Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

К. Ишивата ['Marantz'] /С. Таранов, М. Сергеев/ АудиоМагазин №2 (55) 2004

Сегодня нас от журнала двое: Сергей Таранов, главный редактор 'АМ', и Михаил Сергеев, постоянный автор журнала. Г-н Сергеев профессионально занят в радиовещательной индустрии, аудио — его давнишнее хобби.
C вопросов радиовещания и началась наша беседа



Оказалось, что отец Кена Ишиваты тоже работал в радиовещании, и г-н Ишивата пошел по его стопам. Он состоит в штате нескольких радиостанций и имеет международную лицензию, получить которую в Японии довольно трудно.
Обсудив положение, сложившееся в радиовещании, мы выяснили, что в России оно не такое уж плохое. Во многих странах частоты выдаются с шагом 100 кГц и радиостанции буквально висят одна на другой, поэтому о hi-fi там не может быть и речи, и тюнеры в аудиоиндустрии не популярны. В России принят шаг 400 кГц, что существенно улучшает условия приема, но отношение к звуку на радио не всегда уважительное. Обидно, ведь именно радио — одна из точек отсчета для аудио.
Итак, перед представителями редакции — профессионал, один из авторитетнейших людей аудиомира. Нужно ли говорить с ним о типах конденсаторов или резисторов? Наверное нет, хотя и в них он отлично разбирается. Гораздо интереснее познакомиться со взглядами г-на Ишиваты на общие вопросы современной аудиодействительности, что мы и постарались сделать.


'АМ'. Г-н Ишивата, вы прекрасно осведомлены о ситуации на рынке вещательной аппаратуры и в индустрии музыкальных записей, и, естественно, аппаратуры воспроизведения. Поэтому нам очень хотелось бы узнать, что вы думаете по поводу того, насколько связаны между собой качество тракта и качество фонограмм, которые воспроизводятся? Иначе говоря: тракт делается под качество записи, или музыка записывается с учетом качества носителя? Или индустрия ориентируется на некий средний уровень массового потребителя?

К. И. В музыкальной индустрии — как вам хорошо известно — наиболее устоявшимся форматом является компакт-диск. Это означает, во-первых, что он будет существовать еще долго, и, во-вторых, что CD как стандарт удовлетворяет нуждам индустрии. Я этой ситуацией доволен, поскольку, опять же как формат, CD может обеспечить нам достаточно высокое качество. Что же касается Super Audio CD или DVD-audio, то до сих пор никто не может сказать, каково их будущее.

'АМ'. На наш взгляд, довольно много музыки рассчитано на радио и записывается как однодневки, хиты, которые прозвучат пару недель и уйдут навсегда. Стремятся ли студии звукозаписи все же повысить качество записи, или нет?

К. И. Увы, качество музыки и ее записи не является первостепенно важным в работе студий. Они делают бизнес. Их цель — продать музыкальную продукцию. Но нельзя не признать, что есть музыканты, которые заботятся о качестве записи и уделяют этому большое внимание. Зная имена этих музыкантов, можно надеяться, что выпущенные ими записи будут отличного качества.
Примером может служить группа Pink Floyd. Они знают чего хотят и умело применяют те технические средства, которые дают необходимый им результат. Или Фил Коллинз. Он тоже знает, как должна звучать его музыка.

'АМ'. А еще примеры?

К. И. Если обратиться к классической музыке, то на ум приходит Герберт фон Караян. В 1960-е годы, да и в начале 70-х, записи делались на аналоговые носители. Звукорежиссеры много часов тратили на тщательную установку микрофонов — вспомните 'вышки' 'Decca',— чтобы уловить и прямой звук инструментов, и акустическую атмосферу зала. В середине 1970-х начался переход на цифровые носители. И почти одновременно звукорежиссеры перешли на полимикрофонную запись, стараясь уловить ближнее поле у каждого инструмента.
Караян стал активно поддерживать этот метод записи. Но именно тогда и возникли проблемы. Караян думал, что если микрофон расположен возле каждого инструмента, то суть музыки будет улавливаться лучше. Но выяснилось, что звучание теряет цельность. Так что с точки зрения технического качества Караян великолепно записывался до начала 1970-х, в аналоговую эпоху, а с приходом 'цифры' качество снизилось.В то же время в начале эпохи цифровой записи использовались только магнитофоны 'Sony'— 'PCM6101', '6102', и т. п. Применялась импульсно-кодовая модуляция (ИКМ) с частотой дискретизации 44,1 кГц и без передискретизации. Выше 20 кГц все частоты обрезались фильтрами высокой крутизны. А эти фильтры были очень плохого качества.
Я лично занимался модификацией магнитофонов 'U-matic'. Фильтр, который там стоял изначально, уже с 1 кГц имел большую неравномерность группового времени задержки, а значит и фазовые искажения. Я разработал фильтр с гораздо более линейной фазой. Конечно, частотный диапазон пришлось слегка сузить, зато во временно’й области фильтр стал намного более линейным. Результат ошеломил многих инженеров — ведь записанные фонограммы звучали совершенно по-другому.
К сожалению, разработчики первых цифровых магнитофонов были специалистами именно в цифровой технике, а в том, что происходило в аналоговой области, они разбирались очень плохо.

'АМ'. Получается, что записи, сделанные в 1960-х, до сих пор не удалось превзойти?

К. И. Записи, сделанные в 1960-х, были аналоговыми. Это и давало им преимущество. Правда, впоследствии, когда при цифровой записи стали применять передискретизацию, положение изменилось к лучшему. Но в звукозаписи по-прежнему развивались только системы с ИКМ.
Передискретизация в сочетании с плавной фильтрацией улучшила звучание систем с ИКМ, но — это мое личное мнение — ИКМ не является тем форматом, который следует применять для записи музыки.

'АМ'. Какой же формат следует применять?

К. И. Музыка постоянно меняется во времени, она динамична. Поэтому требуется переменная скорость потока (variable bit rate). В какой-то момент требуется отдать много разрядов, в другой момент — поменьше. Мне нравится и система DSD (Direct Stream Digital), когда частота дискретизации очень высока и можно оставить только один разряд, с целью сравнения. В каждый отсчет необходимо только установить, стал сигнал меньше или больше — и все. Ноль или единица. В этом случае требуется фильтр, отрезающий высокочастотные шумы, но это задача, которую можно решить.
Если используется ИКМ, то и при записи, и при воспроизведении приходится осуществлять довольно сложную обработку сигнала, а обе эти операции влияют на звук негативно.

'АМ'. Что сегодня, на ваш взгляд, больше ограничивает качество звука — аппаратура записи или воспроизведения?

К. И. И то и другое. Обе стадии можно улучшить. В настоящее время популярны записи с расширенным ВЧ-диапазоном. Для воспроизведения основным ограничивающим фактором является качество ЦАПов. Во всех параметрах сейчас указывается разрядность 24 бит. Такой динамический диапазон в аналоговой области не требуется. Аналоговые схемы дают эквивалент 20 разрядов.
Другой недостаток современных ЦАПов — технология CMOS. Bi-MOS намного лучше для звука.
Ситуация ясна. Где наиболее массово используются чипы ЦАП? В проигрывателях DVD. Себестоимость проигрывателя DVD должна быть очень мала, следовательно, производитель не может тратить лишние средства на чип ЦАПа. А индустрия микроэлектроники, производители чипов, следует запросам производителей этих проигрывателей. К сожалению, высококачественные ЦАПы исчезают с рынка. И это, кстати, одна из причин, чтобы выражать поддержку Super Audio CD.
При правильном конструировании в SACD можно обойтись без ЦАПа. Нужен только НЧ-фильтр на выходе. Аналоговый. Я делал такие схемы. Когда нет ЦАПа, а вместо него есть только аналоговая фильтрация на выходе, звучание великолепно. Да, отношение сигнал/шум при этом не впечатляет. Скажем, 90 дБ. Если эти данные попадают в отдел маркетинга, там приходят в ужас, потому что теперь все привыкли к величинам около 120 дБ. Но я доволен и 90 дБ, поскольку звучание становится намного лучше! Это слышно моментально.

'АМ'. Как вы думаете, не задерживает ли музыкальная индустрия выпуск высококачественного носителя, опасаясь незаконного копирования?

К. И. Пиратство — вопрос очень сложный, он тесно переплетается с социальной сферой. Крупнейший рассадник незаконного копирования — Китай. Но посмотрите, какой там уровень жизни. Каков доход населения. Подавляющее большинство жителей Китая не может позволить себе в течение всей жизни купить хотя бы один непиратский диск. Это гуманитарная проблема, она не ограничивается защитой авторских прав. Представьте, что в Китае пользователи компьютеров должны были бы рассчитываться за все программы, которыми они пользуются, по официальным ценам. И что? В стране не было бы компьютеров. Пиратство — проблема социальная.
Что же касается новых форматов, то они для пиратов не играют роли. Пиратство существует в случае с CD, и качества CD достаточно для потребителей такой продукции. Незаконно скопировать CD технически просто, а копировать SACD никому не нужно.

'АМ'. Как вы думаете, по какому пути пойдет музыкальная индустрия — в направлении улучшения двухканальных записей или все же по пути увеличения числа каналов? Что повысит качество воспроизведения?

К. И. Сегодня все фильмовые фонограммы — многоканальные. Так в наши дни делается кино. Отрицать этот факт невозможно. При этом, как я уже говорил, компакт-диск является самым распространенным и устоявшимся форматом. Двухканальным! Так что эти две системы будут сосуществовать вместе.
Если вы обратите внимание на ассортимент изделий 'Marantz', то увидите, что мы по-прежнему выпускаем много двухканальной аппаратуры. Именно потому, что любители музыки продолжают ориентироваться на двухканальный компакт-диск. Также мы понимаем, что потребители хотят смотреть фильмы с многоканальным звучанием,— для них мы делаем многоканальную аппаратуру. Есть несколько категорий покупателей, с разными запросами, и мы стараемся удовлетворить потребности разных групп.
Мне знакомы примеры, когда фирмы переходят на производство только многоканальной аппаратуры. По-моему, это неверно, потому что у людей в фонотеках скопилось огромное количество компакт-дисков в двухканальном звучании. И каждый день они слушают музыку, причем в двух каналах. Так что выпускать надо и то и другое.

'АМ'. Вы уже упоминали, что качество ЦАПов падает. Что сейчас вообще происходит с качеством комплектующих для hi-fi? Каким образом фирма 'Marantz' как производитель решает проблемы качества комплектующих?

К. И. Выпуская дешевые изделия для массового производства, производители компонентов работают в той области, которая доходна. Этого нельзя изменить. Но, к счастью, есть изделия нескольких уровней качества — как у одного производителя, так и у разных. Мы постоянно наблюдаем и тестируем, например, все выпускающиеся чипы ЦАПов, обращая внимание не только на технические параметры, но и на качество звучания. Таким образом мы осуществляем отбор. Это единственный способ оставаться на уровне и найти тот чип, который подходит для нашего изделия. Кстати, качество не всегда определяется ценой.

'АМ'. Возможна ли ситуация, при которой high end и массовая аппаратура начнут сближаться по качеству звучания?

К. И. Видите ли, массовое производство сейчас — это проигрыватели DVD, причем наблюдается тенденция к созданию проигрывателей, способных воспроизводить все типы дисков. Здесь таится большая проблема.
Когда существовали только грампластинки и компакт-диски, ни одному производителю не приходило в голову выпускать универсальный проигрыватель.
Ныне оптические диски внешне похожи: CD, DVD, SACD, и так далее. Производители стремятся выпускать проигрыватели, которые будут воспроизводить их все. В этом случае высокий уровень качества в принципе невозможен. В этом и заключается проблема массовой аппаратуры.

'АМ'. Ну и последний вопрос. В СССР hi-fi индустрия хотя и не была значимой, но все же существовала. В России на какое-то время она исчезла совсем и только теперь начинает понемногу возрождаться. Что бы вы могли пожелать российским разработчикам и производителям hi-fi? Ведь лично вы и 'Marantz' обладаете колоссальным опытом.

К. И. На рынке слишком много производителей, и сегодня что-то начинать очень трудно. Китай предоставляет дешевую рабочую силу и развитое производство, огромное количество фирм этим пользуется. Если вы начинаете производство в России, то просто обязаны выпускать изделия, которые отличаются от других. Нужно ясно показать, в чем состоит уникальность именно вашего изделия. Лучше всего, если в нем найдут отражение российская культура и история. Так, чтобы никто другой в мире ничего подобного сделать не смог. Только в этом случае у вас есть шанс. Другие пути обречены.
К примеру, русские классические композиторы известны во всем мире. Если российскому производителю удастся каким-то образом связать с именами Чайковского или Мусоргского качества своего изделия, показать его уникальность, то он сможет во весь голос заявить о себе: 'Мы из России. Мы гордимся нашим наследием. Послушайте музыку Чайковского на нашей аппаратуре — и вы будете поражены'.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх