Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Удачный Pro-ject.

История Pro-Ject причудлива и связана крепкими нитями, а иногда и канатами, с историей центральной Европы, падением социализма, Чехословакией, фабрикой Tesla Litovel, красавицей Жозефиной, венской культурой и знаменитым в конце 80-х инженером Иржи Яндой.

Завод Tesla в городе Литовель выпускал вот такую красавицу. 1978 год, модель NC 440.



 pro5.jpg

Заводское здание

В начале 90-х для Tesla Litovel наступила пора судьбоносных решений. Здесь на сцене появляется главная фигура нашего очерка, основатель и бессменный руководитель Pro-Ject Audio Systems австриец Хайнц Лихтенеггер.

Хайнц научился обращаться с пластинками практически с младенческого возраста. Спасибо за это старшей сестре. Интерес к музыке и аудио привел его сначала за прилавок магазина в Вене, а затем и к собственному бизнесу. Было это в начале 80-х и тогдашнее появление компакт-диска вовсе не убедило Хайнца в необходимости перехода на цифровые носители. Скорее наоборот. Дистрибьюторская компания Audio Tuning Vertriebs, которой Хайнц руководил, поставляла в Австрию акустические системы и усилители из Франции, Англии и США, а вот недорогой проигрыватель винила по вкусу найти долго не удавалось.

Heinz.png

Хайнц жил совсем рядом с чешской границей, а там до Литовеля рукой подать. В 1991 году он уговорил руководство завода начать делать первые проигрыватели грампластинок. Так, вместо того, чтобы закрыться или перепрофилироваться на осветительные приборы, Tesla Litovel был выкуплен Лихтенеггером и начал превращаться в крупнейший завод по производству аналоговых проигрывателей в Европе. Надо сказать, что поначалу конструкция основывалась на разработке Tesla и Иржи Янды — на основе Tesla NC470 и NC 500.

Лихтенеггер внес ряд изменений в ТС 500 и разместил первый заказ на 200 штук Pro-Ject 1.

Главное, что помогло Pro-Ject 1 и будущей серии Pro-Ject Debut добиться успеха на казалось бы идущем на спад рынке аналога — доступная цена, простота использования и надежность.

В чем Pro-Ject 1 отличался от чешского предшественника? Список изменений огромен:
- пластиковый тонарм со съемным шеллом заменен на цельный металлический
- новый бронзовый подшипник скольжения с тефлоновым вкладышем
- плоский силиконовый ремень вместо резинового круглого
- шасси не из пластика, а из МДФ
- фетровый мат вместо резинового
- внутренняя проводка качественным кабелем
- разъемы RCA вместо 5-штырьковых

Дальше — больше. Начав с одного цеха на заводе в Литовеле и 25 сотрудников, Pro-Ject сейчас выпускает примерно 10 000 проигрывателей винила в месяц. Уже на трех заводах (в Чехии и Словакии) и при участии 500 сотрудников. Производство не перенесено в Китай и каждое изделие, даже самая простая вертушка за 200 евро, проходит индивидуальные четырехчасовые тесты ОТК.

 P1020548.jpg  spindles.jpg

Производство включает все станковые работы по металлу    

 P1020487.jpg  plinth.jpg
Продукция лакокрасочного цеха
 pro8.jpg  testing motors.jpg

Испытания тонармов и двигателей

 pro1.jpg  tonearm assy 2.jpg
Женские руки в цене для тонкой работы

"Сделать пару проигрывателей за 5000 евро совсем нетрудно, — говорит Лихтенеггер. — А вот за 1000 евро и меньше... Именно поэтому китайские копии не выживают. В Чехии я нашел опытных инженеров и механиков, многие люди на заводе имеют 30-летний опыт работы именно с проигрывателями винила. А это сложная работа, много ручного труда. Регулировка подшипников тонарма — почти ювелирный труд, требует терпения и мастерства. В чем-то женская работа — нужны нежные пальчики".


(DNES)


Хайнц Лихтенеггер имеет музыкальную коллекцию объемом за 25 000 пластинок. Во многом благодаря ему страсть к аналоговому звуку не превратилась в занятие для избранных. Выпустить недорогой и качественный проигрыватель массовым тиражом — задача, требующая упорства, знаний и целеустремленности. Фирма Pro-Ject как в зеркале отражает характер своего хозяина и доказывает, что массовая продукция не обязана быть безликой.

Тот самый Pro-Ject 1 выпускается уже в шестом поколении. Юбилейном.

1anniversary.jpg




фото: Томаш Фрай (dnes), Tristan Jacquel (Son-Video), e15.cz, Pro-Ject Audio Systems и другие источники

текст: Сергей Таранов

Материалы по теме

Среди ваших друзей или родственников должен найтись кто-то, кто имеет проигрыватель пластинок. А это такая вещь, которую можно усовершенствовать каждый день и не только перед Новым годом. Воспользуемся праздниками как поводом и порадуем любителей аналогового звука полезными подарками!

Классическая конструкция хорошего проигрывателя виниловых пластинок 70-х годов прошлого века — это субшасси с подвеской на пружинных опорах. Достаточно вспомнить советский бестселлер "Электроника Б1-01", американский Acoustic Research XA или английский Linn Sondek LP12.


На прошлых выходных, 9 и 10 июля, нам повезло поприсутствовать на Venta Cup 2016 CSI**: международном турнире по конкуру. А гости турнира смогли послушать различные музыкальные композиции на трех Hi-Fi системах, которые мы привезли на выступление и познакомиться поближе с миром портативного аудио.

+7 (812) 602-96-82

^ Наверх