Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Как выбрать: Предусилитель — самое незаметное или самое главное звено?

Нынешнему поколению любителей музыки, выросшему на смартфонах, наушниках и Bluetooth-колонках, сложно представить себе важность отдельных компонентов полноценной стереосистемы. Нет, уверять молодежь в необходимости наличия акустических систем пока еще не надо, с усилителем мощности тоже все понятно, но вот скажем когда речь заходит об источниках сигнала, многие всерьез убеждены, что в этом качестве вполне может выступать например айфон или на худой конец какой-нибудь видеопроигрыватель. Про сетевые фильтры, кабели и стойки на этот раз скромно промолчим, а обратимся к такой казалось бы «незначительной мелочи» как предварительный усилитель.

pass_xs_preamp_extra6.jpg

Если современные меломаны в чем-то и правы, так это в том, что предварительный усилитель, даже очень высокого качества, это по сути самый незаметный, причем в первую очередь в звуковом плане, элемент аудиотракта. Понятно, что львиную долю характерности звучания системы берут на себя колонки, хотя, согласно Айвору Тифенбрюну, плохой источник не исправят даже они, а что касается усилителя мощности, то это практически часть колонок, по крайней мере с точки зрения их взаимодействия. И что же остается преду?

MBL92_07_6010.jpg

Казалось бы — практически ничего, разве что коммутировать различные источники и регулировать громкость. Но это только кажущаяся простота. Дело в том, что электроника — это наука о контактах, а вот как раз их в предусилителе больше всего. Если источник отдает сигнал линейного уровня, а усилитель мощности усиливает его, без каких либо отклонений, то путь сигнала по предусилителю на редкость тернист. Усилитель мощности в теории может обходиться только одним каскадом, оконечным, а в преде их чаще всего как минимум три: входной, усилительный и выходной. Исходя из их расположения, несложно догадаться, что входной каскад служит для согласования с источниками сигнала, усилительный занимается усилением (иногда с единичным коэффициентом) и регулировкой уровня сигнала, а выходной необходим для согласования с усилителем мощности.

875-mln52_stack_lft_hi_wht_r.wtm-25x25.714fb7c06c.jpg

Для переключения входов могут использоваться реле либо же механический переключатель, для регулировки громкости — потенциометр, резистивная матрица, набор сопротивлений и реле или галетный переключатель. Рискну предположить, что механические переключатели входов и резисторов в регуляторе уровня — это вероятно самая ультимативная реализация конструктива предварительного усилителя, но во-первых это вовсе не значит, что все остальные варианты звучат неприемлемо, а во-вторых ультимативная она в том числе и по стоимости, в силу не только дороговизны комплектующих, но и сложности их подбора с точки  зрения совпадения характеристик. Судите сами — скажем для балансного регулятора нужно подобрать четыре набора сопротивлений с абсолютно идентичными значениями. А некоторые умудряются даже моторизовать их, но это конечно уже высший пилотаж.

3010_Angle_NoBG.png

С учетом такого количества различных нюансов — как же выбрать подходящую модель? Рискуя показаться банальным, скажу, что основными критериями все равно должны стать качество звучания и финансовые возможности. Что же до функционала, то я бы начинал с определения числа источников в системе, как нынешних, так и потенциальных. И если, скажем, вы не планируете слушать решительно ничего, кроме например компакт-дисков, то по моему разумению логичней приобрести качественный проигрыватель с регулировкой уровня выходного сигнала, нежели тратиться на отдельный блок, 90% функционала которого вами никогда не будут востребованы.

11930825_706177932858894_1419063650333693943_o.jpg

Еще один достаточно неоднозначный момент — дополнительный функционал предусилителя, а именно — фонокорректор, ЦАП, усилитель для наушников и т. д. С одной стороны — это безусловно удобно, с другой — нужно отдавать себе отчет, что встроенный элемент почти наверняка будет уступать внешнему, специализированному. Но тут уже следует исходить из частоты приоритетности использования. Если, скажем, ЦАП вам нужен, чтобы от силы раз в полгода подключить телефон и послушать какой-то новый хит, то встроенного, что называется, хватит за глаза, а если у вас имеется какой-то серьезный стационарный цифровой транспорт, то грех его использовать по остаточному принципу.

be0046735a1a020c4b7d4351cdf29a43.jpg

Лампа или транзистор? На самом деле, применительно к слаботочным предварительным цепям этот вопрос не столь актуален и по большому счету все равно упирается в вышеозначенное качество звучания. Лампы в преде вряд ли будут всерьез окрашивать звук, равно как и требовать постоянного ухода, это все-таки не усилитель мощности. Вопрос скорей может возникнуть применительно к пассивной либо активной схеме регулировки уровня сигнала, но тут уже надо исходить из совокупных параметров источника и усилителя мощности, говорить же в отрыве от них, какая из схем лучше — бессмысленно.

7082013411201.jpg

И напоследок о главном. Можно бесконечно твердить о том, что главное в аудиосистеме — это звучание и основная задача его ничем не испортить, в том числе различным сервисным функционалом, но — трижды подумайте, прежде чем отказываться от таких опций, как дисплей и пульт дистанционного управления. Все же прослушивание музыки — это в первую очередь удовольствие, а совмещать его с бесконечной суетой вокруг стойки с аппаратурой не всегда получается, иногда хочется просто посидеть в кресле.
Как выбрать: AV-процессор как центр домашнего кинотеатра
Как выбрать: AV-процессор как центр домашнего кинотеатра
Выбираем усилитель для наушников!
Выбираем усилитель для наушников!