Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Full HD кинотеатральный SXRD-проектор Sony VPL-VW40

В проекторе Sony VPL-VW40 изображение формируется с помощью трех отражающих ЖК-панелей. Эта технология имеет общее название LCoS и фирменные варианты: D-ILA (Digital Direct Drive Image Light Amplifier) – JVC, AISYS (Aspectual Illumination System) – Canon и SXRD (Silicon X-tal Reflective Display) – Sony. В статьях про проекторы первых двух производителей (D-ILA-проектор JVC DLA-SX21, 2003 г. и Мультимедийный LCD-проектор Canon XEED SX50, 2005 г.) изложены основы технологии LCoS. При, в целом, хорошем качестве изображения LCoS-проекторы не отличались высокой контрастностью. Однако прогресс не стоит на месте, и новые Full HD SXRD-панели от Sony по данным производителя имеют контрастность 7000:1. Приведем другие параметры этих панелей: неорганический выравнивающий слой, вертикальная ориентация ЖК (VA), размер пикселя 7 мкм, граница между пикселями 0,35 мкм, время отклика 2,5 + 2,5 мс, коэффициент отражения 74%. Новые матрицы используются в актуальной (осень 2008 г.) линейке Full HD кинотеатральных проекторах Sony – от относительно бюджетного VPL-HW10, до топового VPL-VW200.


VPL-VW40 в этой иерархии находится на ступеньку выше «десятки».



Внешний вид

Внешне проектор чем-то напоминает черепаху. Массой и размерами – большую черепаху. С эстетической точки зрения дизайн безукоризненный, что, впрочем, для продукции Sony характерно. Панель сверху и окантовка снизу изготовлены из пластика со светло-серым серебристым покрытием, покрытие на боковых поверхностях – темно-серое серебристое, низ – матово-черный.



Покрытие на пластике довольно прочное, царапины от косого взгляда не появляются. На верхней панели ближе к объективу расположены логотипы и два индикатора состояния.



Кнопки управления, включая миниатюрный, но удобный джойстик, помещены на правую боковую поверхность.



Ниже, в неглубокой нише – интерфейсные разъемы. Разъем для замка Кенсингтона можно найти снизу в переднем правом углу корпуса. ИК-приемников два – спереди и сзади (любой можно отключить в меню). Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности.



Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой. Крышки отсека лампы и воздушного фильтра находятся на днище, т.е. для замены лампы и чистки/замены фильтра проектор придется демонтировать с кронштейна. Воздух для охлаждения внутренностей забирается через многочисленные решетки сзади и снизу и выдувается через две симметричные решетки в передней части корпуса.

Пульт



Пульт изготовлен из светлого пластика с серебристым покрытием. Для большей солидности сверху приклеена пластина из алюминиевого сплава. Пульт удобно лежит в руке, кнопок относительно немного, самые нужные легко находятся на ощупь. Отметим наличие удобной четырехпозиционной навигационной кнопки в виде креста с кнопкой выбора в центре и трех кнопок-качалок. С таким пультом при настройке картинки нет особой необходимости вызывать меню – выбор профиля и некоторых настроек или непосредственное изменение части из них осуществляется в один-два нажатия. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка всех кнопок, кроме трех в первом ряду, которые фосфоресцируют.



Коммутация



Никаких особых хитростей и проприетарных разъемов. Упомянем только про универсальность разъема mini D-sub 15 pin – он совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными и GBR-видео. Переключение между источниками осуществляется перебором всех с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или на пульте. При этом если включена функция автопоиска, то проектор автоматически пропускает неактивные входы. Экран с электромеханическим приводом можно подключить к выходу TRIGGER – при включенном проекторе на него подается 12 В. Штатное предназначение интерфейса RS-232C – это удаленное управление и загрузка пользовательских кривых гамма-коррекции с помощью программы ImageDirector3. К сожалению, на момент тестирования COM-кабеля под рукой не оказалось, поэтому данную функцию мы не тестировали. Меню

Шрифт меню может показаться мелковатым, но в целом читаемость хорошая. Навигация удобная и экономная. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации – только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки.



В нижней строчке выводится подсказка по функциям кнопок. Есть русская версия меню, перевод адекватный, разве что сокращений многовато.



Управление проекцией

Фокус и трансфокатор имеют электромеханический привод. Также с помощью электромотора регулируется вертикальное положение объектива относительно матрицы (сдвиг до 65% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали). В меню включается предохранительная блокировка от случайного изменения этих настроек. При регулировке оптики автоматически выводится тестовый шаблон, но такое поведение можно отключить, и проводить настройку, используя текущую картинку. Для точной подгонки горизонтального положения картинки нужно, вооружившись двумя отвертками, прибегнуть к описанной в руководстве процедуре. Диапазон горизонтального сдвига небольшой – примерно 6% от диагонали области проекции. Есть функция ручной цифровой коррекции трапецеидальных искажений. Защита объектива от пыли обеспечивается полупрозрачного крышкой одевающейся на объектив и никак не прикрепленной к корпусу.

Режимов геометрической трансформации 4: Нормальный (Normal) – изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3, Полный (Full) – картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов, Увеличение (Zoom) – изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox, Шир. увелич. (Wide Zoom) – то же что и Full, но с чуть большим растяжением по вертикали, так, что верх и низ немного обрезаются. В случае компьютерных сигналов выбор сокращается до 3-х: Full1 – увеличение до границ проекции с сохранением исходных пропорций, Full2 – увеличение на всю область проекции, и Zoom. В режиме Zoom картинку можно растягивать/сжимать в вертикальном направлении и прокручивать видимую часть вверх-вниз.

Есть функция обрезки краев картинки Изобр. вне экр. (Over Scan), при этом для режимов 1080 можно отключить увеличение, чтобы избежать интерполяции. Дополнительно функция Гашение (Blanking) позволяет избирательно подрезать область проекции по четырем сторонам.



В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Стандартный набор настроек – Контраст, Яркость, Цветность (насыщенность), Оттенок Цвет. темп. (Высокий, Средний, Низкий и 3 настраиваемых профиля) и Резкость – дополнен выбором режимов работы диафрагмы (два автоматических с тремя уровнями скорости и ручная регулировка), функций подавления видеошума, деинтерлейсинга, подстройки уровня черного и выбором кривой гамма-коррекции.



Функция RPC (Real Color Processing) позволяет проводить селективную подстройку выбранных цветов.



RPC – мощная функция, и, если точно знать, что нужно подправить, полезная. Однако нам она показалась не очень удобной, так как цвет выбирается на цветовом круге в диалоге, а не на экране. Настройка Цвет. прост-во влияет на цветовой охват. В реальности можно оставить ее на Широкий, так как при этом цвета становятся жуть живее, но еще не выглядят попугайскими. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.) Выбрав для параметра Рег. Лампы значение Низкий, можно уменьшить яркость лампы, а заодно и шум от системы вентиляции. Сочетания настроек хранятся в трех предустановленных, но редактируемых профилях, и в трех пользовательских профилях.



Также настройки изображения сохраняются для каждого типа подключения.

Дополнительные возможности

Можно включить функцию перехода в режим с низким потреблением энергии после 10 минут отсутствия сигнала.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива). Результаты измерений для проектора Sony VPL-VW40 (если не указано обратное, то диафрагма максимально открыта и включен режим высокой яркости):

Световой поток
Режим Динамический 945 лм
Режим Динамический, диафрагма закрыта 504 лм
Режим Динамический, пониженная яркость 670 лм
Равномерность +12%, -19%
Контрастность 380:1


Максимальный световой поток чуть выше паспортного значения (заявлено 900 лм). Равномерность, для проекторов с ЖК-матрицами, очень хорошая. Контрастность высокая – на уровне топовых 3LCD-проекторов, но все же ниже чем у кинотеатральных, основанных на DLP-технологии. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off. Для режима Динамический при отключенной динамической диафрагме она составила 4230:1, при включенной диафрагме – 12 200:1. Однако не стоит забывать, что высокие значения контрастности и равномерности не дались даром – при лампе в 200 Вт яркость составляет всего 900 лм, тогда как, например, Epson EMP-TW2000 при схожих значениях контрастности оснащен лампой в 170 Вт, но световой поток у него 1600 лм. Впрочем, об экономии энергии пусть беспокоятся зеленые, для любителя кино качество картинки важнее, а 900 лм допускают при хорошем затемнении использование экрана шириной 2-3 м.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 32,5 Очень тихо
Пониженной яркости 28 Очень тихо


В режиме пониженной яркости этот проектор соперничает за звание самого тихого среди побывавших у нас на тестировании. В режиме высокой яркости уровень шума повышается незначительно.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении разрешение 1920 на 1080 пикселей не поддерживается (картинка все же появляется, но с массой артефактов). В режиме 1280 на 720 все нормально, его-то и можно использовать для просмотра фильмов при VGA-подключении.

DVI/HDMI-подключение

При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживается режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет цветовых разводов. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов не имеет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (на растяжке серого различимы оттенки от 0 до 255 с шагом через 1). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая (параметр Резкость лучше уменьшить до 0). Картинка выводится пиксель-в-пиксель без интерполяции. Хроматические аберрации объектива минимальны. Темная граница между пикселями практически отсутствует. HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. В режимах 1080 яркостная и цветовая четкости соответствуют разрешению Full HD. Детали различаются как в тенях, так и в светах. В целом, цифровое подключение, по сравнению с компонентными аналоговыми, характеризуется, прежде всего, высоким микроконтрастом.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
Композитный 540 Очень хорошо
S-Video 540 Очень хорошо
Компонентный (480/576, i/p) более 540 Отлично
Компонентный (1080i) 1080 Очень хорошо
Цветовая четкость (ТВЛ)
Композитный 130 Отлично
S-Video 180 Отлично
Компонентный (480/576, i/p) 270 Отлично
Компонентный (1080i) 540 Отлично


Яркостная и цветовая четкости очень высокие. Тестовые шаблоны с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков хорошо различаются в тенях и на светлых участках изображения. Цветовой баланс правильный. При композитном подключении на неподвижных объектах почти полностью подавляются цветовые артефакты.

В случае чересстрочных сигналов параметр DDE определяет режим работы функции деинтерлейсинга. При Выкл изображение выводится по полям, при Прогрессивный – проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя пары полей, при Фильм по возможности выполняется преобразование 2-3. В режиме Фильм и для сигналов 576i/480i и 1080i проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 2-3 (срывы случались, но редко), и только в очень сложных случаях иногда проскакивала характерная «расческа». Для видеосигналов обычного разрешения выполняется некоторое сглаживание зубчатых границ объектов, для 1080i скорее нет, чем да. Функция шумоподавления работает неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.

Определение времени отклика

Время отклика при переходе черный-белый-черный для профиля Динамический и при не экстремальных значениях настроек Контраст и Яркость составило 5,3 мс (2,6 вкл. + 2,7 выкл.). Играть, пожалуй, можно во все что угодно.

Кроме того, мы записали, как работает динамическая диафрагма. Ниже приведены графики яркости, полученные при переключении с черного поля на белое и обратно при включенной динамической диафрагме в трех режимах работы.



В быстром режиме диафрагма срабатывает примерно за 0,2 с, а в самом медленном не выходит на плато и за 2 с. Отметим, что никакого звука при работе динамической диафрагме мы не слышали.

Лампа, как видимо и у всех LCD-проекторов, работает в импульсном режиме. Однако высокая частота (примерно 180 Гц), большая скважность (отношение ширины импульса к периоду) и относительно небольшой размах импульсов гарантируют, что никто и никогда не заметит мерцания лампы. Кстати, на графиках выше для большей наглядности импульсы были немного сглажены.

Выводы

Результаты тестирования проектора Sony VPL-VW40 показывают, что технология SXRD на данный момент может на равных конкурировать с 3LCD и DLP в очень требовательном к качеству сегменте кинотеатральных проекторов.

Достоинства:

  • Высокое качество изображения (высокая контрастность, хорошая равномерность, отличная цветопередача)
  • Очень тихая работа
  • Стильный корпус
  • 6 видеовходов, в т.ч. 2 HDMI
  • Электромеханические приводы фокусировки, трансфокатора и сдвига объектива
  • Удобный пульт ДУ с подсветкой
  • Русифицированное меню

    Недостатки:

  • Не поддерживается разрешение 1920 на 1080 при VGA-подключении

    За внешний вид и технологическое совершенство проектор Sony VPL-VW40 получает награду за оригинальный дизайн.

    Информация взята с сайта http://www.ixbt.com
  • +7 (812) 602-96-82

    ^ Наверх