Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Акустические системы Guarneri от Sonus Faber - какие лучше?

Среди всего многообразия производителей акустических систем на мировом рынке пожалуй наибольшей экспрессией отличаются изделия итальянских мастеров. А какие колонки рискнут называться более итальянскими, нежели Sonus Faber? Правда, с учетом статуса основателя компании, Франко Серблина (1940-2013), термин изделия лучше заменить на произведения - если и не искусства, то как минимум инженерного гения и теперь уже самой настоящей иконы для аудиофилов со всего света.

Guarneri-1.jpg


В 1980 году Серблин создает акустическую систему Snail, чей внешний облик и конструктив был навеян ему творчеством Леонардо да Винчи и которую сейчас окрестили бы трифоником, а парой лет спустя выходит уже традиционная полочная акустическая система (далее - АС) Parva. Любопытно, что следующие полтора десятилетия концепция меняться не будет, под маркой Sonus Faber станут выходить исключительно компактные 2-полосные модели, в полном соответствии с концепцией Франко, согласно которой музыка первична и дистанция между ней и слушателем должна быть минимальна, а сидеть вплотную к огромным шкафам с динамиками весьма затруднительно. В этой же идее, как мне кажется, был скрыт и некий инженерный вызов — сделать большую и громкую колонку несложно, а вот маленькую и качественную... Своего апогея эта затея достигла в начале 90-х гг., когда была выпущена модель Extrema: определенно полочная, но массой 40 кг и с нынешней стоимостью порядка 25 тысяч долларов.

Guarneri-2.jpg


Оммаж — слово французское, означает оно дань уважения и посвящение, в случае Sonus Faber — великим скрипичным мастерам прошлых лет. Серия Homage началась в 1993 году с модели, приуроченной к 250-летию с даты смерти Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери по прозвищу дель Джезу. Эти АС за всю историю компании стали первыми с лютнеобразным сечением корпуса, который был изготовлен из обработанных вручную ореховых брусков (по 6 справа и слева, по 4 сверху и снизу), заготовки для которых высушивались в течение двух лет, а затем соединялись натуральным клеем под высоким давлением и температурой. Фронтальная панель, обтянутая кожей — 15-слойная березовая фанера, тыловая, с литой алюминиевой вставкой под терминалы для усилителя и порт фазоинвертора — массив липы. Внутреннее демпфирование обеспечивали медные и свинцовые планки, в качестве излучателей были установлены твитер Dynaudio и вуфер Audio Technology, частота раздела полос составляла 2,5 кГц, фильтр первого порядка был залит битумом. Ну и естественно фирменный лак, аналогичный тому, которым покрывались настоящие скрипки. В июне 1993 года первая пара Guarneri была подарена музею скрипок в Кремоне, пары под номерами 2 и3 достались соответственно скрипачам Сальваторе Аккардо и Уто Уги, а пара №4 находится на фабрике Sonus Faber в качестве референсной.

Guarneri-3.jpg


Сейчас, почти четверть века спустя, бессмысленно пытаться восстановить в памяти звучание тех самых первых «Гварнери», поэтому мы попытаемся мысленно сопоставить их с последующими поколениями легендарной модели, благо повод для этого есть более чем весомый — выпуск уже четвертой версии этих неординарных АС.

Guarneri-4.jpg


Guarneri memento была выпущена в 2006 году и при общей внешней схожести достаточно сильно отличалась конструктивно. Прежде всего — основным материалом корпуса: вместо ореха теперь был клен. Затем — вместо Esotar от Dynaudio теперь использовался Ring Radiator от ScanSpeak. Изнутри, согласно директиве RoHS от 1 июля 2006 г., исчезли свинцовые планки, а снаружи — алюминиевая вставка на задней панели и вторая пара клемм. Кстати, это единственные за всю историю Guarneri без возможности bi-wiring/bi-amping. А поскольку упрекнуть колонки такого уровня в забывчивости разработчиков или их желании сэкономить по меньшей мере наивно, то на ум приходит одна-единственная разумная версия — Франко был настолько уверен в качестве разделительного фильтра, что посчитал ненужным «улучшать» его раздельным подключением динамиков. Фронтальная панель вместо фанеры стала производиться из MDF, а у штатной стойки появился легкий наклон назад и крепежные болты для АС. Кстати сказать, за счет своей внушительной массы (вместе с колонкой почти пол центнера) стойка даже не снабжалась шипами. И еще одно новшество. Несколькими годами ранее, работая над флагманскими Stradivari, Франко понял, что ему нужны новые кабели для внутренней разводки. Помощь пришла от родственника, а именно — от его зятя, металлурга Массимилиано Фавелла, который специально для этой цели разработал плоские проводники из сплава серебра и палладия. Они же использовались в модели Amati anniversario, ну и, собственно, в описываемых memento. Основные цифры ТТХ старых и новых «Гварнери» практически не отличались, но, согласно измерениям реальных образцов, частота настройки порта фазоинвертора понизилась чуть ли не на 10 Гц, а применительно к столь субтильным АС это очень существенно. Проще говоря, новые Guarneri стали гораздо басовитей.

Guarneri-5.jpg


В 2007 году Серблин покидает Sonus Faber. Его, если так можно выразиться, дембельским аккордом, стала уменьшенная версия флагманских Stradivari — модель Elipsa, а в 2011 году на смену memento приходит evolution. Корпус собран из фанеры, для изготовления которой использовалось африканское дерево aucoumea klaineana. Из нее, в частности, делают корпуса самолетов и яхт, дорогую мебель и музыкальные инструменты. Причина подобной популярности проста — по ряду свойств она не уступает даже углеволокну.
Верхняя и нижняя никелированные панели корпуса теперь изготовлены из сплава алюминия, меди, магния и кремния, вдобавок они скреплены между собой парой ребер на задней панели из аналогичного материала. Подобная конструкция носит фирменное название Tuned Mass Damper и вместе с внутренней системой грузов демпфирует возможные вибрации корпуса.
Вместо конструкции ring radiator в твитере установлен традиционный тканый купол. Вуфер стал на дюйм больше, а диффузор изготовлен из целлюлозы. Оба динамика — от ScanSpeak. Существенно изменилась и конструкция стойки. Все это привело к увеличению массы системы (одного канала) более чем на 10 кг. Но, что удивительно, отдача в басу, судя по лабораторным данным совершенно не увеличилась. Возможно, такой цели и не стояло.

Guarneri-6.jpg


Наконец, буквально на днях произошла реинкарнация evolution в tradition. Данных пока не много, но из того, что известно:
1. Конструкция относительно предыдущей версии стала легче почти вдвое.
2. Басовик вернулся к своему традиционному размеру.
3. В качестве основного материала стойки теперь используется не металл и камень, а углеволокно.

Guarneri-7.jpg


Так какие же Guarneri самые лучшие? Очевидно, что полностью объективного ответа на этот вопрос не существует. Можно считать, что лучшие — это самые первые, можно — что самые новые, однако факт остается фактом: Guarneri memento — последние на сегодняшний день, к которым приложил свою руку Мастер и они до сих пор доступны не только на вторичном рынке, вдобавок по весьма привлекательной стоимости.

Обзор наушников Heritage и других новинок Klipsch 2017
Обзор наушников Heritage и других новинок Klipsch 2017
Современный AV-ресивер
Современный AV-ресивер