Санкт-Петербург, Литейный пр., 30

Тест проигрывателя винила Perpetuum Ebner PE4040 от журнала Stereoplay

В четвертом номере авторитетного немецкого журнала Stereoplay за 2016 год был опубликован подробный отчет о тестировании проигрывателя грампластинок Perpetuum Ebner PE4040. Публикуем перевод этого материала.

Как гласит пословица — легенды никогда не умирают. Однако применительно к старому доброму аналоговому звуку бывали и исключения. Один из самых легендарных германских производителей проигрывателей, основанный в 1911 году и находившийся на вершине славы пол века назад, уже в начале 70-х гг. сошел со сцены. Называлась компания Perpetuum Ebner или сокращенно PE. Причина «ухода со сцены» и с полок магазинов была достаточно тривиальной — в том же самом маленьком городке Санкт-Георген, что в окрестностях Шварцвальда, была основана компания Dual. Обе эти компании имели общие корни в лице фабрики точного машиностроения братьев Штейдингер и начиная с 20-х гг. активно конкурировали на рынке фонографов. В 1973 году, когда появлялось все больше и больше японских производителей, они снова объединились, но вновь Dual одержал победу в борьбе за потребителя, использовав дизайнерские и конструктивные идеи PE. И вполне возможно, что аппараты под этой маркой давно бы уже канули в Лету, если бы не фанатизм армии коллекционеров, разыскивающих и реставрирующих выдающиеся модели прошлых лет, например автоматический 2020 с роликовым приводом, благо запчасти до сих пор доступны.

Феникс из пепла

PE-4040-1.jpg

Тот факт, что легендарная продукция Perpetuum Ebner какое-то время выпускалась под маркой Dual и что даже после банкротства в 1982 году производственные мощности в Санкт-Георгене сохранились и до сих пор используются компанией, был известен лишь немногочисленным энтузиастам Hi-Fi. Вольфганг Эптинг, житель Санкт-Георгена и «по совместительству» заядлый аудиофил, загорелся идеей реинкарнации столь безвременного ушедшего бренда. Его поддержали некоторые из бывших сотрудников обоих компаний. Флагман нынешнего модельного ряда, PE4040, демонстрирует уникальные технологии и решительно отметает всякие сомнения в том, что возрождение PE всего лишь маркетинговый ход.

Изображение в 340-SPEZIAL-Plattenspieler-Perpetuum-Ebner-4040-stereoplay-2016-04_englisch.cdr.jpg

Безусловно, многое изменилось за прошедшие с момента триумфа PE 50 лет, ролик уступил место пассику и нынешние меломаны уже не так заинтересованы в автоматизации конструкции. Тем не менее, базовая конфигурация сохранила известную схожесть с оригиналом: субшасси крепится на трех пружинах, развязывая опорный диск и тонарм от остальных элементов конструкции, включая электродвигатель. Как известно, противники идеи наличия в проигрывателе субшасси часто называют его воблером за характерное покачивание при внешнем воздействии, однако в данном случае опорный диск массивен, а пружины используются достаточно жесткие, чтобы исключить появление собственных резонансов. С этой же целью центр тяжести находится не на оси диска и упругость пружин не одинакова (их подстройка возможна, но в этом нет необходимости, по причине калибровки еще на заводе). Еще один элемент виброразвязки изолирует шасси от двигателя ebm-papst с электронным контролем скорости. Это сорботановые прокладки, приклеенные к днищу опорной плиты двигателя. Ось опорного диска традиционно упирается в стальной шарик, но во избежание его преждевременного износа дополнительно используются два идентично намагниченных кольца, отталкивающихся друг от друга и снижающих нагрузку. В связи с этим установка пассика требует определенной сноровки, так как без внешнего диска внутренний находится существенно выше. Этот внешний диск в свою очередь также задемпфирован специальной пеной и битумом.

Вдохновленный прошлым

Изображение в 340-SPEZIAL-Plattenspieler-Perpetuum-Ebner-4040-stereoplay-2016-04_englisch.jpg

Расположение тонарма на своего рода отдельной площадке шасси типично для дизайна PE, но фактически он закреплен на невидимом внутреннем субшасси, которое напрямую не контактирует с внешним корпусом. Стандартная комплектация PE4040 включает в себя тонарм Thorens TP92, который настолько гармонично вписывается в шасси, как с визуальной, так и с механической точки зрения, что как будто был специально разработан для данного проигрывателя. В качестве штатной головки используется Ortofon 2M Bronze.
Запись Инги Румпф A Man's World была воспроизведена проигрывателем с удивительной гармонической целостностью, реалистичной прорисовкой пространства, уверенным тональным балансом и подлинным энтузиазмом.
Распространенное мнение, гласящее, что у субшасси на упругом подвесе неизбежны проблемы с басом, было опровергнуто насыщенной, но не смазанной органной симфонией Сен-Санса (дирижер Жан Мартинон), а также классической Love Over Gold от Dire Straits. Комбинация Thorens 907/Benz ACE безусловно обеспечивала еще большее разрешение, но не могла сравниться с PE/Ortofon по энергичности.
Качественный потенциал PE4040 позволяет с легкостью использовать гораздо более дорогие головки, например мы попробовали Audio Technica OC9 и остались очень довольны. Таким образом, проигрыватель подойдет как ностальгирующим меломанам, так и заядлым аудиофилам. Как же хорошо, что хотя бы некоторые мечты становятся реальностью.

Мальт Рунке

Тест компонентов Krell: предусилителя Illusion II и усилителя мощности Duo 175
Тест компонентов Krell: предусилителя Illusion II и усилителя мощности Duo 175
Тест Perpetuum Ebner PE4040 от салона HiFi Audio
Тест Perpetuum Ebner PE4040 от салона HiFi Audio