Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Современный AV-ресивер

Современный AV-ресивер — это пожалуй одна из наиболее востребованных категорий домашней электроники, а если относить наушники и беспроводные колонки к мобильной аудиотехнике, то возможно, что и самая востребованная. В этой связи вдвойне удивительно, что и количественный и ценовой диапазон этих устройств достаточно узок, стоимость их начинается с нескольких сотен долларов и за редким исключением не преодолевает отметку даже в $5000. Для примера — разброс цен скажем на колонки может доходить до пяти порядков (!), в зависимости от наличия на рынке той или иной модели. Тоже самое и с ассортиментом: производителей АВ-ресиверов не наберется и с полсотни, а колонки делают по меньшей мере тысячи компаний. Тем не менее, проблема выбора ресивера порой стоит достаточно остро и мы попробуем помочь в ней разобраться. Сейчас уже сложно сказать, когда появился первый АВ-ресивер, но вероятно произошло это не раньше 1987 года, одновременно с выпуском бытового многоканального формата Dolby Pro Logic, а всего через 5 лет началось победное шествие по миру формата Dolby Digital. Пожалуй что именно появление цифровых многоканальных аудиоформатов вкупе с цифровыми видеоносителями (DVD, 1996) и определило в целом конструктивный облик нынешних AV-ресиверов.

Для начала — в чем же его основные преимущества перед раздельными компонентами (АВ-процессором и усилителем мощности), помимо очевидной финансовой экономии? Собственно говоря, они проистекают из его ключевого качества — интеграции отдельных элементов и схем в рамках одного корпуса: это относительно компактные габариты, эргономичная коммутация и понятная настройка. В принципе — это исчерпывающая аргументация в случае создания кинотеатральной системы начального или среднего уровня. А дальше уже начинается борьба с одними компромиссами за счет других компромиссов. Начнем с конца, то бишь с многоканального усилителя мощности. Как заядлый аудиофил, я в целом скептически отношусь к технологии импульсного звукоусиления, но применительно к кинотеатральной технике этот вариант действительно работает. Компактные габариты, высокий КПД и как следствие низкое тепловыделение — идеальное сочетание для АВ-ресивера. Это вовсе не значит, что нужно искать именно ШИМ-вариант, но бояться его уж точно не следует. С другой стороны, если на базе ресивера строится в первую очередь стереосистема, а просмотр кинофильмов будет занимать от силы 10% времени, то возможно, что класс АВ или какое-нибудь производное от него (G, H, BASH и т. д.) станет более логичным выбором.

Кстати о стерео. Подключая к AV-ресиверу стереоисточники, старайтесь по возможности отдавать предпочтение цифровой коммутации. Да, в аппарате может обнаружиться аналоговый вход или даже фонокорректор, но учтите — абсолютное большинство ресиверов на определенном этапе переводят все сигналы в цифровой домен. Случаи наличия сквозного аналогового тракта настолько редки, что я даже затрудняюсь привести конкретные примеры. Впрочем, на сегодняшний день эта особенность может иметь значение разве что для винила, потому что аналоговый тюнер, не говоря уже про магнитофон, используется всё реже.

Касательно многоканальной форматной совместимости — пожалуй наличие Dolby Atmos и DTS:X уже можно считать условно обязательным, возможно даже не для полноценной реализации схемы 7.1.4, но хотя бы для качественного декодирования и перевода в необходимую форму. Что же касается видеочасти, то есть мнение, что для ультимативного качества все же есть необходимость подключать источник напрямую к приемнику (проектору или панели), если же удобство использования стоит на первом месте, то исходите из разрешающего потенциала источника, потому что если он скажем Full HD, то 4К-коммутация банально не пригодится.

Число каналов усиления безусловно в первую очередь зависит от числа используемых акустических систем, но не нужно забывать и про возможность bi-amping или добавления зон прослушивания. Раз уж мы заговорили про колонки, то не лишним будет упомянуть и про их настройку, в частности — калибровку под акустику помещения, если такая функция имеется — грех ею не воспользоваться.

Возвращаясь к стереосоставляющей АВ-ресивера, нельзя не отметить желательность наличия в нем подключения к сети, для реализации функций потокового вещания. Помимо LAN и WLAN не лишними будут Bluetooth и AirPlay. Еще одна удобная опция — наличие у производителя приложения для мобильных устройств, позволяющего настраивать и управлять аппаратом.

Материалы по теме

Летом грядет ежегодное обновление линейки АВ-ресиверов всех крупных производителей. Это маркетинговая традиция, подпитываемая стремительными изменениями в запросах и элементной базе цифровой аудиотехники.

Кино на планшете или кухонном телевизоре, с саундбаром в придачу (в лучшем случае) — это не кино. Это новости, передачи, возможно, сериалы или спорт, но никак не свежий блокбастер или засмотренный до дыр любимый фильм. Для таких вещей жизненно необходим масштаб, это аксиома, иначе кинотеатры давно бы уже разорились. Однако, в отличие от ситуации полувековой давности, сегодня создать домашний кинотеатр, не уступающий общественному — если и проблема, то исключительно выбора.

Сол Бернард Маранц (07.07.1911 — 16.01.1997) — вне всякого сомнения легенда мирового high end. С середины прошлого века и по сегодняшний день образцы аппаратуры под маркой Marantz остаются одними из самых качественных и востребованных на рынке бытовой электроники.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх