2 в классическом стиле: однотактным, на прямонакальных триодах, без обратной связи. "Теплый" ламповый звук сегодня — какой он?

Trafomatic-Audio-Experience-Two-1.JPG

История

История производства радиоламп — завлекательная наука, в которой перемежаются цели военных и бытовой электроники, капитализм и социалистическое разделение труда, умелое и неумелое управление. В 60-е и 70-е годы в странах так называемого соцлагеря лидерами по производству радиоламп были две не особо дружественные друг другу страны: СССР и Китай. В принципе, на производственной базе, созданной в те годы, и существует современная индустрия радиоламп в России и КНР, питающая многие тысячи производителей самого разного масштаба: от простых гитарных "комбиков" для начинающих музыкантов до угрожающего размера усилителей для продвинутых "хайэндщиков". Этот факт, в общем, известен всем интересующимся hi-fi и ламповой техникой.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-2.JPG

Мало кто знает, однако, что еще одной ламповой державой в том же самом соцлагере была Федеративная Республика Югославия - страна, которой уже нет на географической карте. Более того, завод EI (Elektronska industrija) в сербском городе Нише, производивший радиолампы с 1951 года на немецком оборудовании и по лицензии Philips, был одним из крупнейших промышленных предприятий балканской республики, на котором работали более 10 тысяч сотрудников. В 90-е годы война и перестройка экономики практически стерли EI с карты мира, как и саму Югославию. 

Trafomatic-Audio-Experience-Two-3.jpg
Саша Чокич

Примерно в это же время, в 1997 году, в одном из муниципалитетов Белграда, Младеноваце, Саша Чокич и Милорад Деспотович организовали небольшое предприятие по выпуску заказных трансформаторов для нужд медицинской, военной и аудио- промышленности. Дела шли хорошо: Саша Чокич — гениальный изобретатель — и Милорад Деспотович — предприимчивый бизнесмен и смышленый механик — отлично дополняли друг друга. Фирму назвали Trafomatic — от немецкого термина trafo, означающего, как нетрудно догадаться, трансформатор. Поскольку наши сербские друзья увлекались — и еще как! — хорошим звуком, то долго ждать открытия параллельного бизнеса ждать не пришлось. Так появилась фирма Trafomatic Audio. 

Trafomatic-Audio-Experience-Two-4.jpg
Намотка трансформаторов на Trafomatic Audio

Первая известность за пределами Сербии для Trafomatic Audio пришла с заказами от австрийской фирмы WLM. WLM выпускала и выпускает акустические системы высокой чувствительности и в конце 2000-х захотела дополнить ассортимент продукции подходящими ламповыми усилителями. Разработку заказали Саше Чокичу, а производство в основном тоже было отдано Trafomatic Audio. Оснащение к тому времени накопилось совсем неплохое, включая отличные новые станки для водоструйной резки WaterJet и станки для точной деревообработки.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-5.jpg
Трансформатор с Ш-образным ленточным сердечником

Следующим логичным шагом стал выпуск усилителей под собственной маркой Trafomatic Audio. Не зря говорят, что схемы ламповых усилителей известны давно и опробованы множество раз. Качество выходного трансформатора — ключевой фактор для хорошего звука. Trafomatic разрабатывает и производит силовые, межкаскадные и выходные трансформаторы для своих усилителей только собственными силами. 
 
Особенности Experience Two Mk 2

Experience Two — семейство однотактных усилителей на прямонакальном триоде 300В, выходная мощность 2 по 8 Вт. Версия Mk2 является улучшенной по компонентам и стоит дороже стандартной.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-6.JPG

В построенной по классическим канонам схеме не используется общая обратная связь, нет и полупроводников. В блоке питания применены тороидальный силовой трансформатор, прямонакальный диод 5U4G и сглаживающий фильтр c двумя дросселями на разрезных ленточных сердечниках. Для фильтрации анодного напряжения используются высоковольтные конденсаторы Mundorf Mlytic. Предварительный каскад реализован на триодах 6SN7, разделительные конденсаторы — тоже производства Mundorf. Традиционно для Trafomatic выходные трансформаторы также намотаны на ленточном Ш-образном магнитопроводе. 

Trafomatic-Audio-Experience-Two-7.JPG

Подготовка к тестированию

Усилитель приехал из Сербии упакованным в солидный деревянный ящик, что сразу указывает на внимание производителя к таким деталям, как удобство хранения и транспортировки.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-8.jpg

Любой однотактный ламповый усилитель весьма требователен к акустическим системам, обязательным условием является высокая чувствительность — исходя из этого мы подобрали для тестирования АС Audio Note An-E/Spe. В качестве источника был выбран проигрыватель компакт-дисков Goldmund Eidos 18CD, также хорошо изученный нами в тестовых условиях.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-9.JPG

После распаковки нужно установить лампы по местам — в соответствующие панельки. В усилителе используется всего пять ламп, все они сделаны в России: два предусилительных двойных триода 6SN7, два выходных прямонакальных триода 300В Gold и, наконец, выпрямитель в блоке питания — двуханодный прямонакальный кенотрон 5U4 (5Ц3С).
Усилитель оказался оснащен пультом дистанционного управления, что не так уж часто встречается у ламповых усилителей – это понравилось.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-10.JPG

Trafomatic сама изготавливает деревянный корпус усилителя, он может быть лакирован черным или белым лаком. Сверху и снизу прикреплены алюминиевые пластины с матовой обработкой поверхности. Ножки под корпусом тоже алюминиевые. На передней панели смонтированы две ручки: "громкость" (уровень выхода) и селектор входов. На задней панели находятся три входа на разъемах RCA, один на XLR и клемма заземления, а выходные клеммы указывают на наличие двух обмоток выходного трансформатора: на 8-омную и 4-омную нагрузку. 

Trafomatic-Audio-Experience-Two-11.jpg

Сетевой кабель, естественно, съемный, по соседству с его разъемом, располагается тумблер питания. На верхней панели имеются два тумблера. Они вносят какие изменения в параметры схемы в соответствии с типом применяемой лампы 300В. Оказывается, выпускаются два типа 300B: с перфорированным анодом (Mesh) и со сплошным (Solid). Испытуемый экземпляр был укомплектован лампами со сплошным анодом, поэтому мы выставили тумблеры положение тумблеров Solid.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-12.JPG

Тестирование

Подключение комплекта осуществлялось соединительными кабелями Purist Audio Design серия Musaeus. Прогрев усилителя занял примерно неделю.При прослушивании мы использовали самые разные записи джазовой, электронной и рок-музыки.
Слушать лидера Dire Straits Марка Нопфлера в тракте с этим усилителем одно удовольствие: голос певца живой и насыщенный, а его гитара щеголяет мощью и хорошим драйвом. В отличие от некоторых протестированных нами ламповых усилителей Experience Two не страдает избыточностью и гулкостью в басе, поэтому легко отслеживает ритм и темп исполнения.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-13.JPG

Джазовые фонограммы певицы Дайаны Кролл при воспроизведении в этом тракте выделяются натуральностью тембров струнных, певучестью и чистотой духовых, отличной связностью исполнения — а опыт показывает, что такого рода записи легко испортить, превратив в сладкозвучную кашу. В нашем тракте ничего похожего не происходит, а свойственная однотактным усилителям небольшая окраска в средних регистрах не привлекает к себе внимания.
При прослушивании электронной музыки Вангелиса звуковое полотно, создаваемое трактом воспроизведения, не было привязано к акустическим систем, панорама была больше шире расстановки АС по фронту и значительно протяжена в глубину.
При тестировании ламповой техники мы часто вынуждены извинять ее характерные недостатки, присущие ей как классу, однако в случае с Experience Two сравнение даже с более дорогими транзисторными усилителями не выявляет превосходства современных схем. Этот усилитель переходит барьеры устоявшихся представлений, и его смело можно рассматривать как кандидата на покупку — независимо от того, к стану любителей какого звука — лампового или транзисторного—– вы себя причисляете.

Trafomatic-Audio-Experience-Two-14.JPG

В завершение информация для опытных любителей ламповых трактов:
В усилителе все лампы современного российского производства (саратовский завод ,,Рефлектор''). Из производимых в настоящее время ламп – это один из лучших вариантов.
Когда срок службы комплектных ламп подойдет к концу, то в качестве замены можно рассматривать разные варианты. Например, вместо 6SN7 можно использовать 6Н8C с черным анодом и металлическим цоколем производства завода МЭЛЗ 50–60 годов (новую, но из старых запасов), вместо 5U4 — советский кенотрон 5Ц3С с черным анодом, также из старых запасов, но новый.
Что же касается выходных ламп, то производитель рекомендует современные 300В, как саратовские, так и словацкие JJ.

Музыкальный материал:

Vangelis, Themes, K2HD Mastering/No. 0240 (японский CD);
Diana Krall, The Look Of Love, XRCD24 (японский CD);
Dire Straits, Brothers In Arms, XRCD2 SHM (японский CD).

Соединительные кабели:


Тестировал: Владимир Пойманов

Акустические системы Klipsch Klipschorn 70th Anniversary Edition
Акустические системы Klipsch Klipschorn 70th Anniversary Edition
Акустические системы Klipsch Reference RF-7 II
Акустические системы Klipsch Reference RF-7 II