Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Образцовый кинотеатр Dolby Atmos

На сей раз речь пойдет не о домашнем кинотеатре, а о самом настоящем. Именно оттуда, из "уличных" кинотеатров приходят к нам в дом новые форматы окружающего звука. Заглянем ненадолго в такой кинотеатр, недавно переоборудованный и считающийся образцовым. Как там все устроено с нашей, аудиофильской, точки зрения? Можно ли повторить такой звук дома?

Dolby-Atmos-1.jpg

Зал "Кино 10" кинотеатра CinemaxX в Мангейме — один из самых больших залов немецкой провинции Баден-Вюртемберг. В нем 700 мест и экран площадью 280 кв.м. С 2012 года в зале работают акустические системы с ленточными излучателями и усилители производства Alcons.
Осенью 2016 зал был переоборудован под цифровую многоканальную систему Dolby Atmos.
Переоборудование не означало полной смены аппаратуры. До апгрейда за многоканальный звук отвечал такой набор акустических систем (далее - АС): заэкранные LCR, каждую АС составляла сборка из трехполосных ленточных АС CRA30w и CRA30n; низкочастотные эффекты передавали четыре сабвуфера Alcons CB362 c 18-дюймовыми НЧ-динамиками, а для тыловых эффектов по периметру помещения были распределены 24 ленточных двухполосных АС CRS8. Усилительный комплект состоял их из трех двухканальных ALC2 2x1000 Вт и восьми Alcons ALC4 2 x 2000 Вт — усилителей мощности со встроенными цифровыми фильтрами и процессором.

Dolby-Atmos-2.jpg
Стойка с усилителями                               Фронтальные АС

Надо сказать, что инженеры построили систему Dolby Atmos, оставив вышеупомянутое аппаратурное "ядро" на месте. Добавлены были потолочные и настенные тыловые каналы согласно расчетам специалистов из Dolby. В этих каналах применены пара плоских сабвуферов CB211SL с динамиками диаметром 21 дюйм, ленточные АС: две CRS12GT (12-дюймовый НЧ + лента длиной 6 дюймов), четырнадцать CRS12 (112-дюймовый НЧ + лента длиной 4 дюйма), а также "обычные" неленточные тылы CCS12 (шесть штук) и коаксиальные CCS8 (десять штук). На них работают дополнительные 36 каналов усиления с цифровыми кроссоверами — девять 4-канальных усилителей Sentinel3.

Зрители довольны — а многие из них, согласно исследованиям, идут именно в кинотеатры с самым современным оборудованием.

Dolby-Atmos-3.jpg

Возможно ли повторить такую систему дома? Вопрос остается риторическим в буквальном смысле: дома нет таких больших помещений и не бывает сотен зрителей. В домашнем кинотеатре не стоит задача донести фонограмму фильма во всех нюансах даже тем, кто сидит где-то сбоку у стены. В  этом смысле наша задача — домашний кинотеатр — намного проще.

Шаг вперед, однако, может сопровождаться шагом назад — дома редко удается построить специальное помещение под кинозал: с подъемом пола, непараллельными стенами, акустической обработкой экранной стены, стены противоположной ей и потолка, нормированными временем реверберации и частотными характеристиками звуковоспроизводящего тракта (от входа усилителя до зрительского места).

Осознав различие помещений, перейдем к синтезу характера звучания. В немецком кинозале инженеры обеспечили определенный характер звука, "почерк", за счет ленточных излучателей и высокой мощности усилителей. Особая конструкция ленточной мембраны обеспечила 6-дюймовому громкоговорителю чувствительность 103 дБ/Вт/м при долговременной мощности 70 Вт (1000 Вт кратковременной). На основе таких излучателей и используя цифровые фильтры действительно можно добиться неискаженного чистого звучания на большой громкости и широкой полосы частот.

Простым переносом аппаратуры из кинозала в дом сохранить такой звук категорически не удастся. Мы уже говорили о колоссальном различии помещений. В тракте звуковоспроизведения помещение является такой же неотъемлемой частью как усилители или громкоговорители. Профессиональная аппаратура дома даст ужасный несбалансированный звук. Синтез хорошего кинозвука надо будет вести привычными средствами домашнего кинотеатра.

Dolby-Atmos-4.jpg
                                                        Проф. ленточный                               Мембрана RAAL
                                                         громкоговоритель

В АС домашнего кинотеатра ленточные ВЧ-излучатели применяются редко. Не путайте их с пленочными изодинамическими или излучателями Хейла — настоящая "лента" совсем не такая. В Hi-Fi ленточный громкоговоритель обычно дорогой и низкочувствительный, подключается к входным клеммам АС через согласующий трансформатор. Как пример часто приводят Magnepan, но настоящие ленточные излучатели в них используются только в двух старших моделях и только в ВЧ-полосе. В high end можно встретить ВЧ-ленты производства RAAL — эта сербская фирма поставляет динамики таким фирмам как Crystal Cable,  Raidho, Salk, Ascend Acoustics. Для тех производителей, кто не хочет зависеть от ручной сборки RAAL, есть китайские ленточные ВЧ-головки Fountek. Собственные разработки и производство имеет Monitor Audio — для серии АС Platinum, а также DALI для серии Ikon. Так что, при всей незаметности ленточных ВЧ на рынке — выбор есть.

Dolby-Atmos-5.jpg

Есть ощущение, что подобрать хорошую сбалансированную систему многоканального звука для дома, повторив звуковой почерк образцового кинозала на ленточных АС (да и на любых других то же) — задача вполне решаемая. Проконсультируйтесь со специалистами: звук на заказ — это реальность.


Текст: Сергей Таранов

Материалы по теме

На сей раз речь пойдет не о домашнем кинотеатре, а о самом настоящем. Именно оттуда, из "уличных" кинотеатров приходят к нам в дом новые форматы окружающего звука. Заглянем ненадолго в такой кинотеатр, недавно переоборудованный и считающийся образцовым. Как там все устроено с нашей, аудиофильской, точки зрения? Можно ли повторить такой звук дома?

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх