Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Авторские планарные наушники Snorry Isodynamic

Предлагаем вашему вниманию авторскую статью Snorry о прогреве наушников. Прогрев наушников: миф или реальность? правда или вымысел?

photo.jpg

logo_snorry.png

Есть ряд вопросов, которые мне регулярно задают владельцы наушников Snorry, и есть краткие ответы на которые я сформулировал ответ в этой статье.

Получилось довольно «многа букаф»… Если кратко, о чем тут речь: прогрев есть, греть можно и нужно, и делать это стоит грамотно.


Существует ли прогрев наушников?


В этот же ряд можно включить вопросы: Прогрев наушников: миф или реальность? правда или вымысел?…two beer or not two beer? Что первично, что вторично — бытие и ли сознание?
Судя по структуре вопроса — он больше философский. Поэтому — как и в философии, возможны совершенно разные об этом представления, как основанные на эмпирическом опыте и физических фактах, так и на вере в чудеса прогрева… Но дело в том, что для людей, которые убеждены в истинности своих представлений, они воспринимаются как реальность.

На этот вопрос однозначно ответить я лично не готов, так же, как и на вопрос «Реален ли воспринимаемый нами мир, или хотя бы я сам?». Я точно могу сказать, что в моем мировоззрении есть определенные представления и о прогреве, и том, какие мнения на этот счет существуют. Мои представления меняются с появлением новых доступных сведений. Я могу поделиться теми представлениями, которыми руководствуюсь сейчас при разработке, изготовлении и использовании наушников, не претендуя на истину в последней инстанции или на абсолютно исчерпывающий ответ. При этом всегда готов ознакомиться с любыми неизвестными мне фактами и дополнить свое видение, особенно если это позволить в итоге сделать что-то более интересное, чем уже есть сейчас.

snorry_nm-1-2-1536x1024.jpg


Что такое «прогрев наушников».


Стоит начать с определения, конечно, о чем вообще речь, и что я под этим понимаю. «Прогрев наушников» — это совокупность физических процессов, влияющих на слышимые изменения в звучании наушников, происходящих при их использовании по назначении в течение некоторого времени после изготовления, либо при каждом включении после длительного перерыва.


Какие процессы происходят при «прогреве»?


При рассмотрении этого вопроса имеет смысл рассмотреть в первую очередь сугубо физические процессы, происходящие в наушниках. Собственно, это и есть «прогрев наушников». Я отделяю его от процессов адаптации слуха.
На этот счет есть разные представления, далеко не все из которых имеют технически оправданное объяснение. Например, предположения о том, что при прохождении тока якобы меняется структура проводников. Лично мной такие вещи не обнаружены и способы установить достоверно такие процессы неизвестны. Очевидно, необходимо использовать для этого оборудование и измерительные приборы исследовательского класса. Вероятно, даже электронного микроскопа будет для этого недостаточно. Поэтому оставлю подобные предположения за рамками рассмотрения.
А вот разные механические свойства деталей наушников и материалов, из которых они состоят, рассматривать для объяснения более перспективно.
Типичная изодинамическая мембрана представляет собой композитный материал: основа в виде полимерной пленки, клеевой слой, токопроводящие дорожки. Все эти материалы обладают разными свойствами упругости, жесткости, способности к деформации. Предположительно, на изменения характера звука при прогреве могут влиять 2 основных процесса, происходящие непосредственно в мембранах:

 1. При колебаниях мембран происходит их механическая «разминка», которая влияет на свойства упругости композита материалов, соответственно, на характер их деформаций и отклик.
 2. При прохождении тока через дорожки они буквально нагреваются (вспомним из школьной физики закон Джоуля-Ленца). Нагрев на низкоомной изодинамике под токовым усилением в разных конструкциях может происходить на величину по крайней мере более 10 градусов. Этот нагрев как минимум влияет на упругие свойства пленки и клеевого слоя, что отражается на звуке. Также происходит тепловое расширение металла дорожек. Оно незначительное, но оно есть. Если мембрана натянута, то это сказывается на характере ее натяжения и внутренних напряжениях, что ведет к изменениям характера колебаний, особенно на максимальных амплитудах.

Также значительный вклад в изменение характера звучания вносят процессы, происходящие со временем в амбушюрах. Материалы из которых они состоят, меняют свои свойства с течением времени и тоже оказывают влияние на характер звучания. Например, меняется глубина посадки на голову, соответственно меняются свойства акустической камеры (объем и расстояние), отсюда разница в распределении пиков АЧХ на ВЧ, изменения в акустическом импедансе по разные стороны мембраны и соответствующие изменения в распределении гармоник.

Это то, что можно отнести к более менее объектным и технически объяснимым вещам.

headphones_snorry_2.jpg

Какова роль адаптации слуха в прогреве наушников?

Это вопрос, на который нет корректного ответа из-за некорректности формулировки. Прогрев наушников — это процессы в наушниках, адаптация слуха — относится к слуху, а не к наушникам. Думаю, стоит переформулировать: «Какова роль адаптации слуха в восприятии изменений звука от прогрева наушников?». Считаю это важным, так как сама постановка вопроса определяет содержание дискуссии, а тут явно же «смешение теплого с мягким», в научной методологии это называется «смешение субъекта и объекта», что недопустимо для продуктивного обсуждения.

Очень часто прогрев наушников не разделяют с процессами адаптации слуха, отсюда и возникает большинство «холиварных тем» при обсуждении.

Разумеется, раз уж частью этого процесса является слушатель, то тут довольно много и субъективного, что в итоге дает целую палитру самого разного отношения к процессу, начиная от полного отрицания прогрева как такового, так и приписывания ему исключительной важности вплоть до утверждений о том, что слушать что-либо без прогрева бессмысленно или совершенно невозможно. К этим субъективным реакциям считаю правильным относиться с пониманием, но при условии, что другим мнениям на этот счет есть спокойное и адекватное отношение ))) Однако рассматривать именно этот аспект считаю не очень продуктивным, поэтому рассмотрю только то, что можно почерпнуть из более-менее объективных процессов, которые пытается изучать так называемая психоакустика. Эта научная дисциплина изучает вопросы восприятия звука, основанные на психологических и физиологических аспектах. Но к сожалению, в этой сфере тоже очень много гипотетических вещей, которые не особо доказуемы.

К сожалению, при вынесении суждений о прогреве крайне сложно отделить реальные физические и объективные процессы от субъективных (если вообще возможно). Ведь до сих пор весьма слабо изучено, как именно устроен и работает человеческий мозг, психика и т.д.

А основными методами являются, скажем так, не вполне надежные социологические опросы, и их разновидности типа двойного слепого прослушивания, где во всей красе проявляется «Хоторнский эффект» в виде заведомо искажающего влияния организатора «исследования» на его результат. Вообще, крайне негативно отношусь к использованию подобных методов в качестве основных для любых изысканий.

Тем не менее адаптация, как базовое свойство организма», конечно же влияет на восприятие, это совершенно точно.

При начале любого прослушивания происходит адаптация слухового аппарата (включая процессы восприятия в мозгу) к новому и отчасти непривычному звучанию. Чтобы мозг мог полноценно интерпретировать новую звуковую подачу, требуется определенное время. И действительно, очень многое в восприятии результата прогрева вполне можно объяснить процессами адаптации слухового аппарата. Есть «период врабатываемости» слухового аппарата и мозга, который у разных людей составляет от 15 до 60 минут.

Также есть периоды «перегруза» и утомляемости, по прошествии которых способности к восприятию музыкальной информации, несколько снижаются (примерно 45-60 минут от начала прослушивания, что как раз примерно соответствует продолжительности типичного музыкального альбома). Также притупляется внимание, временно снижаются способности к сравнению, оценке и принятию решений и т. д. В состоянии утомления или информационного перегруза что-то оценивать в звучания тракта вообще не стоит. Лучше сделать как минимум небольшой перерыв.

Конечно, если речь идет о постоянной фоновой прослушке с целью «отключиться» от внешних воздействий в виде разных офисных шумов, типа стучание клавиатурами, болтовней коллег или музыкой из наушников соседа, которая не нравится, но это совсем другая история, лично я такой способ прослушивания музыки не практикую и не приветствую. Хотя надо отдать должное — в таких условиях наушники прогреются явно быстрее.

У любых адаптивных способностей нашего организма есть определенные пределы, выход за которые означают для организма как минимум стресс, а при продолжительном в нем пребывании — разрушающее воздействие. Поэтому сразу стоит порекомендовать при возникновении дискомфорта от звука — данное воздействие прекратить и поменять его на другое ))) Если звук «непрогретых» наушников не вызывает каких-то положительных эмоций, то не стоит питать иллюзий, что прогрев или адаптация исправят ситуацию радикально.

Строение слухового аппарата, слуховые способности у людей достаточно вариативны, пороги восприятия отличаются тоже кратно, также есть очень разные слуховые привычки и вкусовые особенности, которые к тому же со временем меняются.

На процесс адаптации и восприятие звука влияет состояние здоровья, общее психоэмоциональное состояние, гормональный фон и т. д. Поэтому индивидуальный спектр реакций на одно и то же может быть очень разнообразным. Даже у одного и того же человека на одно и то же, но в разное время вполне может быть разная реакция (знаю по себе).

Но изучить на высоком уровне достоверности эти процессы на том уровне знаний и технологий, который сейчас доступен, пока не представляется возможным.

headphones_snorry_3.jpg

Как прогрев сказывается на звуке? Можно ли изменения как-то объективно измерить?

Поскольку наушники разные, с разными техническими решениями и материалами, то и влияние на звук разное. Можно даже вполне ввести такое понятие, как «траектория прогрева» и описать для разных конструкций.
По моим наблюдениям (и субъективным впечатлениям), при прослушивании и измерении самых разнообразных наушников, прогрев не влияет на общий характер их звучания. «Темные» наушники по-прежнему сохраняют «темное звучание», «яркие» и склонные к сибилянтам продолжают их акцентировать и т. д. Многочисленные измерения, сделанные мной лично, показывают, что каких-либо заметных изменений в АЧХ не происходит, всё в пределах погрешности измерений и посадки на стенд. То есть и на слух, и по измерениям общее восприятие тонального баланса остается прежним. Что касается вообще разных измерений стандартными средствами, то ярко выраженные и заметные отличия вообще не улавливаются, то есть они по крайне мере ниже уровня точности измерений. Верифицируемых исследований на эту тему, подкрепленных измерениями, найти нигде не удалось.

Опишу единственный случай, когда мне что-то удалось уловить непосредственно в измерениях, причем была в измерениях такого типа какая-то повторяемость результата. Впервые это были «винтажные» динамические Баеры 911, которые при включении показались достаточно «глуховатыми», несмотря на фирменный пик на 8 кГц. Поставил их на стенд, снял разные измерения, и оставил на стенде, не трогая на несколько часов воспроизведения музыки. После этого измерения повторил. Среди измерений был тест на интермодуляционные искажения с синусными смешанными сигналами на разных частотах. Обычно это тест не используется для тестирования наушников, по крайней мере мне такие измерения не попадались. В данном тесте не трогались специально вообще никакие настройки звуковой карты, но после прогрева в несколько часов обратил внимание на существенное снижение уровня гармоник именно в этом тесте. При этом стандартные гармоники от одного синусного сигнала остались неизменными. На слух звучание стало более отчетливым и ясным. Поскольку факт, как говорится, налицо, стал обращать внимание на процессы прогрева. И по крайней мере в тесте не интермодуляцию несколько раз похожий результат был получен, но далеко не на всех тестируемых таким способом наушниках.

Что касается восприятия на слух, то можно отметить лучше считываемую нюансировку звуков во всех диапазонах, передачу эмоций, отчасти лучшее разделение инструментов, построение «сцены», то есть те вещи, на которые нет объективных измерений по существующим методикам, на которые можно сослаться. Но тут есть корреляция в пользу подтверждения именно такого проявления эффекта от прогрева. На усилителях для АС, где ниже уровень уровень паразитных гармоник в тестах на интермодуляционные искажения, также лучше с разделением музыкальных образов. Также и в акустических системах, сделанных по принципу bi-amping, где часть паразитных гармоник просто «отсекается» при подаче сигнала на НЧ и ВЧ динамик, наблюдается нечто подобное по восприятию. Думаю, здесь есть определенная перспектива найти и еще что-то интересное, проблема еще просто толком не нашла своих исследователей. А начать «копать» можно именно с интермодуляций.
В стандартной методике используются частоты 400Гц и 4кГц. 400 Гц — это частота из основных тонов вокального диапазона, а 4 кГц — это часть ВЧ диапазона, где уже нет именно музыкальной информации в виде вокальных нот, но где где гармоники высокого порядка, отвечающие за обертона, восприятие тембрового окраса. Разные бинауральные эффекты типа «музыкальной» сцены также во многом зависят наличия в спектре гармоник высокого порядка.

Какие виды «прогрева существуют»?

Если есть определение и представления о сути процессов, пожалуй, полезно использовать и какую-то классификацию. Стоит назвать как минимум несколько разновидностей «прогрева».

 1. «Короткий»(ежедневный) и «Длинный». ( «Короткий» — происходит при каждом включении наушников. Опытным путем установлено, что в течение 15-30 минут от начала прослушки отмечаются изменения в характере звучания. Они есть и у новых наушников, и у уже «прогретых». Обычно проявляется в виде «прояснения сцены», повышения ее «голографичности», улучшения передачи нюансов и эмоций в музыке и т. д.
При перерыве в прослушивании в течение какого-то времени происходит частичное возвращение мембран к исходному состоянию. Скорее всего это связано со свойствами пленки и клеевого слоя. Поэтому процесс изменения звучания характерен для каждого начала прослушивания.
«Длинный» прогрев — речь идет о постепенно накопленном накоплении изменений свойств в течение длительного времени (месяцы и годы).
 2. «Первичный» и «вторичный» прогрев.
Первичный — это прогрев совершенно новых наушников.
Вторичный — прогрев наушников, которые раньше уже слушались и их какой-то прогрев уже происходил. Замечено, что при длительных перерывах использования наушников их звучание частично возвращаются в исходное состояние. Поэтому наушники, которые длительное время не использовались, могут потребовать прогрева заново.
 3. «Естественный» прогрев и «принудительный».
Естественный прогрев происходит в условиях обычного использования наушников по назначению. Либо на голове слушателя при ежедневном прослушивании музыки, либо в условиях, максимально имитирующих посадку на голову и обеспечивающих естественные режимы работы мембран.
Принудительный прогрев — это специально организованная работа наушников без цели прослушивания музыки как таковой. Она может быть осуществлена на специальных треках или музыкальном сигнале, на стенде, или на столе и т.д.
4. «Щадящий» и «интенсивный»(или «экстремальный»).
Щадящий происходит в условиях, которые заведомо укладываются пределы прочности и надежности конструкции излучателя и его материалов.
«Интенсивный» — происходит близко к пределам прочности и надежности. Считается, что щадящий прогрев происходит медленнее, а интенсивный повышает риск повреждения наушников.
Классификацию, разумеется, можно при желании продолжить, но не считаю это целесообразным для целей именно этой статьи. В данной статье другие виды не рассматриваются.

headphones_snorry_4.jpg

Нужно ли прогревать наушники? Сколько прогревать наушники?
Как прогреть наушники?

После теории в виде определения-сути явления-классификации, стоит перейти к практике.

Наушники можно не прогревать. Независимо от того, хотим мы этого или нет, при использовании наушников по назначению, их прогрев происходит. Если же это делать специально, то с учетом всех подтвержденных знаний, которые по этому вопросу доступны.

При каждом включении после перерыва, наиболее заметные изменения происходят в течение 15-40 минут, в зависимости от конструкции.
Новые наушники наиболее заметно меняют свое звучание чаще всего примерно в течение первых 20 часов использования, но полный «длинный» прогрев происходит 200 часов и более.

Можно порекомендовать несколько правил, которых стоит придерживаться при прогреве наушников.

 1. Идеальный вариант — это естественный щадящий прогрев при прослушивании музыки (наушники на голове) на обычной для себя громкости. Это убережет и наушники от повреждений, и здоровье ушей слушателя, и нервную систему от негативных эмоций связанных с порчей наушников, а также как минимум предотвратит потерю времени и/или денег на пересыл по гарантийному сервису. Просто слушать музыку — и постепенно наушники «прогреются».
 2. Допустимый вариант — принудительный щадящий прогрев в условиях, наиболее близко имитирующих реальные условия прослушивания. Дело в том, что акустическая камера, образуемая амбушюрами, ухом и головой, является частью акустического оформления наушников, и значительно сказывается на режиме работы излучателей. Сопротивление акустической среды по разные стороны от мембраны должно быть таким, как задумано при проектировании, обычно «равновесное», если речь идет о наушниках с «натуральным звучанием». При открытии амбушюр это равновесие нарушается и мембраны работают в нештатных режимах, с совершенно другой волновой картиной, гармониками и проч. Поэтому даже на нормальной громкости, воздействие на мембраны может стать «травмирующим».
Хороший вариант — это установка наушников на подставку типа «омега», стопку книг, коробку, мяч и т.д, — так, чтобы обеспечивалось прилегание амбушюр к поверхностям, как на голове. При отсутствии подставки — на наушниках Snorry есть возможность просто поставить их на плоский стол амбушюрами к столу и осуществлять прогрев в таком виде.
 3. Не рекомендуется оставлять наушники, проигрывающими музыку с открытыми амбушюрами, особенно если использовать их как своеобразные «колонки», на явно повышенном уровне громкости.
 4. Прогрев лучше всего осуществлять на музыкальном сигнале обычной громкости, на которой слушаются наушники. Это обеспечивает их работу именно в тех режимах, для которых они спроектированы. Современные высококачественные наушники с высоким разрешением делаются на уровне возможностей используемых материалов и являются достаточно «нежными» в плане устойчивости к травмирующим воздействиям

headphones_snorry_5.jpg

Стоит ли использовать «специальные треки для прогрева»?

Рекомендуем не использовать для прогрева любых наушников спецтреки.

Что собой представляют «спецтреки»? Обычно это различные синтезированные сигналы, как записанные по отдельности, так и вперемешку. Розовый шум, белый шум, как с равномерной интенсивностью по частотам, так и с подъемом к НЧ или ВЧ, сунусоидные, меандровые, треугольные волны в виде отдельных частот или свип-тонов и т. д. Важно понимать, что проигрывание этих сигналов, особенно на повышенном уровне громкости, является травмирующим воздействием на подвижную часть излучателей любых конструкций.

Лично мной неоднократно наблюдались последствия такого рода «прогрева» в различных наушниках разных производителей, присылаемых в ремонт: замятие или разрыв купола динамика, деформация или надрыв катушки, растяжение-деформация-надрыв пленки, отслоение дорожек и т.д. Да и последствия буквально «выстреливших» динамиков АС тоже наблюдал предостаточно. По этой причине, при покупке б/у наушников я обязательно интересуюсь: «А насколько они прогреты?». Если в ответе вижу или слышу «спец-треки», то сразу «давай-досвидания».

Чисто технически, чтобы без последствий переносить воздействие некоторых спецтреков, излучатели должны быть спроектированы и сделаны с учетом именно этого. А это означает, как минимум, запас толщины материалов по прочности, жесткости, устойчивости к любого рода деформациям (привет, сопромат!), что в свою очередь противоречит необходимости максимально облегчать подвижную часть излучателя для получения высокой разрешающей способности, лучших переходных характеристик и т.д.

Поэтому встретить среди высококачественных наушников с высокой разрешающей способностью конструкции, способные без последствий переносить длительное воздействие спецтреков на повышенной громкости, на существующем уровне развития технологий — невозможно.

Спецтреки допустимо использовать (да и то, с оговоркой, если это одобрено производителями, и только в рамках написанных ими инструкций) для «прогрева» мощных сабвуферов или других АС, рассчитанных на очень высокие уровни звукового давления. Но никак не для современных Hi-End наушников с высокой разрешающей способностью.

Поэтому запросы в поисковой системе по типу «музыка для прогрева наушников», «прогрев наушников онлайн», «прогрев наушников скачать» не стоит делать, достаточно собрать в свой плей-лист разнообразной музыки, которую вы случаете, надеть наушникина голову, подставку, коробку, стопку книг, мяч и т. д. и нажать кнопку «play», не меняя никаких настроек плеера. Это самый лучший и самый правильный прогрев.

Есть ли какая-то специфика в прогреве наушников Snorry, отличающая их от других изодинамических (или любых других) наушников?

Если речь о рекомендованных выше рекомендациях — то они относятся вообще к любым наушникам, независимо от того, какие они — планарные электродинмические (изодинамические, ортодинамические) или планарные электростатические, динамические, с излучателями Хейла (AMT) и т. д. Принцип воздействия на уровне механических свойств материалов тот же самый.

Однако разные наушники обладают разными особенностями звучания и разной конструкцией. Поэтому и своеобразная «траектория прогрева» у них будет отличаться.

Звук наушников Snorry создаются и настраивается с учетом изменения характера прогрева со временем. Про других сказать затрудняюсь, ибо во всю внутреннюю «кухню» других производителей как бы не посвящен. Однако по интервью и высказываниям некоторых представителей производителей я обратил внимание на то, что есть и такие, кто отрицают какое-либо влияние прогрева на что-либо, что не мешает владельцам наушников их прогревать. Думаю, что некоторые владельцы NM-1 скорее всего заметят (на хороших трактах) более выраженную разницу в нюансировке звучания между прогретыми и не прогретыми наушниками. По идее, чем выше разрешающая способность в наушники заложена, тем более заметной должна быть слышимая разница в прогреве, смене разных компонентов тракта, кабелей и т. д.

Я работаю как раз в направлении повышения реальной разрешающей способности излучателей, и буду рад, если владельцы смогут заметить такую особенность моих наушников.

snorry_nm-6.jpg
Я не слышу разницу «прогретых» и «непрогретых» наушников. Почему?

Причин может быть несколько.

Слушаются разные наушники. Есть среди них и такие, в которых разница действительно не заметна. Стоит понаблюдать за разными наушниками в процессе, чтобы получить собственный более достоверный опыт в этом направлении.
Наушники слушаются разными ушами (и мозгом). У людей разные особенности слуха и совершенно разные градации значимости восприятия особенностей звучания. Если вам «повезло» и вы этой разницы действительно не слышите, то можно вас поздравить с тем, что вы потенциально сэкономили очень много средств на аудио. «Если не слышно разницы — зачем платить больше?»
Однако, хочу обратить внимание, что как и любая способность, способность различать разные нюансы звуковоспроизведения может быть развита и натренирована.
Наушники слушаются на совершенно разных трактах совершенно разного качества, в том числе отличающихся и по уровню разрешающейся способности. Возможно, стоит послушать наушники на другом оборудовании, более высокого уровня, чтобы иметь возможность услышать и идентифицировать эти нюансы звучания.
Любые компоненты тракта (в том числе наушники) слушаются на разном музыкальном материале, который может быть изначально записан с разным уровнем качества, так же как и издан с разным уровнем мастеринга, кодирован в разные форматы с разным разрешением и т. д. В некоторых записях действительно разница исчезающе мала. Стоит послушать разные записи.
Если ничто не помогло — можно радоваться и спокойно игнорировать эту тему и не морочить голову себе и другим вопросами о прогреве )))

Автор: Сергей Глазырин (Snorry)
Источник headmusic

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх