Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Как выбрать усилитель для акустической системы?

Усилитель — чуть ли не самое ответственное звено аудиотракта. Если от источников зависит ассортимент носителей и как следствие — контента, которым можно будет воспользоваться, от акустических систем — взаимодействие (дизайнерское и акустическое) с помещением прослушивания, то на усилитель приходится обязанность качественного сопряжения всех этих элементов и вдобавок обеспечения минимум пары важнейших задач функционирования тракта — выбор источника и регулировка уровня сигнала.

kak-vybrat-usilitel-1.jpg

Исходя из этих соображений, два важнейших критерия выбора усилителя — это его функциональные возможности и сочетаемость с акустическими системами. Начнем с коммутации. Это прежде всего количество входов, необходимое и достаточное для подключения всех нынешних и возможных будущих источников. Затем — вид этих входов, от банального RCA/XLR, до опциональных цифровых, фоно, кинотеатрального транзита, параллельных выходов с предварительного усилителя для организации bi-amping и т. д. Понятно, что ЦАПфонокорректор, эквалайзер — это вполне себе самостоятельные устройства и будучи реализованными в рамках усилителя, они будут обладать рядом компромиссов, но, если данный функционал рассматривается как желательный, но не обязательный — то лучше ему быть, чем про него думать.

kak-vybrat-usilitel-2.jpg

Не имеющими непосредственного отношения к качеству звучания, но порой существенно облегчающими взаимодействие с усилителем, являются функции редактирования входов, как-то: их наименования, включения/выключения, коррекции чувствительности и т. д. И еще один не всегда очевидный момент — если приобретается интегральный усилитель, но в планах есть идея реализации на его базе режима bi-amping, то желательно заранее убедиться в наличии у производителя оконечного усилителя, аналогичного используемому в интегральном устройстве.

О совместимости усилителя с акустическими системами можно говорить бесконечно, поэтому буду предельно краток. Многополосные АС на базе динамических излучателей со сложными фильтрами, ленточные и электростатические модели — за редким исключением удел «сварочных аппаратов», то есть мощных транзисторных усилителей с высокой выходной мощностью и большим токовым потенциалом. Высокочувствительные полочные или напольные модели с несложным характером входного сопротивления, широкополосные излучатели, АС с рупорным оформлением — вполне логичная нагрузка и для маломощных ламповых усилителей. Между этими двумя основными категориями — масса самых различных вариантов, но тут уже нужно будет определяться с помощью квалифицированного консультанта и собственных ушей.

kak-vybrat-usilitel-3.jpg

Если в оконечном усилителе используется конфигурация dual mono, то есть с раздельными блоками питания для каждого из каналов, начиная с трансформаторов, то причиной предпочесть ему моноблоки может стать лишь желание разгрузить стойку с аппаратурой, но тогда желательно, чтобы моноблоки были выполнены в вертикальном форм-факторе и допускали размещение непосредственно около акустических систем, в этом случае можно использовать дополнительный бонус в виде сокращения длины акустических кабелей, зачастую наиболее дорогих в системе.

kak-vybrat-usilitel-4.jpg

В качестве косвенного признака качества оконечного усилителя хотел бы упомянуть его массу и потребляемую от сети мощность, непосредственно связанные с габаритами и потенциалом блока питания, а следовательно – и оконечных каскадов. Еще один важный момент – это возможность удвоения или близкого к нему увеличения выходной мощности при соответствующем уменьшении сопротивления нагрузки.

kak-vybrat-usilitel-5.jpg

И напоследок еще про эргономику. При наличии на устройстве дисплея, желательно, чтобы он читался не только вблизи, но и с позиции слушателя, но при этом был не слишком ярким либо иметь регулировку яркости. Или, допустим, пульт ДУ: безусловно, механический селектор входов или, скажем, шаговый регулятор громкости на дискретных элементах достойны того, чтобы крутить их собственными руками, но вот во всех остальных случаях удобство управления явно должно перевесить аудиофильские амбиции.

Я сознательно ни словом не упомянул схемотехнику входных/выходных каскадов и связанные с ними особенности качества звучания, потому что эти аспекты надлежит оценивать исключительно будущему владельцу аппарата и с помощью той музыки, которую он планирует слушать.
Как выбрать проектор для домашнего кинотеатра?
Как выбрать проектор для домашнего кинотеатра?
Как правильно выбрать проекционный экран
Как правильно выбрать проекционный экран