Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Акустические системы Sonus faber Olympica III. Не боги горшки обжигают

 

Sonus_faber_Olympica_III

 

 

Для многих Sonus faber неразрывно связан с такими понятиями (уже давно переросшими статус просто колонок), как Guarneri, Amati, Stradivari... Это понятно и похвально, но товарооборот делается не на легендах — вернее, не только и не столько на них, сколько на полноценном и желательно массовом продукте, каковым вот уже пару десятков лет продолжает оставаться ДК, что и неудивительно, ведь «из всех искусств для нас важнейшим...» — ну и далее по тексту. Так чего же добилась на этом поприще легендарная итальянская компания?

 

В середине 90-х гг, практически одновременно с дебютом на рынке формата DVD, в ассортименте этого производителя появилась серия Concerto, ознаменовавшаяся первыми для Sonus faber напольными АС (Grand Piano) и АС центрального канала (Solo). На стыке тысячелетий на базе этой серии была разработана и выпущена новая, Home, в рамках которой был реализован первый сабвуфер (Gravis). Буквально через год настал черед серии Cremona, выпускающейся и поныне — правда, в модификации с индексом М, каковая появилась в 2007 году. Тогда же новым флагманом серии стала модель Elipsa, разработанная на базе вышеупомянутой Stradivari. Дебютировавшая в январе 2005 года на выставке в Лас-Вегасе серия Domus стала на моей памяти самой продаваемой (а следовательно, и покупаемой) в России, а показанный 3 года спустя в Мюнхене Toy — самой бюджетной, но от этого не менее итальянской.

 

Буквально через полгода после «Игрушки» настал черед «Лютни» (серия Liuto была представлена на выставке в Лас-Вегасе в январе 2009 года), а еще через 3 года подоспела и Venere. Наконец, в мае прошлого года на все той же мюнхенской выставке дебютировала серия Olympica, названная так в честь театра «Олимпико» в Виченце, спроектированного на исходе эпохи Возрождения по заказу местной «академии олимпийцев» архитектором Андреа Палладио и открывшегося 3 марта 1585 года. Это уже не первый «оммаж» компании великому зодчему: так, в 2008 году в версии Palladio были выпущены 100 пар Guarneri, 50 пар Amati и 25 пар Stradivari. Кстати сказать, через 20 лет после начала производства теперь уже полноценной серии Homage она наконец- то была также доукомплектована штатной АС центрального канала Vox. Таким образом, чистыми стереопарами ныне остаются только «безымянный» флагман и модель Aida.

 

Конструкция

 

Sonus_faber_Olympica_III  

Естественно, что мы решили протестировать флагмана серии — напольные 3-полосные АС под индексом III. По аналогии с флагманом всего модельного ряда, корпус этих колонок в горизонтальном сечении напоминает форму лиры. Верхняя и нижняя «деки» изготовлены из массива ореха, присутствуют и акценты из уже привычного клена. Фронтальная и верхняя панели обтянуты натуральной кожей, активно используется металлическая фурнитура.

 

Соавторство в разработке динамиков принадлежит небезызвестному доктору Курту Мюллеру. В числе его клиентов такие компании, как B&W, Blaupunkt, Bose, Canton, Celestion, ELAC, Harman, Philips, Scan-Speak, Vifa и многие другие.

 

Твитер DAD29XTR2 (Damped Apex Dome) с мягким куполом диаметром 29 мм оснащен магнитной системой на основе неодима. Вертикальная планка не только защищает излуча- тель, но и является демпфирующим элементом диафрагмы, комбинируя в одном динамике достоинства традиционного купольного и кольцевого излучателей.

6-дюймовый СЧ- динамик M15XTR может похвастаться целлюлозным диффузором с добавлением волокон хлопка и гибискуса, а также звуковой катушкой, намотанной омедненным алюминиевым проводом. Пара 7-дюймовых вуферов W18XTR оснащена диффузорами с центральным слоем из синтактической пены, окруженным с двух сторон целлюлозой и нагружена на щелевой фазоинвертор Stealth Ultraflex с вертикальным портом в задней части корпуса, прикрытым перфорированной металлической пластиной.

 

Акустические системы Sonus faber Olympica III

 

Технические характеристики (по данным производителя)

 

  • Частотный диапазон 35 Гц-30 кГц
  • Чувствительность 90 дБ
  • Импеданс 4 Ом
  • Рекомендуемая мощность усилителя 50-300 Вт Макс. долговременная подводимая мощность 120 Вт
  • Габариты 1114 x 403 x 508 мм
  • Масса 44 кг

 

 

Sonus_faber_Olympica_III

 

 

В зависимости от акустических условий помещения прослушивания колонки можно располагать портами наружу либо внутрь. Частоты раздела полос составляют 250 и 2500 Гц, а в качестве элементов фильтра используется продукция таких компаний, как Mundorf и Jantzen.

 

Варианты отделки корпуса — орех и графит, изготовлены колонки в Италии.

 

Прослушивание

 

Контрольная система

 

  • CD-транспорт Accustic Arts Drive II; ЦАП Accustic Arts Tube DAC II Mk 2;
  • предварительный усилитель Accustic Arts Tube Preamp II;
  • оконечные усилители Accustic Arts Mono II;
  • сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
  • цифровой кабель Harmonic Technology Cyber-Link Silver;
  • межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
  • межблочные кабели Harmonic Technology Truth Link; кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

 

Количество компаний, занимающихся изготовлением акустических систем, исчисляется тысячами, а стаж некоторых из них приближается к веку. В таких условиях остаться на плаву — уже удача. Впрочем, думается, отец- основатель Sonus faber Франко Серблин никогда не ставил перед собой такой задачи. Он просто очень любил музыку и своё дело. Этого оказалось достаточным, чтобы о колонках из маленького итальянского городка вскорости заговорил весь мир.

 

Поскольку мне довелось слышать одни из самых первых акустических систем, вышедших «из-под резца» Франко Серблина, то могу утверждать со всей ответственностью: проходных вещей Sonus faber никогда не делал. Можно возразить, что мастер уже покинул этот мир, но ведь уход таких личностей, как Павел Сухой и Аугуст Хорьх, не стал поводом для того, чтобы прекратить выпуск истребителей и автомобилей. Да и будем честны сами с собой: мастер продумывает композицию, наносит контуры и смешивает краски, а грунтуют холст и набивают задник подмастерья. Иными словами, задел оказался настолько силён, что и сегодня компания выпускает товар самой высшей пробы.

 

Я ставлю «Spem in alium» Таллиса в исполнении huelgas ensemble. Будучи одним из самых ярких представителей своего времени, он не просто стал значимой вехой в развитии музыкальной мысли между эпохами Ренессанса и барокко: он поднял искусство гармонии на недосягаемую доселе высоту — и, по стечению обстоятельств, ушёл из жизни в тот самый год, когда открылся театр «Олимпико» Андреа Палладио. Круг замкнулся.

 

Флагманы Olympica III кажутся созданными именно для этой музыки. Помнится, даже самые отъявленные злопыхатели, критикуя Sonus faber, ставили им в вину, что они созданы исключительно для классической музыки. С тем, что классические произведения —возможно, самая сильная грань таланта Olympica, я готов согласиться. Но, на мой взгляд, их вряд ли можно отнести к «нейтральным» студийным мониторам. Это явно не рабочий инструмент. Это, если так можно выразиться, проводник от исполнителя к слушателю, проводник с бесконечно малым «сопротивлением», при передаче через который сохраняются все нюансы и, самое главное, потрясающе передаются эмоции. Эмоциональность — то, что могло бы быть выбито над дверями штаб-квартиры в Виченце и служить девизом, поскольку свойственно всей без исключения продукции компании. Отрадно, что в новой серии это качество не только не утрачено, но словно оказалось поднятым на новый уровень.

 

 

Sonus_faber_Olympica_III

 

 

Распределение вокалистов в пространстве позволяет сделать вывод, что у новинок от Sonus faber традиционно всё в порядке и с этим вопросом. Размеры сцены не поражают своими пропорциями, но она правильная и очень точно передаёт расположение источников звука относительно друг друга. Я бы сказал, что данный аспект воспринимается как что-то второстепенное, потому что на первом месте моментально и бесповоротно оказываются тембральные данные. Мягкое, местами почти вкрадчивое, теплое звучание, чудо как хорошо. Это не приторная сиропность и не украшательство — скорее, это что-то сродни звучанию скрипки мастера. Каждая из них обладает неповторимым тембром, что не мешает им брать безупречно чистые ноты. Недаром у компании давние связи со скрипичным производством в Кремоне. Guarneri Homage много лет выставлялись в зале славы скрипок в городской ратуше, а начиная с прошлого года, по всей видимости, их вместе с полусотней самых прославленных скрипок стоит искать в новом музее скрипок. Впрочем, если Guarneri вызывали устойчивую ассоциацию скрипичного толка, то Olympica III и размерами, и набором динамиков ассоциируются, скорее, с виолончелью или, если угодно, с виолой да гамба.

 

Sonus_faber_Olympica_III   Я ставлю «Metallica by Four Cellos» Апокалиптики и наблюдаю, как четыре виолончели наполняют помещение прослушивания энергетикой рок-концерта. Местами мне кажется, что парни в чём-то превосходят оригинал. Или, как минимум, могут с ним потягаться в том, что касается звукоизвлечения. Да и вио- лончели в исполнении Olympica III волшебно хороши, не каждая гитарная сессия может по- тягаться с ними по красоте тембра и детальности. Это не значит, что новинка от Sonus faber не играет рок. Вот уж дудки! Это значит, что Olympica III, в соответствии со своим классом, достаточно требовательны как к подбору компонентов тракта, так и к выбору воспроизводимой музыки. Что касается рока, то столь убедительного звучания концертника «No security» мне давно не доводилось слышать. То ли это нити гибискуса в динамиках, то ли правильно заданный угол положения рук относительно тела у людей, собирающих эти акустические системы.

 

Готов честно признаться, что прослушивание данных систем в составе домашнего кинотеатра мне изначально казалось пустым занятием. Во-первых, после того, как Olympica III отыграли весь музыкальный материал, отслушивание звуковой дорожки к фильму представлялось мне чистой формальностью. Тем не менее, я отсмотрел несколько хорошо известных мне фрагментов в режиме downmix. Фрагмент атаки французского корабля потрясает сочетанием мощи и обилием деталей. Выстрелы пушек и разносимая ядрами в шепы палуба ощущаются всем телом (и это без саб- вуфера!), без какого-либо надрыва или признаков перегруза динамиков. Фильм по праву награждён «Оскаром» за звуковой монтаж, а Olympica дают возможность прочувствовать, за что именно дали эту премию. Впрочем, с ещё большим удовольствием я отслушал фрагменты фильма «Все утра мира». Звуки, извлекаемые смычком Жорди Саваля, удаются АС ещё лучше, чем выстрелы пушек.

 

 

Sonus_faber_Olympica_III

 

 

Пара слов о расстановке акустических систем в помещении. С моей точки зрения, лучший вариант — тот, что указан в паспорте: равнобедренный треугольник, с высотой большей, чем основание, подальше от задней и боковых стен, в идеале — с доворотом корпуса на слушателя. При такой расстановке практически нет разницы, какую из АС вы назначите левой, а какую правой (иными словами, располагать их портами фазоинвертора внутрь или наружу), а вот при расстановке в непосредственной близости к стенам, особенно боковым, фактор направленности фазоинверторов может играть заметную роль. В любом случае, эта роль будет уточняться непосредственно при прослушивании. Так что выбор окончательной расстановки остаётся за покупателем.

 

ВыВод

 

Великолепный образец от всемирно известной фирмы с заслуженной репутацией, агитировать за который бессмысленно, ибо стоит хоть раз увидеть его воочию, чтобы тут же загореться желанием обладать этими утонченно красивыми колонками. Повторю мысль, сказанную мною много лет тому назад по поводу других, более старших по возрасту изделий от Sonus faber: «Они безупречны».

 

 

Источник: prohighend.ru , автор Владимир Лавров

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх