Прежде всего сабвуфер — это акустическая система, воспроизводящая частоты ниже стандартного НЧ-диапазона. Если мы говорим об устройстве с динамиком калибром 5-6 дюймов, с трудом преодолевающем границу скажем в 50 Гц, то это не сабвуфер, а НЧ-излучатель в отдельном корпусе. Такие варианты тоже имеют право на жизнь, но называть их сабвуферами по меньшей мере наивно. Сабвуфер — это динамик диаметром 8-15 дюймов, снабженный корпусом, усилителем и соответствующей электроникой. Пассивный сабвуфер, то есть динамик в корпусе без усилителя — это экзотика либо инсталляционный продукт, практического смысла в классическом применении он не дает.
Традиционное акустическое оформление сабвуферного динамика — фазоинвертор, он позволяет достичь достаточно низкой граничной частоты в относительно компактном корпусе, за счет некоторых компромиссов в качестве звучания. Чуть более качественный вариант — пассивный радиатор. Ну и наиболее музыкальный сабвуфер — это, конечно же, закрытый ящик. Впрочем он же и наиболее сложный в расчетах и производстве, ну и как следствие наиболее затратный с точки зрения стоимости. Пожалуй что высший пилотаж в сабвуферостроении — это головка с акселерометром и сервоусилителем, но такие решения встречаются исключительно редко и чаще всего у флагманских моделей действительно профильных производителей.
Класс встроенного усилителя — вопрос дискуссионный. С одной стороны, канонический АВ вероятно будет все же несколько благозвучней, с другой — касается это исключительно стереосистем, и в домашнем кинотеатре вряд ли сколько-нибудь ощутимо. А пресловутый класс D, в данной ситуации, оказывается на удивление кстати, потому что усилитель работает на один динамик, а не комплексную реактивную нагрузку, компактен, имеет существенный запас мощности, мало греется и т.д.
Функционал сабвуфера — отдельная история. Уровень сигнала, частота раздела, крутизна фильтра, фаза — это пожалуй что разумный минимум, в том случае, естественно, если вы умеете всем этим пользоваться. Что же касается дополнительных «излишеств», то их список практически неисчерпаем: параметрический эквалайзер, беспроводное подключение, дистанционное управление, настроечное приложение для мобильных устройств... Впрочем, в умелых руках все эти дополнительные опции в состоянии принести ощутимую пользу.
Хотелось бы поподробнее остановиться на трифонике. С одной стороны — это компромиссный вариант стереосистемы, ведь пара хороших напольников в любом случае будут формировать гораздо более цельную звуковую картину. С другой — в студийной практике почти все мониторы — это полочные модели, которые с легкостью дополняются студийными же сабвуферами. Главное, о чем нельзя забывать, собирая такой комплект — сателлиты и сабвуфер должны совпадать тембрально и динамически, фактура звучания должна быть единообразна, иначе даже при грамотно выбранной и достаточно низкой частоте раздела переход от одного излучателя к другим будет весьма ощутим. Тоже самое касается и демпфирования НЧ-головок в системе, быстрые сателлиты и медленный саб будут диссонировать между собой. Ну а в случае грамотного подобранного сабвуфера, основные колонки и сами существенно улучшат свое звучание, причем даже в СЧ/ВЧ-диапазоне, за счет разгрузки баса. Увеличится динамический диапазон, уменьшатся искажения, пропадет модуляция верхних частот нижними и т. д. Про кинотеатральные преимущества полагаю не стоит и говорить, они очевидны.