Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Как выбрать: AV-процессор как центр домашнего кинотеатра

Кому-то для просмотра кино достаточно смартфона, кто-то предпочитает планшет, многие используют компьютер. Большинство этих людей с недоумением относятся к идее смотреть фильмы с помощью телевизора, а некоторые даже и не знают о существовании проекторов. Но не будем о грустном. Допустим, что вы как раз относитесь к тому прозорливому меньшинству, которое привыкло ни в чем себе не отказывать, в том числе и в качестве картинки. Но кино — это не только картинка, а еще и звук. Причем звук зачастую многоканальный, то есть физически не укладывающийся в пару простеньких динамиков телевизора (а может и не пару, но от этого не менее простеньких) и уж тем более отсутствующий в проекторе. Что же делать?

XL_MX160_Angle_Right.jpg

Самый простой вариант — купить саундбар, кстати, мы об этом уже писали. Если в чудеса психоакустики вы не верите или просто настроены более решительно — можно раскошелиться и на комплект колонок, благо среди них попадаются и весьма неплохие, при этом, скажем, система Bose обойдется вам в несколько сотен тысяч рублей. Отдельным AV-ресивером и специализированными колонками обзаводятся разве что завзятые видеофилы, но мы сегодня пойдем еще дальше и расскажем об AV-процессоре — самом настоящем сердце (или мозге?) домашнего кинотеатра.

1.jpg

Ну, прежде всего — почему процессор, а не ресивер? Укажу лишь самые основные причины. Во-первых — разнесение низкоуровневых сигнальных схем и высокоуровневых силовых самым благоприятным образом сказывается на качестве звучания и изображения. Во-вторых, — вынесение схем обработки сигнала в отдельное устройство облегчает в дальнейшем модернизацию вашего домашнего кинотеатра, ведь чем из большего числа отдельных компонентов он состоит, тем проще заменить любой из них. В-третьих, AV-процессор чаще всего оказывается одной из флагманских моделей у большинства производителей и включает в себя самые современные функции.
trinov-s-alitude-38-has-gained-dts-x-support.jpg
А так ли уж нужен этот самый пресловутый многоканальный звук? Смотрели же наши бабушки с дедушками и мамы с папами обычное звуковое кино, да и мы еще помним -дцатую копию на VHS с любимым фильмом. Про картинку поговорим в другой раз (хотя я пока не встречал людей, не способных однозначно дифференцировать по изображению такие носители, как VHS/DVD/Blu-ray и 4K), а про звук — только факты: четверть века назад, со второй серии бёртоновского «Бэтмена», началось победное и, я бы даже сказал, неотвратимое шествие по планете формата Dolby Digital. С таким звуком в итоге было снято почти 20 тысяч фильмов. На первое время хватит? Если же и этого мало и вас интересуют последние достижения киноиндустрии, то 5 лет назад в Голливуде открылся первый кинотеатр, оборудованный трехмерной объектно-ориентированной системой Dolby Atmos и по состоянию на декабрь прошлого года было снято уже более 500 фильмов с такой звуковой дорожкой. Так что декодировать есть что.

Casablanca_IV_Black.jpg

Итак, каким он должен быть, ваш AV-процессор мечты, что должен уметь? Ну прежде всего — форматная совместимость. Dolby Atmos сейчас — это прожиточный минимум, желателен также DTS:X, а в идеале и Auro-3D. Это не значит, что все они пригодятся одновременно, но их наличие в процессоре косвенно свидетельствует об уровне компетентности его разработчиков, а заодно и означает наличие всех остальных, менее продвинутых форматов, в том числе и пресловутый 4K, поэтому перечислять их мы и не будем.

Многие придирчиво пересчитывают доступные каналы, а некоторые и сетуют, что их слишком много, не желая платить за ненужные. В этом кстати и заключается еще один положительный момент покупки процессора, а не ресивера. Пара дорожек на плате и пара строк в софте явно стоят дешевле, чем полноценный выходной каскад в железе, поэтому каналы в процессоре лишними или обременительными не станут. Но безусловно, было бы неплохо, если бы при необходимости их можно было перераспределить, например на другие зоны или на bi-amping.

d2-v2.57.jpg

Применительно к основному назначению процессора, то есть звуковому сопровождению кинофильмов, будет явно не лишним наличие эквалайзера, а еще лучше — системы коррекции акустики помещения. А вот что касается автокалибратора — без него можно и обойтись, потому что руками это сделать все равно будет надежней, особенно умелыми. Что же касается скажем так вторичных функций, то прежде всего нужно убедиться в наличии проводного и беспроводного подключения к Сети, затем — опций потокового воспроизведения, от радиостанций до стриминговых сервисов (Tidal, Spotify и т. д.), возможности использования процессора в качестве ЦАП, в том числе и через USB, ну и естественно Bluetooth, AirPlay и прочих протоколов для мобильных устройств.

datasat-rs20i-surround-sound-processor-featured.jpg

Наличие встроенного фонокорректора, равно как и аналоговых входов в целом — вопрос дискуссионный. Дело в том, что в связи с большим количеством различных средств обработки аудиосигнала в современных устройствах, обработки эти по большей части производятся «в цифре», а для этого аналоговый сигнал нужно соответственно сначала оцифровать. Поэтому если вам жизненно необходимо иметь 100%-но аналоговую стереосистему, то лучше собрать ее отдельно, а процессору оставить все цифровые источники. И не забудьте заранее посчитать эти источники и сопоставить их с количеством входов/выходов у предполагаемой покупки, чтобы потом не докупать всякие разветвители. А вот что касается аналоговых аудиовыходов, то тут как раз не стоит себя ограничивать, и если вы планируете использовать процессор в достаточно большом помещении и тем более с активными колонками, то желательно наличие у него XLR-выходов, ведь этот формат как раз и был создан для передачи сигнала на большие расстояния без потерь и помех.
Как выбрать хороший саундбар? Рассказываем!
Как выбрать хороший саундбар? Рассказываем!
Как выбрать: Предусилитель — самое незаметное или самое главное звено?
Как выбрать: Предусилитель — самое незаметное или самое главное звено?