Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Технология MQA: Pro et contra

Meridian — английская компания, основанная 40 лет назад инженером Бобом Стюартом и дизайнером Алленом Бутройдом и известная в первую очередь благодаря своим активным акустическим системам и цифровым источникам. Однако, в конце прошлого тысячелетия, специально для готовящегося в то время формата DVD-audio, специалистами Meridian был разработан алгоритм сжатия без потерь MLP (Meridian Lossless Packing), позволяющий примерно в полтора раза уменьшать объем стереофайлов с разрешением до 24 бит/192 кГц либо многоканальных файлов 5.1 с разрешением до 24 бит/96 кГц. В последствии этот же алгоритм лег в основу первого многоканального кодека Dolby, использующего сжатие без потерь, TrueHD, но там уже 6-канальное разрешение составляло 24/192, а в 24/96 «влезало» до 8 каналов.

MQA-1.jpg

Несмотря на то, что DVD-audio фактически умер к 2007-ому году (отчасти по причине появления Blu-ray), а TrueHD в настоящее время активно замещается на Atmos, подобный опыт не мог не сослужить добрую службу разработчикам Meridian. Как результат — в 2014 году была представлена технология MQA (Master Quality Authenticated), по сути своей — проприетарный алгоритм кодирования с потерями, когда размер конечного файла, при исходном разрешении 24/192, примерно соответствует несжатому CD-качеству, то есть коэффициент сжатия составляет порядка 6:1. Соотношение примерно такое же, как при кодировании CD в mp3 256 кбит/с (именно с таким разрешением продаются песни в iTunes), поэтому аналогия с mp3 напрашивается сама собой, однако в данном случае уместнее сравнение с подзабытым ныне HDCD. Напомню, что там речь шла о компакт-дисках, которые, будучи сначала записаны, а потом воспроизведены на соответствующем оборудовании, обеспечивали разрешение в 20 бит/44,1 кГц, но что не менее важно, нормально воспроизводились и на обычных CD-проигрывателях. Разработчики из Meridian пошли еще дальше и обеспечили двухступенчатое кодирование: таким образом, из файла с исходным разрешением 192 кГц получается файл с разрешением (и размером) 48 кГц, который совершенно спокойно воспроизводится любым устройством. 

MQA-2.jpg

Однако, если в устройстве имеется программный MQA-декодер, то на входе в ЦАП окажется уже сигнал с разрешением 96 кГц, а если декодер аппаратный — то исходные 192 кГц. Чудо? Нет, всего лишь строгие математические законы и принципы психоакустики. Понятно, что восстановление бит-в-бит невозможно, но и сжатию в основном подвергаются спектральные области с наименьшей плотностью сигнала.

MQA-3.jpg

Ну а что с поддержкой нового веяния? Из аппаратных производителей «за» в настоящее время проголосовали Audioquest, Aurender, Bel Canto, Cary, MSB, Mytek, NADOnkyo, Pioneer, Technics и др., совместимое ПО готовит Audirvana, соответствующий контент предоставляют Tidal, 7digital и HighResAudio, а звукозаписывающий гигант Warner грозится перевести в новый формат чуть ли не весь свой каталог.

MQA-4.png

Что же в итоге, всеобщее благоденствие и беспечность? Давайте посчитаем. Гигабитная домашняя сеть нынче уже не редкость. Максимальный битрейт Ultra HD Blu-ray составляет 128 Мбит/с, потоковое видео 4К умещается в 20-30 Мбит/с, а несжатому аудиопотоку в 24/192 с лихвой хватает 10 Мбит/с. Выходит, что дома подобные жертвы вроде как и не к чему? А что же в пути, благо сети 4G сейчас развиваются более чем активно. Позволю себе процитировать Википедию: «К четвёртому поколению принято относить перспективные технологии, позволяющие осуществлять передачу данных со скоростью, превышающей 100 Мбит/с — подвижным (с высокой мобильностью) и 1 Гбит/с — стационарным абонентам (с низкой мобильностью).»

MQA-5.jpg

Еще один резон сэкономить - объем накопителя. Часовой альбом, записанный с разрешением 24 бита/192 кГц, без сжатия занимает 4 ГБ, со сжатием без потерь — примерно вдвое меньше. Однако миниатюрные карты памяти объемом в 256 ГБ и жесткие диски емкостью 10 ТБ — уже реальность... Мои доводы «за» к сожалению закончились, но возможно читатель окажется прозорливей.

Материалы по теме

Обзор новинок от известнейшего производителя на выставке CES 2016

Летом грядет ежегодное обновление линейки АВ-ресиверов всех крупных производителей. Это маркетинговая традиция, подпитываемая стремительными изменениями в запросах и элементной базе цифровой аудиотехники.

Meridian — английская компания, основанная 40 лет назад инженером Бобом Стюартом и дизайнером Алленом Бутройдом и известная в первую очередь благодаря своим активным акустическим системам и цифровым источникам. Однако, в конце прошлого тысячелетия, специально для готовящегося в то время формата DVD-audio, специалистами Meridian был разработан алгоритм сжатия без потерь MLP (Meridian Lossless Packing), позволяющий примерно в полтора раза уменьшать объем стереофайлов с разрешением до 24 бит/192 кГц либо многоканальных файлов 5.1 с разрешением до 24 бит/96 кГц. Впоследствие этот же алгоритм лег в основу первого многоканального кодека Dolby, использующего сжатие без потерь, TrueHD, но там уже 6-канальное разрешение составляло 24/192, а в 24/96 «влезало» до 8 каналов.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх