Эстонские ласточки
Эстония — маленькая европейская страна, царство лесов, озер и болот. Невеликое по численности население трудолюбиво и изобретательно — суровый северный климат способствует вдумчивости и внимательности. Скандинавская и русская культура перемешаны в историческом наследии. Говорят, каждый эстонец хочет жить рядом с лесом, морем и озером — самое интересное, что у многих так и получается. Взгляните на карту...
Радиолы
Самое подходящее место для того, чтобы заняться хорошим звуком, скажу я вам. Все условия налицо: достаточно обратиться к ближайшей истории.
Таллиннский завод RET (Raadio-Elektrotehnika Tehasest) в советское время получил название Punane RET и с середины 60-х годов прошлого века стал значительной производственной фигурой в советской промышленности бытовой электроники. Известный в первую очередь ламповыми радиоприемниками и радиолами (комбо-устройствами, сочетающими проигрыватель пластинок и радиоприемник с усилителем) под маркой "Эстония", Punane RET постепенно расширялся, и к середине 80-х годов достиг своего максимального расцвета, наладив выпуск акустических систем, электрофонов (проигрывателей грампластинок в современном понимании термина), усилителей, кассетных дек, тюнеров и проигрывателей CD (тогда они назывались "лазерные диски"), причем на двух площадках — в Таллинне на Нарва-мантээ, 11 и в Йыхви.
Какие-то разработки копировались с западных аналогов — например, полностью автоматический проигрыватель LP "Эстония-010" во многом повторил Optonica (Sharp) RP-7100H, — а какие-то велись в сотрудничестве с лучшими специалистами страны. Знаменитые акустические системы «Эстония 35AC-031» и «Экстония 35АС-021» с сотовыми диффузорами, например, были созданы вместе с Ленинградским ВНИИРПА им.А.С.Попова, ведущим электроакустическим инженерным центром в СССР, а 35АС-021-1, 35АС-021-2 и 30АС-003 стали первым советским опытом применения купольных СЧ-динамиков.
В 1992 году завод Punane RET был приватизирован, а в 1993 году закрыт, но эстонская аудиотехника на этом не закончилась.
Audes (Аудэс)
В 1992 году на базе производственной площадки Punane RET в Йыхви был создано частное предприятие Audes (AUDio from EStonia), которое возглавил выпускник Ленинградского политехнического института (ныне Университета) Игорь Тюрин. Площадка в Йыхви открылась в 1959 году в рамках развития электронной промышленности в восточной части Эстонии — шахтерском крае, месте добыча сланца. Поначалу там располагался трансформаторный цех, обеспечивающий основное производство, а вот в 80-х годах восточный отдел "Пунанэ РЭТ" расширился и для производства акустических систем. Попав по распределению как молодой специалист по экономике и организации производства в таллиннский Punane RET, Игорь Тюрин через несколько лет стал главным инженером объединения, а в начале 90-х возглавил йыхвисское подразделение.
Именно благодаря Тюрину прямой наследник Punane RET — АО Audes — вполне успешно прижился на мировом рынке. Фактически, единственное предприятие времен СССР, преобразившееся и возродившееся в условиях свободного рынка. Все остальные — даже такие гиганты как рижская Радиотехника или Бердский радиозавод — не смогли даже выжить.
История Audes нетрадиционна для аудиопромышленности в том плане, что в фирму не приходили сторонние инвестиции или просто капитал владельцев, заработанный в других отраслях. Нет, АО Audes боролось за жизнь в джунглях капитализма, и без посторонней помощи превратилась в солидное предприятие, известное во всем мире. Без грамотного управления и настоящей любви к хорошему звуку — несомненных заслуг Игоря Тюрина — акустические системы Audes не появились бы в домах любителей музыки.
Нельзя сказать, что кризис индустрии "избыточной роскоши", люксового времяпрепровождения, к которому примерно с 2008 года неожиданно стало относиться качественное домашнее звуковоспроизведение, не затронул Audes. Он затронул всех европейских (и не только) производителей качественной аудиопродукции. В эпоху финансовых потрясений публика менее охотно, чем ранее, оплачивает дорогостоящие удовольствия культурной сферы. Спад Hi-Fi, тем не менее, ни в коем случае не означал гибель качественного Hi-Fi. Скорее наоборот: естественный отсев откровенно причудливых или нечестных производителей расширил горизонты восприятия потребителя, пусть и количественно поредевшего.
Акционерное общество Audes не то что воспользовалось этой ситуацией в свою пользу — спад спроса не идет на пользу экономике,— а оказалось более готовым к кризису сбыта. Выручило производство трансформаторов, которое давно уже перепрофилировалось с аудио на индустриальные нужды, снабжая телекоммуникационные и железнодорожные предприятия всей Скандинавии сложными заказными изделиями, которые не привезешь из Юго-Восточной Азии. Выручила и сама структура фирмы, которая больше ориентирована на научно-производственный цикл, а не на маркетинг, не зациклена только на своем бренде, не чурается ОЕМ-заказов от других электроакустических производителей. Как объясняет сам Тюрин: специалист по продажам — профессия штучная, и в трудные времена удержать такого специалиста невозможно; он будет искать более высокооплачиваемое место.
Вместо расширения отдела продаж Audes вкладывала финансы в оснащение производства, приближаясь к заветной мечте предприятия полного цикла. Помимо суперсовременного столярного цеха со сложными многоосевыми станками с ЧПУ для изготовления корпусов, на Audes есть металлообработка и почти полный технологический процесс для производства динамиков: начиная от намагничивающих устройств (для магнитов), заканчивая испытательными стендами. Отсутствует только диффузорный цех (немыслимый для небольшой компании), но сборка подвижных систем из комплектующих от Kurt Mueller и подобных происходит уже в Йыхви. Это дает возможность использовать громкоговорители собственной разработки и собственного производства — роскошь, которая недоступна большинству других фирм.
На заводе
Мы, трое сотрудников салона Hi-Fi Audio, решили посетить Audes в Йыхви и увидеть завод в действии. Это вполне современное предприятие, с 2005 года аттестованное по международному стандарту ISO 9001:2000 (ныне 2015), жестко определяющему систему контроля качества продукции (QMS, Quality Manаgement System).
Поскольку Audes выполняет ОЕМ-заказы сторонних поставщиков, то зоны фотографирования были ограничены — невольно помочь индустриальному шпионажу мы, конечно, не хотели. Однако, посмотреть своими глазами как эстонский производитель справляется со сложными инженерными задачами — корпусами АС из необычных материалов и непростой формы, специфичной фанеровкой, заказной аудиовидеомебелью, корпусами и трансформаторами ламповых усилителей — нам удалось. А чтобы не оставить читателей без завлекательных фото трудовых будней, мы заимствовали часть фото из архива гостеприимной фабрики из Восточной Эстонии.
Audes не отказывается от трудных задач, понимая, что в нынешних экономических условиях следующего раза может и не быть. Накопленный в ОЕМ-поставках опыт, безусловно, помогает двигать вперед и собственные разработки, приближаясь к той самой заветной идее полного цикла, самостоятельности и полного управления производством и качеством готовой продукции. Сухие слова из учебника экономики Игорь Тюрин смог обратить в реальность.
За 20 с лишним лет самостоятельного плавания Audes получил обоснованную известность как производитель акустических систем строго высокого и повторяемого качества на потребительском рынке в таких насыщенных конкурентоспособным товаром странах как Германия, Швейцария или Италия.
Процесс производства строго организован и использует самые современные методики расчета затрат рабочего времени. В сравнении со многими производителями акустических систем, Audes кажется весьма крупным предприятием — причем, не столько по количеству сотрудников, сколько по оснащенности оборудованием и исключительным разнообразием процессов и технологий. На вполне размашистой территории с видом на знаменитую терриконовую гору около шоссе Нарва-Таллинн размещены современный столярный цех, покраска и лакировка, сборочные цеха для АС и трансформаторов, склады комплектующих и сырья, цех металлообработки, конторские помещения, конструкторское бюро, комната прослушивания.
Идиллий, однако, никто из руководства Audes не испытывает. Практически вся продукция идет на экспорт — то, что немецкий потребитель рассматривает как вполне умеренные затраты, для многих эстонцев слишком дорого. И дело не в уровне жизни, хотя он в Эстонии пониже, чем в Финляндии или Швеции. Рынок hi-fi как качественной аппаратуры в Эстонии очень мал и увлеченных людей, готовых выйти за финансовые пределы китайского ширпотреба, немного. На иностранных рынках всегда трудно соревноваться с местными производителями и эта борьба для Audes продолжается с 1992 года.
В Таллинне
Игорь Тюрин (слева) и Николай Шушкевич
Мы уже упоминали о комнате прослушивания на заводе Audes в Йыхви. Это, однако, не главная комната прослушивания на фирме. Таллиннский "Пунанэ РЭТ" был закрыт, но дело его было продолжено. В процессе исторического развития из него выделилась другая эстонская фирма по производству АС — Estelon Альфреда Василькова — и площадка для творчества специалиста по усилителям и в целом важной творческой фигуры в развитии Audes Николая Шушкевича.
Творческая лаборатория Николая Шушкевича находится в офисном здании в непосредственном соседстве с квартирой таллиннского специалиста. В большой и удобной комнате прослушивания идет работа над новыми моделями, тестируются опытные образцы, осуждаются планы развития. Это почти что центр аудиофильной жизни Таллинна, известное место общения на темы аудио и музыки.
Творческий союз паяльника и музыкальных инструментов
Ласточки
Символы Эстонии пасторальны и не связаны с высокими технологиями — васильки, ласточка. Но в чем-то Audes похож на трудолюбивых бойких птичек, которые не останавливаясь добывают насущный хлеб. В такой тонкой сфере, как высококлассная аудиотехника, чисто коммерческий, маркетологический подход работает не всегда. Таланта и энтузиазма требуется не меньше.
Текст: Сергей Таранов
Товары, участвующие в акции:
Материалы по теме
Слово Liuto означает по-итальянски «лютня». Жесткие, красивые и очень технологичные корпуса в форме лютни — традиционная черта акустики Sonus Faber. Рассматриваемая модель принадлежит к фирменной линейке начального уровня, заменившей серию Domus