Степень интеграции либо же сепарации компонентов тракта всегда являлась камнем преткновения для всех аудиофилов. Кто-то не гнушается и системами «все-в-одном», вплоть до беспроводных колонок (хотя следует признать, что качество их в последнее время существенно выросло, впрочем, как и стоимость), а кто-то признает исключительно раздельный подход, вплоть до поканальной сегрегации и вычленения блоков питания, коммутации, индикации, управления и т. д.
Есть мнение, что один из первых в мире ресиверов был разработан Сиднеем Харманом и Бернардом Кардоном в 1954 году и назывался он Festival D1000. Сейчас объединение в одном корпусе FM-тюнера, предварительного усилителя и усилителя мощности кажется логичным, но тогда это решение было практически революционным. Сегодня ресивером чаще всего называют кинотеатральный компонент, объединяющий в одном корпусе видеокоммутатор, декодер многоканального звука, иногда фонокорректор, тюнер, ЦАП и потоковые сервисы, а также предварительный и оконечный усилители. Но загромождать жилое помещение кучей колонок есть желание и возможность далеко не у всех, а вот противников просто послушать музыку с комфортом и качеством лично я знаю немного. Именно для них сейчас и производятся стереоресиверы. Что же они собой представляют?
Скажем так: FM-тюнер, предварительный усилитель и усилитель мощности — это нынче прожиточный минимум, которым никого не удивишь. Поскольку весь мир развлечений стремительно оцифровывается, то к списку почти что обязательных опций я бы добавил цифро-аналоговый преобразователь, причем оснащенный не только банальными оптическими и коаксиальными входами, но и актуальным USB. Ну а поскольку физические носители, начиная с канонического компакт-диска, начинают сдавать свои позиции, то желательно иметь не только конвертер, но и файловый проигрыватель, равно как и возможность подключения внешних накопителей. А поскольку накопители могут быть не только локальными, но и сетевыми и кроме того, учитывая факт активного развития потоковых сервисов, я бы озадачился наличием в аппарате возможности проводного и беспроводного подключения к сети. Но, это вовсе не исключает наличие в ресивере дискового привода, в том числе и для SACD.
Другое дело, что помимо очевидных «плюшек» такой привод — это еще и единственный механический элемент в ресивере, а я хочу напомнить, что «видеодвойки» в свое время ломались чаще просто телевизоров, а чинить их приходилось тоже «оптом», а не предметно. Еще один актуальный источник музыки — смартфон, отсюда желательность присутствия Bluetooth (для Android) и AirPlay (для iOS). Хорошо бы иметь разъем для подключения наушников, ведь не всегда получится слушать музыку громогласно.
Отдельным пунктом в списке возможного функционала стоит HDMI-коммутация. С одной стороны — для видеотрактов есть полноценные AV-ресиверы. С другой — никто не мешает смотреть кино с качественным стереозвуком и вряд ли это радикально испортит действительно хорошую картину. Но тут уж вопрос скорее размещения данного аппарата, а не жизненной необходимости: скажем, в кабинете, на мой взгляд, будет достаточно исключительно аудиофункционала, а в гостиной его вполне можно совместить с телевизором.
Есть ли сейчас на рынке признанные производители подобного класса техники? А пожалуй что и нет. Ассортимент не столь велик, чтобы потеряться в нем окончательно, но достаточно обширен для осознанного и разумного выбора. Стоимость также колеблется от пары десятков до нескольких сотен тысяч рублей, так что покупатель с любым кошельком найдет себе подходящий вариант.