Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Как выбрать: напольная акустика — чем больше, тем лучше?

Человек слышит звуки в частотном диапазоне 10 октав. Много это или мало? Представьте себе, что длины волн на краях этого диапазона отличаются на три порядка, причем самая низкочастотная волна (20 м) «поместится» разве что в очень просторном помещении, а самая высокочастотная (2 см) соизмерима с малейшими движениями головы слушателя, чуть повернулся — и звучание изменилось, это уж не говоря про положение самих колонок. Но любопытно другое — если многим хорошим напольным колонкам подвластна, скажем, частота в 20 Гц, то даже самые неплохие «полочники» с трудом опускаются ниже отметки в 50 Гц. Выходит, что большие напольные колонки — это в первую очередь полноразмерный форм-фактор, в рамках которого можно реализовать самые различные технологии: звукоизвлечения, акустического оформления, усиления и т. д. Как же в них не потеряться?

kak-vybrat-napolnuyu-akustiku-2.jpg


Начнем с основ, то есть с баса. Низкочастотный регистр любой акустической системы складывается из двух составляющих — непосредственно излучателей, а также их акустического оформления. Для начала о тех, которые этого самого оформления не требуют — то есть о ленточных и электростатических моделях. У них есть масса различных достоинств, однако есть и существенный недостаток - бесполезно пытаться получить от них какой-то сверхнизкий бас. И это я еще ни словом не обмолвился про дипольный характер излучения, низкий импеданс, относительно узкую диаграмму направленности и т. д. Поймите меня правильно, пленочные колонки могут играть хорошо и даже очень хорошо, но все равно они играют несколько специфически и сложно их советовать и тем более покупать «за глаза».

kak-vybrat-napolnuyu-akustiku-3.jpg


А что же старый добрый диффузорный динамик? А с ним всё по-прежнему и как раньше действует правило — чем больше, тем лучше. Нет, можно конечно вооружиться формулами и посчитать, что скажем три 5-дюймовых излучателя по суммарной площади диффузоров соответствуют одной «десятке». Но это примерно как складывать дульную энергию пулек для пневматики в надежде получить аналог хотя бы пистолетного патрона. Да, играть оно будет возможно так же громко, но почти наверняка не также глубоко, если только сознательно не «облегчать» конструкцию пресловутого «лопуха», в расчете получить допустим высокую чувствительность. Но мы рискуем углубиться в технические дебри, поэтому еще раз повторю на доступном уровне — больший по диаметру динамик при прочих равных почти всегда обеспечит более глубокий бас.

kak-vybrat-napolnuyu-akustiku-5.jpg


Но колонка — это не только динамик, но и корпус (а если говорить грамотно, то акустическое оформление). Какое же из них лучше? Самое хорошее — это как ни странно то, которого нет. Идеальная колонка — это еще одна комната. И я не шучу. Самым правильным акустическим оформлением, то есть нагрузкой для тыльной стороны диффузора будет отсутствие этой самой нагрузки, ну или нагрузка, которой можно пренебречь. Поскольку диффузор при движении вытесняет определенный объем воздуха, то пренебречь можно во много раз большим объемом. Динамик, установленный в межкомнатную стену и направленный «лицом» в одну из них, «спиной» находится в другой, но объем воздуха в ней столь велик, что никак не влияет на его движение. Но это утопия, называемая «бесконечный экран». Ближайшее же практическое воплощение утопии — это так называемый закрытый ящик, то есть фактически герметичный корпус с объемом воздуха внутри, не оказывающим существенного влияния на движение диффузора. Но кто захочет тратиться на материалы для изготовления пары шкафов? И кто захочет размещать эти шкафы у себя в комнате? Поэтому подобное оформление встречается достаточно редко, вдобавок производитель зачастую использует не оптимальный, а минимально возможный внутренний объем корпуса, а это неизбежно приводит к повышению нижней граничной частоты.

kak-vybrat-napolnuyu-akustiku-4.jpg


Можно ли улучшить ситуацию, не увеличивая габариты корпуса? Можно, но снова дорого. Так называемое изобарическое акустическое оформление представляет собой традиционный динамик, установленный на внешней панели корпуса и... еще один точно такой же динамик, но — находящийся внутри, позади первого. Идентичный сигнал подводится к ним обоим одновременно, но если внешний динамик воспроизводит музыку, то внутренний, двигаясь с ним в такт, обеспечивает неизменность давления на тыльную сторону диффузора внешнего динамика, тем самым имитируя вышеописанный «бесконечный экран». И все бы хорошо, но требуется вдвое больше динамиков, вдобавок попарно подобранных с целью совпадения параметров и кроме того хороший усилитель, способный двигать это вдвое больше число динамиков. Сплошные расходы!

kak-vybrat-napolnuyu-akustiku-1.jpg


А если отказаться от внутреннего динамика и попробовать рассеять излучение тыльной стороны диффузора внешнего? Такой вариант называется трансмиссионной линией и представляет собой своего рода лабиринт, отделанный поглощающим материалом. Его длину отражает еще одно название — четвертьволновой резонатор, означающее, что для эффективной работы до определенной частоты его протяженность должна составлять четверть длины волны для этой самой частоты, то есть для 20 Гц это больше 4 м.

kak-vybrat-napolnuyu-akustiku-6.jpg


Так что же, простых решений не бывает совсем? Конечно бывают, их как раз абсолютное большинство. Это так называемый фазоинвертор. Что он делает? Да собственно говоря инвертирует фазу, то есть заставляет фронтальную и тыловую поверхности диффузора звучать синфазно, не вызывая акустического короткого замыкания и увеличивая уровень звукового давления. Естественно, что недостатков у этого метода хватает, начиная с резкого снижения отдачи после частоты настройки и призвуков самого порта, за счет прохождения через него воздушных потоков. Отчасти исправить ситуацию помогает так называемый пассивный радиатор, то есть фактически динамик без магнитной системы.
В рамках одного материала сложно описать все премудрости выбора колонок, поэтому подытожу. С басом мы в целом разобрались, СЧ/ВЧ-излучатели у напольной акустики по большому счету аналогичны их полочным собратьям, а что касается внешней отделки — на скорость она, по-большому счету, не влияет, так что выбирать ее предстоит исключительно на глазок, под личные пожелания или требования дизайнера.
Как выбрать усилитель мощности, или Оконечный усилитель — что это за зверь?
Как выбрать усилитель мощности, или Оконечный усилитель — что это за зверь?
Как выбрать стереоресивер: просто добавь колонки
Как выбрать стереоресивер: просто добавь колонки