Как шутят сами основатели Martin Logan, Гейл Мартин Сандерс и Рон Логан Сазерленд, нынешнее название компании "просто звучало лучше, чем СандерсСазерленд". На заре возникновения бренда эти двое были весьма разными людьми - Гейл был образован в архитектуре и маркетинге, а Рон был инженером-электротехником. Познакомились они в Hi-End салоне в Канзасе, где работал Сандерс, и свела их вместе страсть - как к музыке, так и к электростатической акустике. На тот момент в мире еще не было много удачных примеров подобных колонок, да и те, что были, зачастую отличались массивностью и плохо подходили для домашнего прослушивания. Поняв для себя, что они могут совершить прорыв в рамках данной сферы, Сандерс и Сазерленд принялись за работу, и первый прототип их собственной электростатической акустики увидел свет в 1980-ом году. Хотя зазвучал он на удивление неплохо, его внешний вид оставлял желать лучшего, да и при попытке поддать мощности акустика просто сгорела, породив на прощание чарующий разряд тока на своей поверхности. Тем не менее, это не стало преткновением для энтузиазма Рона и Гейла, и они продолжили эксперименты, сконцентрировавшись на использовании передовых материалов прямиком из аэрокосмической отрасли.
Благодаря упорству, уже в 82-ом году им удалось представить миру рабочий прототип, а в 83-ом на свет появилась первая полноценная электростатическая акустика от Martin Logan, получившая красноречивое имя Monolith. Она привлекла к себе заслуженное внимание, и компания запустила коммерческое производство. К 85-ому продажи наконец-то вышли на достойный уровень, позволив Martin Logan обрести твердую почву под ногами и создавать электростатические системы и впредь, одна из которых сегодня оказалась у нас в салоне. О ней дальше и пойдет мой рассказ.
Попавшие к нам Impression ESL-11A относятся в верхней линейке компании, Masterpiece Series. Как провозглашает сама компания, акустика Impression сродни художнику-импрессионисту - она стремится транслировать чувства музыки, стирая грань между искусством и эмоцией. Насколько удалось это на деле, мы разберемся несколько позже, а пока давайте насладимся необычным видом колонок и постараемся разобрать его на составляющие.
Визуально акустика довольно традиционна для своего типа, но только для него. Рядом же с любой другой, классической по своему строению акустической системой, ESL-11A моментально привлекает взгляд своей непривычной конструкцией. Большую ее часть (в высоту, разумеется) составляет рама с электростатическим излучателем, представляющим собой абсолютно прозрачную пленку, заключенную в защитный сэндвич из двух жестких перфорированных панелей. Несмотря на кажущуюся шаткость, данная конструкция на удивление прочна, и простирается ввысь из массивного, вытянутого в глубину основания, которое также является корпусом для басовой секции и кроссовера.
Хотя внешне колонки производят впечатление легких, на деле же они достаточно увесисты (если быть точным - каждая весит 41 килограмм), а их корпуса добротно демпфированы, благодаря чему уже после одной лишь оценки вида не приходится сомневаться в том, что бас у акустики уверенный. Дополнительное подтверждение этому находится и в самом строении низкочастотного звена - оно представлено парой 8-ми дюймовых вуферов, один из которых направлен на слушателя, второй же расположен на задней стенке. Помимо этого, на каждую колонку также приходится двойной 275-ти ваттный усилитель D-класса, питающий НЧ-звено и обладающий возможностью ручной регулировки интенсивности баса. Не лишним будет и упомянуть, что отделка корпусов представлена как 4 стандартными видами - черный и белый глянец, орех и темная вишня - так и целой семеркой премиальных, для гармонии с особыми дизайнерскими решениями вашего помещения.
Предвкушение - это важная часть любого процесса прослушивания. Оно может быть трепетным, когда ждешь чего-то особого, а может быть и напряженным, если отсутствует уверенность в предмете исследования. Но наиболее ценным, на мой взгляд, является предвкушение, преисполненное любопытства - этой искренней эмоции, которая цепко стремится рассмотреть что-то новое со множества ракурсов, хоть и не знает совершенно, что ее ожидает. Подходя к ESL-11A, я был полон ощущения, что даже если они меня и разочаруют - уж слишком специфичны бывают электростаты - то я, как минимум, извлеку из процесса необычный и полезный опыт. Мы подсоединили к каждой колонке кабель питания для работы басовой секции и подключили акустику к усилителю Gryphon Diablo, а в качестве источника задействовали сетевой ЦАП dCS Bartok.
Первое, за что цепляется слух - это легко ощутимая воздушность звучания, когда акустика не направляет звук по заданным динамиками векторам, а словно испускает его в окружающее ее пространство, заполняя все вокруг. Объем, глубина и почти физическая тактильность - все это мгновенно считывается ушами, позволяя погрузиться в звук. Сценическая картина равномерна, без ярких акцентов на каких-либо инструментах или исполнителях, однако, ее вовсе не назовешь мутной - будет вернее сказать, что она плавно растворяется в объеме звукового полотна, становясь единым целым с помещением, в котором ты находишься. Необычайно ярко и четко на этом фоне звучит бас, который отличает высокая степень взаимодействия с фонограммой - рисунок исходного произведения отрабатывается весьма достоверно, включая сложные ритмические переходы. Как и диапазон, создаваемый электростатической секцией, низкочастотный столь же легко читаем телом, он проходится по слушателю, отыгрывая именно ту эмоцию, которая заложена в композиции - будь то агрессивный, быстрый удар в техно, или плавный, затухающий гул в лиричном треке. Важно отметить, что инженерам компании удалось проделать серьезную работу по совмещению двух совершенно разных по природе секций - бас, средние и высокие гармонично работают вместе, и если даже вам покажется, что где-то они немного расходятся, вы всегда сможете подрегулировать интенсивность басовой секции за счет регулятора на задней стенке акустики.
Мне кажется, отдельной заслугой Martin Logan ESL-11A является отсутствие нарочитой эклектичности в звучании - оно цельное, хоть и непривычное. Поражая воображение глубиной пространства, они не скатываются в сухую аудиофилию, а наоборот, источают богатый спектр эмоций. Определенно, эту акустику легко отнести к разряду комфортной - она не требует высокого порога вхождения и может с легкостью зажечь огонь в душе даже совсем далекого от сферы человека. Но при этом, при должном внимании и погружении, ESL11A дарят весьма емкий звуковой опыт, приумножать который может стать вашим любимым вечерним занятием - лишь бы нашлось время. А оно, поверьте, у вас будет всегда - столь увлекательно иной раз звучат эти экстравагантные внешне, но очаровательные внутри колонки.
Автор - Андреещев Дмитрий