Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Как выбрать усилитель мощности, или Оконечный усилитель — что это за зверь?

Залог хорошего звучания аудиосистемы, будь то стерео или домашний кинотеатр — это не только качество отдельных ее компонентов, но и вопрос их совместимости. И если носители информации должны быть совместимы с их проигрывателями, а например, акустические системы — с помещением прослушивания, то усилитель в первую очередь должен подходить к колонкам. По аналогии с автомобилями, колонки — это шасси, усилитель — мотор, ну а комната, если на то пошло, — дорога.
Не секрет, что система зачастую начинает строиться как раз от колонок. Во-первых, исходя из факта наличия помещения. Во-вторых, по причине наибольшей заметности (с точки зрения дизайна) в этом помещении акустических колонок. В-третьих, из-за наибольшего влияния именно колонок на совокупное качество звучания системы. Ну а непосредственно к колонкам подключается оконечный усилитель или как его еще называют — усилитель мощности, хотя фактически он усиливает ток и напряжение.

kak-vybrat-usilitel-moschnosti-1.png

Пожалуй, что главный классификационный критерий выбора усилителя мощности — это его схемотехника: ламповая, транзисторная либо же гибридная. Начнем с последней. Классической является схема с ламповыми входными каскадами и полупроводниковыми выходными. Логика тут следующая — лампы на входе, зачастую с единичным коэффициентом усиления, фактически сигнал не усиливают, но, пропуская его через себя, придают звучанию даже не окраску, а скорее некий характер, естественно — теплый и ламповый, но при этом не приторно-сладкий. Ну а, собственно говоря, транзисторы на выходе, обеспечивают необходимую мощность и контроль акустики при должной нейтральности. Тем не менее, пусть и гораздо реже, встречается обратный вариант, когда полупроводниковые входные каскады обеспечивают точность работы со слабым линейным сигналом, а непосредственно его усиление возложено на лампы, обеспечивающие нужный вкус финального звука.

kak-vybrat-usilitel-moschnosti-2.jpg


Но вернемся к началу начал звукоусиления, которому, на минуточку, в прошлом году стукнуло уже 100 лет. Да-да, в далеком 1906 году американский изобретатель Ли де Форест разработал так называемый аудион, а проще говоря — триод, электронную лампу, управляющую током в сети посредством входного сигнала. Собственно говоря на триодах были построены первые однотактные усилители. Однотактными они называются потому, что посредством одного элемента усиливают весь сигнал, а не одну из его полуволн, положительную или отрицательную. Тем самым исключается так называемый эффект отсечки, когда один элемент заканчивает работу со своей полуволной, а другой начинает. Естественно, что однотактные усилители работают исключительно в классе А, то есть усилительный элемент никогда не закрывается. С пользовательской точки зрения это означает постоянное потребление усилителем максимально возможной для него энергии, даже на холостом ходу, с соответтсвующим тепловыделением. Ну и, конечно же, более естественное звуковоспроизведение.

kak-vybrat-usilitel-moschnosti-4.JPG


Недостатки ламповых однотактных усилителей давно и хорошо известны: это низкая выходная мощность, высокое выходное сопротивление и большой процент КНИ. В какой-то мере справляются с ними транзисторные однотактные усилители, но подобная схемотехника — скорее аудиофильская экзотика, нежели общепринятая практика. Что же касается современных ламповых усилителей, то абсолютное большинство их нынче — двухтактные, а в качестве усилительных элементов применяются лучевые тетроды (самая популярная серия — KT, kinkless tetrode, т. е. тетрод без перегиба ВАХ) либо пентоды, например EL34. Что касается ламповых моделей в целом, то им, по сравнению с транзисторными оконечниками, свойственна меньшая выходная мощность (хотя бывают и модели с выходом 1,5 кВт на пару каналов), худшее демпфирование нагрузки (то есть менее собранный бас) и необходимость периодического обслуживания, то есть подстройки и замены. Я бы сказал так — лампы скорее любят ушами и иногда глазами, нежели кошельком и руками.

kak-vybrat-usilitel-moschnosti-5.png


Ну а примерно пол века назад началось массовое нашествие транзисторной аудиотехники, которая следом за эйфорией вызвала резкое неприятие тогдашних (а порой и нынешних) аудиофилов. Причина была достаточно банальна — чтобы обеспечить больший контраст ТТХ на фоне маломощных и энергоемких ламповых схем, разработчики первых транзисторных аппаратов переводили их в глубокий класс В, где вышеупомянутый эффект отсечки проявлялся особенно явно. Но 5-ваттный ламповый усилитель в классе А и 100-ваттный транзисторный в этом же классе — это две большие разницы, в том числе и по стоимости. Оригинальное решение предложил известный американский разработчик Дэн Д'Агостино из компании Krell и называлось оно Sustained Plateau Bias, то есть по сути — адаптивный класс А. Дабы не зарываться в технические дебри, попробую объяснить на пальцах. Канонический усилитель в классе А всегда потребляет полную мощность, то есть для 100 Вт заявленной выходной она составит примерно пол кВт входной. А усилители Krell могли автоматически подстраиваться и если скажем на выходе нужно было обеспечить 10 Вт в классе А, то и потребляли они 50 Вт, ну а когда надо было отдать все 100 — тогда и потреблялось 500. Задумка эта была не только и не столько для экономии электроэнергии, хотя и этот момент достаточно актуален, но и с точки зрения температурного режима аппарата, а отсюда и его долговечности, ведь постоянно и активно прогревать элементы схемы отнюдь не полезно.

kak-vybrat-usilitel-moschnosti-6.jpg


Возвращаясь к совместимости усилителей и колонок. Тут на самом деле все достаточно просто, хотя зачастую эта простота не означает дешевизну. Чего хочет маломощный ламповый усилитель с высоким выходным сопротивлением? Он хочет высокочувствительную АС с относительно ровным характером модуля импеданса, желательно не ниже 4 Ом (а лучше восьми) и без фазовых проблем. Широкополосные излучатели и модели с рупорным акустическим оформлением также приветствуются. Опять же - «сварочный аппарат» (высокомощный транзисторный усилитель) для таких колонок как минимум бессмысленен, а как максимум — опасен. Им подавай массивные многополосные конструкции в сложной расфильтровке или, скажем, электростаты и ленты. Целесообразность использования пресловутого класса D в качественных стереосистемах лично мне кажется весьма сомнительной. Главное их преимущество — это высокий КПД и малые габариты, в полной мере они проявляются разве что в бюджетных кинотеатральных решениях.
Как выбрать портативный плеер?
Как выбрать портативный плеер?
Как выбрать: напольная акустика — чем больше, тем лучше?
Как выбрать: напольная акустика — чем больше, тем лучше?